Плазменный шнур в токамаке EAST продержался дольше 100 секунд

Китайские физики, работающие на токамаке EAST (Experimental Advanced Superconducting Tokamak), побили мировой рекорд по времени удержания высокотемпературной плазмы в магнитном поле, составлявший 70 секунд. В ночь на 3 июля 2017 года им удалось удерживать плазменный шнур в стабильном состоянии чуть более 100 секунд.

Плазменный шнур в токамаке EAST продержался дольше 100 секунд Термоядерный синтез, Реактор, Китай

На EAST не планируется зажечь полноценную термоядерную реакцию с тритием, установка предназначена только для проведения исследований связанные с поведением высокотемпературной плазмы и поиска оптимальных режимов удержания.


В ходе рабочей кампании EAST 2017, которая продлится еще месяц, плазму, разогретую до температуры в 46 миллионов градусов Кельвина, удерживали в режиме Н-моды 101.2 секунды. Через 20 секунд после зажигания разряда, по заявлению физиков, все параметры плазмы пришли в достаточно стабильное состояние, вплоть до конца эксперимента.


Физикам удалось не просто удерживать плазму в течение длительного времени — рекорд был достигнут при работе в полностью неиндуктивном режиме поддержания тока плазмы за счет волновых методов нагрева, таких как LHCD, ICRF и ECRH. Они основаны на явлении поглощении частицами в плазме энергии радиоволн на определенных частотах, называемых резонансными.


Достигнуты отличные результаты, которых, к сожалению, не достаточно для создания и работы промышленного термоядерного реактора. В дальнейшем планируется работа над увеличением температуры плазмы и время её удержания, как в рамках работ для реактора ITER, так и по программе создания китайского экспериментального термоядерного реактора CFETR (China Fusion Engineering Test Reactor), первые эксперименты на котором планируется начать в 2030 году. Вторая серия экспериментов на токамаке EAST начнется уже осенью этого года.



Источник: https://nplus1.ru/news/2017/07/12/veryverylongfusion?utm_ref...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
16
Автор поста оценил этот комментарий

Вот отличный ликбез по термояду: http://tnenergy.livejournal.com/3917.html.


Если взять 2 нейтрона и 2 протона и слепить из них атом гелия мы получим очень много энергии. Просто очень много энергии - с каждого килограмма налепленного гелия - эквивалент сжиганию 10 000 000 килограмм бензина. При такой смене масштаба энергосодержания наша интуиция пасует, и об этом надо помнить, когда придумываешь свой вариант термоядерной установки.


Кстати, на Солнце идет другая термоядерная реакция, невоспроизводимая на Земле.


Наиболее простым путем получить эту энергию является проведение ядерной реакции слияния (или синтеза) D + T -> He4 + n + 17,6 Мэв. К сожалению - в отличии от химических реакций, в пробирке она не идет. Зато неплохо идет, если смесь трития и дейтерия нагреть до 100 млн градусов. При этом атомы начинают летать настолько быстро, что при столкновении по инерции проскакивают зону кулоновского отталкивания и сливаюся в заветный гелий. Энергия выделяется в виде, так сказать, осколков - очень быстрого нейтрона, уносящего 80% энергии, и чуть менее быстрого ядра гелия (альфа-частицы). Разумеется при “рабочей” температуре все вещество - плазма, т.е. атомы существуют отдельно от электронов. Любой осевший электрон будет потерян при первом же столкновении столь энергично движущегося вещества.


Скорость реакции (и соответственно энерговыделение) зависит от двух параметров - температуры, она должна быть не меньше ~50 млн С, а лучше 100-150, и плотности плазмы. Понятно, что в плотной плазме вероятность столкновения атомов дейтерия и трития выше, чем в разряженной.


Основная проблема с такой “реакционной смесью” - она остывает зверским темпом. Настолько зверским, что одной из первых проблем было просто нагреть ее хотя бы на 1 микросекунду до заветных 100 млн. Т.е. вы берете 10 миллиграмм водородной плазмы, прикладываете к ней греющую мощность в 10 мегаватт… а она не нагревается.


Нагрев и чистота плазмы



Закон Вина гласит, что мощность теплового излучения зависит в 4 степени от температуры. К счастью, механизм такого излучения не работает в полностью ионизированной плазме, но до нее еще надо добраться. В ранних экспериментах в какой-то момент подводимая энергия сравнивались с излучаемой, и температура упиралась в т.н. “радиационный барьер”. Прорвавшись сквозь него, исследователи обнаружили, что теперь мешают любые примеси атомов тяжелее углерода - они не ионизируются полностью даже при температуре термоядерного горения, и излучают “за двоих”, а скорее за десятерых. А примеси плазма набирает из всего материального вокруг - нежное прикосновение 10000000 градусного газа - и стенки просто испаряются. Пришлось научится постоянно отводить часть плазмы (на специальное устройство - дивертор) и чистить ее путем просто охлаждения от откачки. Ну и постоянного добавления исходных трития и дейтерия. Это оказалось энергетически дешевле, чем терпеть сотни мегаватт паразитного излучения.


В чистой плазме, путем нагрева с помощью нагрева радиочастотным излучением, инжекцией быстрых нейтральных частиц к концу 70х удалось достичь заветных 100 млн градусов. Но если мы хотим получить установку, дающую электроэнергию, а не жрущую ее в три горла, нам нужно, что бы термоядерная реакция выделяла достаточно энергии, что бы греть саму себя. Вообще говоря, термоядерное горение, может работать отличной грелкой, даже внешний подогрев не понадобится Такой режим называется зажиганием плазмы. Проблема в том, что стоит только утечь чуть большему количеству тепла, чем мы ожидали, наша термоядерная реакция тут же выключается, и все опять мгновенно остывает. Но для контроля мы можем использовать очень небольшую долю притекающего от систем нагрева тепла - в перспективных реакторах хотят добиться режима с 1/50 общей мощности, а в ИТЭР - 1/10. Коэффициент отношения тепловыделения от термоядерной реакции к вкладываемому теплу обозначается буквой Q.


Еще из жизни плазмы: при срыве стабилизации мы видим как касаясь стенок и охлаждаясь плазма быстро теряет тепло.


Что нужно, что бы плазма давала много термоядерного тепла? Как я говорил выше - достаточная плотность, а именно 10^20-10^21 частиц на кубический сантиметр. При этом мощность энерговыделения получится несколько (до 10) мегаватт на кубометр плазмы. Но если мы наращиваем плотность плазмы, то у нас растет ее давление - для нашей цели по плотности и температуры оно составит ~5 атмосфер. Задача удержать такую плазму от разлета и расплавления установки (и заодно прямого теплопереноса на стенки - мы же боремся за каждый джоуль!) - третья и главная проблема...

... а дальше по ссылке да с картинками!!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

эдак вы лихо перешли от давления нихера не надо до надо 5 атмосфер.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку