Побег с испытательного срока1
Это было единственная в моей богатой трудовой биографии компания, из которой я сбежал, не дожидаясь окончания 3-месячного испытательного срока - примерно через полтора месяца.
Компания занималась жилым строительством и сидела в самом центре города. В середине 10-х она сдохла с долгами перед дольщиками и своими же сотрудниками, с кучей проигранных ею исков и судебных предписаний. Но тогда,в середине нулевых, у нее все было более-менее шоколадно.
Когда я ездил туда на собеседования, а их было 4, все выглядело неплохо. Особняк в центре города, внутри - все блестело и сверкало. Сотрудники - все в костюмчиках и с бейджиками. Общение - только на "Вы", в общем отовсюду лезли успешность и финансовое благополучие.
Шел я на начальника отдела маркетинга. Собеседования прошел хорошо, получил оффер и вышел на работу. И вот тут полезло все то, что осталось мною недопонятым по причине моей безалаберности - спустя рукава посмотрел на отзывы:
1. Опоздания. Хотя ни я, ни мой отдел не работал напрямую с клиентами, не принимал звонки и пр., опоздания на 1 мин. означало замечание и штрафы. Через месяц моей работы был вызван в службу персонала и мне были предъявлены 2 моих опоздания - на 3 мин. и на 5 мин. Было сказано, что если я позволю себе и дальше так работать, то испытательный срок не переживу. На мою ремарку, что мы вообще-то в Москве и попасть в пробку можно всегда и везде, было сказано: выезжайте с запасом. Я как раз так и делал, но это не всегда спасало.
2. Гимн. Рабдень начинался и заканчивался гимном компании, передаваемым по внутреннему радио. Исполнял гимн хор сотрудников. Слава Богу, гимн был хотя бы был в записи. Помню первые пару строчек:
"Я люблю свою славную фирму.
И тот город, в котором живу ..."
Гимн, признаться, меня сильно смутил)
3. Дресс-код. Обязательный костюм, галстук и бейджик. Как у официантов. С клиентами, напоминаю, мы не работали. И в центральный офис клиенты практически и не заходили. За отсутствие бейджика полагался штраф.
4. Еженедельные пожарные тревоги. При объявленной по внутреннему радио тревоге, надо было взять самое дорогое и выйти на улицу. Хорошо, что было лето и наш отдел располагался в 3-х м от выхода. Потом надо было постоять минут 15 на улице, подождав, пока в установленное время не выйдут все сотрудники и можно было идти обратно. За невыход в установленное время полагался штраф. На штраф обычно попадали невезучие дамы, сидящие во время объявления тревоги в туалете))
5. Регулярные проверки наличия присутствия. Выполнялись службой персонала и СБ. Если сотрудника не было на рабочем месте, уточнялось, где он? За 10-минутное отсутствие, если оно было не в обеденный перерыв, полагался штраф. Словом, какать надо было быстро)
6. Слежка. Помещения явно прослушивались СБ.
ИТ-служба контролировала серфинг по Инету. Товарищей, допускающих (с точки зрения СБ) крамольные высказывания типа "ну и мудак же этот зам!" вызывали и предупреждали)
7. Совершенно уебищная структура управления. 2 руководителя-хозяина (родные братья) и штук 10 их замов. Все маркетинговые материалы (щиты, растяжки, пресса и пр.) утверждались всеми 10 замами. В результате это утверждение превращалось в увлекательнейший аттракцион, отнимающий массу времени. Несчастная растяжка утверждалось и переделывалась не менее 2-х недель: одному заму не нравились надоевшие корпоративные цвета, орал, что маркетинг должен импровизировать, другой орал, почему, мол не в корпоративных цветах, вы, что, бренд-бук не знаете? И т.д. и т.п.
8. Аналитика. При мне был заказан миграционный прогноз на 50 лет. Довольно дорогой. На мои соображения, что за 50 лет то - или ишак или эмир, было сказано: компания смотрит вперед. Учитывая, что миграция - это не демография и изменить ее можно росчерком пера и в любой момент, ценность данного прогноза с моей точки зрения была нулевой.
9. Подозрения. Начались продажи квартир дома на Тишинке. Мы дали свои рекомендации по ценам на квартиры. После чего я был вызван на ковер к одному из замов и мне было предъявлены обвинения в том, что я умышленно хочу снизить прибыль компании. Слегка обалдев от услышанного, я попросил объяснить - почему? Как почему - квартиры можно продавать в полтора раза дороже, в отделе продаж уже отбоя нет от заявок. Интересно, пошел к продажникам, мне там с хохотом показали 2 откровенно левых заявки, которые на самом деле были просто завуалированными запросами по ценам. В общем с толпами новых русских, жаждущих купить квартиры в якобы суперэлитном доме, стало все понятно.
Дом, потом, кстати, продавали года два. И цены все равно снизили.
Данное обвинение стало последней каплей. Надо бежать, пока не поздно. А то скоро гимн петь начну. ИПошел я в службу персонала и сокрушенно заявил, что, к сожалению, поработав полтора месяца, вижу, что не могу соответствовать высочайшему уровню компании, не дорос и ухожу. Там не особо поверили, но вынуждены были отпустить.
С тех пор я стал очень внимательно проверять отзывы: и сотрудников компании и ее клиентов. Проверил бы досконально сразу - не потерял бы время на идиотов.