Пневматические трамваи Мекарского
Продолжение темы
Духоход Барановского и локомотивы, работающие на сжатом воздухе
Родоначальником пневматики на наземном транспорте считают француза польского происхождения Луи Мекарски (иногда пишут Людвик Мекарский или Менкарский), разработавший подобный силовой агрегат для парижских и нантских трамваев.
Луи Мекарски сумел сделать и массово весьма внедрить сжатый воздух в наземный городской траспорт - в виде пневматического трамвая.
До него была, либо конка, либо паровой трамвай (по сути паровоз).
Кататься на таком конечно весело, но достаточно большое количество дыма и копоти, выбрасываемых в атмосферу, портило праздник.)
Тем более в условиях большого города.
Справа водитель, слева его помощник-кочегар.
Простите, не удержался, водитель достаточно серьёзный мужчина.)
Но вернёмся к пневматике.
Проблема с движением на сжатом воздухе заключается в том, что воздух охлаждается при расширении, что может привести к образованию льда в силовых цилиндрах.
Мекарски пытался решить эту проблему, нагревая воздух паром , который производился в небольшом котле, называемом бульоткой.
Пишут, что нижние два манометра показывают давление в основном и резервном резервуарах, верхний - давление на входе в двигатель, труба слева отводит воздух к двигателю и снабжена краном, который собственно и управляет тягой.
В первой модели воздух хранился под давлением 30 атм., весил этот трамвай в пустом виде 6,7 тонн, с полной загрузкой - 9 тонн, средняя скорость на маршруте получалась 9 км/ч - то есть маршрут он проезжал за 40 минут, еще 20 минут уходило на заправку воздухом и подогрев котла.
Первый образец трамвая Мекарски успешно прошел испытания в 1876 году.
Первая линия длинной 6 км открылась в 1880 году в Нанте, парк содержал 22 трамвая, пассажировместимостью около 30 человек - 17 сидячих мест, и стоячие на задней площадке.
В моделях постройки после 1898 года давление составляло 60 атмосфер, двухэтажные работали уже с давлением в 80 атмосфер.
Помимо Нанта, трамваи Мекарски эксплуатировались в Виши (1895-1927 годы), Ла Рошели (1898-1929), Сент-Квентине (1898-1908), Берне (1889-1901) и в Париже (1887-1914).
Пишут, что была модификация бульотки–с внутренней топкой для угля, чтобы обеспечить непрерывный подогрев воды, но водители были против–водитель уже был занят работой с ненадежной тормозной системой, ожидать, что он будет топить и контролировать небольшой паровой котел было опрометчиво.
В Англии и США были попытки наладить либо эксплуатацию трамваев Мекарски, либо своё собственное производство, но они все оказались малоуспешными - несколько линий было открыто, но долго не проработала ни одна из них.
Были и свои ДТП.)
Пишут, что бывало воздуха не хватало, чтобы вернуть трамвай на заправочную станцию, и шланги для сжатого воздуха рвались с сильным шипением и пугали безбилетников трамвайных пассажиров.
С появлением электрического трамвая естественно всё это и закончилось.
Что касается Мекарски, то у него были другие изобретения и патенты.
Одно из них - аналогичная система сжатого воздуха, которую он создал для автомобилей вместе с одним из первых авиаторов Полом Лукасом-Жирардвиллем.
Хотя, конечно–принципиальным недостатком пневмотранспорта является непрямое использование энергии.
Сначала энергия используется для сжатия воздуха, а потом от сжатого воздуха передаётся двигателю.
Каждое преобразование энергии осуществляется с потерями.
То есть, как следствие более низкий КПД чем, например, у дизельного или, тем более, электротранспорта.
В транспортных средствах на сжатом воздухе протекают различные термодинамические процессы, такие как охлаждение при расширении и нагревание при сжатии воздуха.
Поскольку на практике невозможно использовать идеальные теоретические процессы, то потери энергии обязательно происходят, и совершенствование может идти по пути их снижения. Одним из направлений может быть использование больших теплообменников, позволяющих, с одной стороны, эффективнее нагревать пневмодвигатель, а с другой, охлаждать пассажирский салон.
История циклична, и на другом витке технологии– идея пневматического транспортного средства всё равно будоражит умы инженеров.)
Железная дорога
4.2K поста6.7K подписчика