По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Станция Норильск-1

Вообще история Норильской железной дороги началась в 1936-м. Сейчас кажется непостижимым даже не то, что при отсутствии современных технологий, буквально с кайлом и лопатой, в суровейших условиях Арктики удалось в принципе проложить железную дорогу. А то, что по ней еще и все-таки пошли поезда – сначала грузовые, затем пассажирские, затем на смену паровозам пришли тепло- и электровозы. Норильскую железную дорогу когда-то хотели полностью электрифицировать.

Самая первая железная дорога в Норильске была буквально времянкой из снега и льда – ее строили зимой, рельсы и шпалы укладывали прямо на снег и хворост, политые водой.
Летом ненадежные конструкции, конечно, таяли, но их не прекращали прокладывать – на

строящийся комбинат надо было доставлять грузы.

Летом ненадежные конструкции, конечно, таяли, но их не прекращали прокладывать – на строящийся комбинат надо было доставлять грузы.

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Станция Норильск-1, 1940 год.

Пассажирское движение на Норильской железной дороге открыли в 1939-м. В какой-то период железнодорожное сообщение между норильскими поселками было даже более развито, чем автомобильное. С середины 1950-х на смену узкоколейке постепенно пришла широкая колея

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Ремонт пути на одном из участков Норильской железной дороги.

В 1936-м начали строить 114-километровую ветку Норильск – Дудинка, сразу с обеих сторон. Через год, в мае 1937-го, рельсы сомкнулись в районе реки Амбарной. Недалеко от этого места сейчас стоит паровоз-памятник.

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Черный ремонт деформированного полотна

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Первые составы из Дудинки в Норильск – с цементом, стеклом, железом, лесом – шли по 10-20 дней. Главной проблемой были снежные заносы.

«Скорость движения была низкая, – вспоминал в 2008 году машинист электровоза, один из старейших сотрудников Норильской железной дороги Виктор Власенков. – За время, потраченное в пути до Кайеркана, на автобусе можно съездить туда и обратно. Что люди и стали делать, когда появилась автодорога. В последние годы на электричках ездили только рабочие смены. Правда, в пургу в них много народу набивалось. Но и в электричках тоже приходилось сидеть, как сейчас сидят в автобусах. Помню в год, когда приезжал Гайдар, так мело, что люди более 12 часов провели в вагонах».

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Расчистка заносов

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Ремонт пути в непогоду

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Пассажирская станция Площадь Октябрьская в Норильске

18 апреля 1974 года городская газета Заполярная правда» опубликовала заметку «Электромост к Енисею»: «Самая северная в мире железная дорога Норильск – Дудинка обрела наконец еще одно важное качество – она электрифицирована на всем участке пути. 16 апреля в 14 часов 5 минут первый электропоезд с рудой и другими грузами общим весом в 1350 тонн отправился в Дудинку».

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

В 1962 году на Октябрьской площади построили деревянный павильон-вокзал, где продавали билеты на электричку. Отсюда можно было уехать в Кайеркан и аэропорт. С этой платформы провожали школьников в пионерлагерь «Таежный». А в конце лета норильчане отправлялись на электричке за грибами – до станции «Тундра».

Последний рейс норильская электричка совершила 25 лет назад, 1 февраля 1999 года. «Электровоз с рельсов – шпалам легче, – напишет в феврале городская газета. – «На планерке Дудинского желдорцеха прозвучало, что Норильская железная дорога отказывается от электротяги. Контактные линии и опорные столбы будут демонтированы, электровозы уйдут на материк».

По тундре, по рельсам: ровно полвека назад начали ходить электрички между Дудинкой и Норильском Арктика, Железная дорога, Путешествие по России, Норильск, Музей железнодорожной техники, Норильский никель, История города, Заполярье, Длиннопост

Электричка ЭР-1

Сейчас первая электричка ЭР-1 – экспонат: на нее можно посмотреть в музее под открытым небом у здания железнодорожного вокзала. А в карусели вспомним еще несколько фактов о том, как в Заполярье не искали легких путей.

Источник: Музей Норильска