Пляска Смерти, часть 1
В 1524–1526 гг. Ганс Гольбейн Младший создал на дереве серию гравюр «Образы смерти» («Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности.
Цикл, помимо традиционных участников Пляски смерти, так же включает в себя гравюры, посвящённые созданию Евы:
Грехопадению:
И изгнанию из Рая:
Именно на третьей по порядку картине впервые появляется образ Смерти. Архангел Михаил с пылающим мечом изгоняет провинившихся из Эдема (так же признаком уже свершившегося грехопадения может служить то, что Ева стыдливо прикрывает рукой грудь), обрекая их на тяготы и конечность жизни.
1 Папа и Смерть. Престарелый Папа восседает на троне, за плечи его придерживает Смерть. Сам Папа коронует стоящего перед ним на коленях (коим является император со следующей гравюры). Так же мы видим очередь из кардиналов, епископов и другого люда, а так же ещё одного скелета, копирующего позу и одежду кардинала. Папу окружают чудовища (чёрт в верхнем левом углу, женщины-гибриды, держащие подлокотники кресла), а один из чертей даже несёт ему индульгенцию (правый верхний угол). Из этого мы можем сделать выводы, что Папа, по мнению художника, не вёл праведной жизни, и сейчас, не зная об этом, готовится отправиться в Ад.
Скорее всего (не ручаюсь, это только мои предположения) художник поддерживал идеи Лютера, который говорил, что папство погрязло в грехах и индульгенциями покупает себе место в аду.
2. Император и Смерть. На престоле сидит озирающийся король, с которого Смерть уже снимает корону. В руках король держит обломившийся меч как символ неспособности принимать волевые решения. Скипетр и держава лежат в ногах, что может указывать, что власть король уже выпустил из своих рук. При этом на работе присутствует лишь одна рабополепствующе заискивающая фигура - мужчина на коленях, но Император игнорирует бедняка; все же остальные участники сюжета о чём-то говорят (сговариваются?) за спиной короля. Песочные часы, стоящие в левом нижнем углу, уже почти пусты.
3. Императрица и Смерть. Императрица шествует по городу в окружении множества фрейлин, одной из которых и переоделась Смерть. Никто не замечает присутствия Смерти, все показывают некоторую беспечность и незаинтересованность судьбой правительницы. Да и она сама с отстранённым вином шагает прямо в яму, располагающуюся на дороге.
4. Король и Смерть. Король восседает на фоне геральдических лилий за столом, который полон еды. Смерть же подливает что-то в одну из тарелок, которую из её рук и принимает монарх. На столе стоят уже заканчивающиеся песочные часы.
5. Королева и Смерть. Королева шествует в окружении своих придворных. Она ведёт праздную жизнь, не думая ни о чём, поэтому Смерть, притворившаяся Шутом, пугает её и заставляет пытаться убежать. Смерть-Шут одной рукой держит песочные часы, указывая на отпущенный Королеве срок, а другой рукой крепко держит её. Верный Рыцарь пытается защитить испуганную Королеву, отталкивая скелет.
6. Кардинал и Смерть. Кардинал, сидя на богатом стуле, продаёт индульгенцию обращающемуся к нему человеку (что крайне порицалось многими и называлось признаком упадка церкви). Смерть же шутливо «открывает глаза» кардиналу, приподнимая шляпу; сам же кардинал предпочитает это не замечать.
7. Епископ и Смерть, тогда же. Смерть уводит под руку обеспокоенного Епископа. О чём тот волнуется? На заднем плане мы видим разбежавшихся овец, а так же людей, что мечутся, не зная, что им делать. Можно сделать вывод, Епископ вёл праведную жизнь и теперь волнуется лишь за свою паству, что вынужденно останется без присмотра.
8. Аббат и Смерть. Смерть, отобрав у Аббата тиару и посох, тащит того за полы одеяний. Тот же отпихивает Смерть рукой, потрясая Писанием. Несмотря на то, что аббат должен быть наставником молодых послушников в аскезе, наш герой упитан и, как мы видим по атрибутам (что и украла Смерть) не гнушается мирскими предметами роскоши.
9. Аббатиса и Смерть. На данной гравюре Смерть, разукрашенная перьями, вытаскивает Аббатису из её прихода за одну из частей её одеяния — епитрахиль. Аббатиса держит подмышкой аббатский посох (хотя, в отличие от аббата, она обладала лишь административными правами в монастыре) и богатые чётки в руках. За двумя фигурами вслед бежит монахиня, пытающаяся спугнуть Смерть и защитить Аббатису (не знаю даже, видеть ли тут любовное заступничество. Просто знайте, что очень часто служащих обвиняли в том, что они «поддались Содому»)
10. Священник и Смерть. Священник совершает традиционный крестный ход ( в руках его что-то очень напоминающее мощехранительницу с буквами IHS (первые 3 буквы Иисуса, транслитерированное из греческого в IHSOVS) сопровождении церковных служек. Именно одним из них и изображена Смерть, оповещающая о ходе в колокол и несущая фонарь (символ света истины).
11. Монах и Смерть. Монах, несмотря на то, что поклялся жить в телесном притеснении, судорожно цепляется за коробку для подаяний и свой мешок. В это же момент его тащит за капюшон Смерть, которой он боится. В то же время в ногах у монаха можно видеть собаку, что иногда могла символизировать козни дьявола и попытки спугнуть праведника с истинного пути (как пугаются путники собак на дорогах, предпочитая развернуться и уйти).
12. Монахиня и Смерть. О, с Монахиней всё интереснее, чем с Монахом! На картине мы видим упавшие и разбитые песочные часы, а так же Смерть, что тушит свечу; оба символа — свеча и часы — символизируют саму жизнь Монахини. Та же, в свою очередь, стоит на коленях и заворожено смотрит на любовника играющего на лютне. Почему можно считать, что это любовник? В языке Средневековых символов живописи игра на музыкальных инструментах значила любовные утехи, а струнные инструменты, в первую очередь лютня, означали женские половые органы.
13. Проповедник и Смерть. Проповедник с трибуны церкви просвещает паству, объясняя им какой-то момент из Писания, в этот же момент Смерть, наряженная в орарь (он же орарий, длинная цветная лента из облачения диакона или иподиакона) демонстрирует пастве кость, что может быть как напоминанием о смертности и конечности бытия, так и частью каких-либо мощей. Забавно, что почти вся паства слушает Проповедника, но в левом нижнем углу можно найти уснувшего мужчину, привалившегося к кафедре.
14. Канонник и Смерть. Задачей Канонника при церкви была помощь и сопровождение епископа, проведение богослужений, пение, а так же причащение епископа в случае его смерти. На гравюре мы видим Канонника, который сопровождает входящий в церковь люд. Среди толпы видно и Смерть, что показывает песочные часы Каноннику. Мы не видим его лица, но можно сделать вывод, что он как сокол на руке у прихожанина не видит Смерти. То, что это именно Канонник нам помогает понять меховая накидка (обычно из беличьего меха), которая называлась almutia.
15. Дворянин и смерть. На гравюре мы видим Дворянина, что схватил Смерть за горло и замахивается на неё мечом. Казалось бы, могучему мужчине ничего не стоит победить тщедушного скелета, но накрытый полотном гроб под ногами Дворянина намекает нам на истинный исход данного поединка.
16. Сенатор и Смерть. На картине мы видим фигуры Бедняка, Графа и Сенатора. Последний игнорирует Бедняка, обращающегося к нему с вопросом, обращая внимание лишь на влиятельного и богатого Графа. За спиной у Сенатора, на уровне шеи, парит один из дьявольских посланников с мехами, которыми он надувает голову Сенатора. Это значит то, что Сенатор давно отступил от праведного пути, его слова несут только зло, а сам он является не более, чем марионеткой своих грехов и Дьявола. Смерть же на данной гравюре находится в ногах у Сенатора и Графа, не замечаемая как и Бедняк. Но она уже приготовила лопату и, ухмыляясь, показывает Сенатору его заканчивающееся время.