Побег из Шоушенка: гениальный трюк с воспоминаниями
Привет! Я зарегистрировалась на Пикабу уже 7 лет, и наконец созрела написать пост. В перспективе – даже серию постов.
Суть такая: буду смотреть по очереди фильмы из списка топ-250 лучших по версии IMDB и делиться впечатлениями с вами.
Большинство фильмов из топа я не смотрела. И многие, если честно, без этой рубрики не взялась бы смотреть. (Привет, «Эта замечательная жизнь» 1946!) Но меня прямо охватил азарт, так что вперед.
И по логике мира, начинаю с царя этого топа - с Побега из Шоушенка.
Внизу прикрепляю мое видео на эту тему для тех, кто любит слушать, а не читать многобукв.
О чем фильм
Энди Дюфрейна, вице-президента банка, сажают в тюрьму на два пожизненных. Его осудили за убийство жены и ее любовника. За преступление, которое, по его словам, он не совершал.
Энди отправляют в тюрьму Шоушенк, лютое место. В первую ночь начальник охраны до отключки избивает нового заключенного, который истерил и ослушался. Заключенные тоже гостеприимностью не отличаются. Кажется, героя ждет ад.
В то время как нас, зрителей, ждет удивительно душевная и событийная история жизни главного героя в тюрьме. Беспросветная каторга превращается в жизнь с дружбой, успехами, планами и мечтами.
Впечатление
Фильм я смотрела дважды. 10 лет назад и на прошлой неделе. В первый раз фильм убил меня напрочь. Я не могла перестать думать о нем, когда досмотрела. Ходила, обдумывала сюжетные повороты, поступки героев. Думаю, фильм, который такое впечатление производит, все-таки люди оценили по достоинству.
Во второй раз, даже зная все повороты и развязки сюжета, я все равно получила огромное удовольствие. Фильм чертовски хорош. Он шокирует, удивляет поворотами и держит в напряжении. Знаете, бывает, хронометраж 2:20 — это пытка. Не в этом случае.
Что понравилось?
1. Вообще история космос. Поражающая, временами заставит прижать руки к лицу, а иногда - порадоваться за героев.2. Актеры на 10/10. Славила себя на мысли, что вся прямо съёжилась при просмотре вначале. Прямо руки в кулачки сжала, переживала за главного героя. И я же знала, что будет дальше! Но все равно снова прокатилась на эмоциональных горках, что, как по мне, топчик.
3. Антураж тоже на высоте. Я как будто ходила по холодным этажам тюрьмы, собирала на улице пыльные камни, ела кашу с металлическим привкусом от подноса.
4. Еще крутая штука, то, режиссер смог передать “воспоминания” рассказчика - заключенного по имени Рэд.
Именно поэтому визуале мало жёсткого реализма. Это скорее художественные небылицы, как сам режиссер говорил о фильме. Во многом из этого состоит его шарм.
В какой-то момент ты такой: «да ладно, вот такие все милые в тюрьме?». Или: «ну не могло так в реальной жизни произойти!». А потом вспоминаешь, что ах, да, мы же узнаем историю от заключенного, который полжизни пробыл в тюрьме. Вот так он ее вспоминает, так ностальгирует по проведенным там временам.
Это схоже с тем, как и наши бабушки скучают по идеальному пломбиру за 5 копеек. Память склонна обелять многое и приукрашать, и вот это объясняет почти всю «нереалистичность» в фильме.
Что не понравилось?
Но нельзя сказать, что это как-то сильно влияет на впечатление и понимание сюжета :) Да и, опять-таки, мы смотрим воспоминания. А с ними так бывает.
Кому рекомендую посмотреть фильм?
Всем, кто уже не ребенок. Дети, предполагаю, слишком впечатлятся атмосферой и, хоть и редкими, но жестокостями. Взрослый, конечно, тоже может ужаснуться, но думаю, уровень насмотренности все же сбавит градус накала. Иногда в новостях мы видим такой мрак, что побег из Шоушенка может показаться диснеевской драмой.
Мои любимые факты
1. Кинг продал права на экранизацию по факту за 0 долларов
Повесть Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» была опубликована в 1982 году в сборнике «Четыре сезона». Режиссер Фрэнк Дарабонт купил права на ее экранизацию за 5 тыс. долларов. Это казалось окей денег за 96 страничную повесть. Особенно учитывая, что студентам-киношникам Кинг раздавал права на экранизацию рассказов вообще за 1 доллар.
Кинг, говорят, вообще удивлялся, что Дарабонт решил эту повесть экранизировать, и говорил, что слабо себе представляет, как это сделать. Но режиссер такой: «А я представляю!». На том и сошлись.
В итоге, как известно, Кинг ни разу не обналичивал чек на $5,000. Позже писатель вложил его в рамку и вернул обратно Дарабонту с надписью: «На случай, если когда-нибудь понадобятся деньги под залог. С любовью, Стив».
На фото: Стивен Кинг и Фрэнк Дарабонт
2. Режиссер чуть не обменял участие в фильме на большие деньги.
Фильм снимала компания Castle Rock Entertainment. Очень символично, что ее назвали в честь вымышленного города, который часто фигурирует в разных произведениях Кинга.
В Castle Rock Entertainment сценарий наделал какого-то бешеного шума. Продюсерка сказала, что уволится, если не экранизируют его, а сооснователь компании, Роб Райнер, загорелся стать режиссером фильма.
На фото: Роб Райнер
Он пришел к Дарабонту и предложил взять около 2,5 млн долларов и уйти в закат, чтобы Роб сам мог снять экранизацию. Еще молодому режиссеру пообещали, что компания профинансирует любой другой его фильм. Дарабонт серьезно обдумывал это предложение, ссылаясь на то, что он вырос в бедности. А 2,5 лимона – это ничего себе деньги за просто так. Думал, думал, а потом решил-таки снимать! За что ему отдельное Машинское спасибо!
Фиг знает, получился ли бы фильм хорошим, стал ли Дарабонт известным режиссером, если бы взял деньги и ушел. Хорошо, что мы знаем другую версию истории :)
Как фильм изменил мою жизнь?
Он прямо въелся в память. Я его сюжет помнила даже после 1 просмотра. Это происходит не так часто (Привет, «Война миров Z» и «Час расплаты»!)
Оценка
Давайте так, безотносительно его места в рейтинге - фильм потрясающий. Лучший ли это фильм всех времен - не знаю. Кто я такая, чтобы подобное решать :) Топ-1 ли он для меня - скорее один из лучших. Вот так.
P.S. Хотела добавить пост в сообщество Все о кино, но не вышло. Нужно 250 рейтинга, а у меня пока 100. Так что держу кулачки, чтобы следующий уже опубликовать туда.
А вот и мое видео эту тему. Приятного просмотра! :)