Петербургское метро: призраки подземки

Петербургское метро: призраки подземки Метро, Санкт-Петербург, Длиннопост

Призраки подземки: что строили слишком долго.

С запуском станций «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» завершилась 30-летняя история строительства одной из самых невезучих линий – Фрунзенско-Приморской. «Петербургский дневник» вспомнил и другие станции, зависшие во времени.

Ленинград оставил в наследство Петербургу много подземных долгостроев. Вместе с инженером, историком метро Дмитрием Графовым мы насчитали в общей сложности 14, и абсолютное большинство пришлось на нынешнюю фиолетовую линию. На перспективных планах ее наметили еще в 1930-х годах, в конце 1980-х начали осваивать площадки, а полностью открыли в 2019-м.

Отметим, что Фрунзенскому радиусу не везло с самого начала, и вплоть до завершения строительства в Шушарах в ход работ все время вмешивались обстоятельства непреодолимой силы. Строительство линии только начали – развалился Советский Союз, и денежные потоки иссякли. Не успели метростроители привыкнуть к новой экономической реальности и возобновить работы – на Кировско-Выборгской линии случился знаменитый размыв. После его ликвидации на стройплощадки вернулись – у города изменились планы, и уже построенные участки тоннелей, ведущие в Купчино, стали призраками петербургского метро.

ДОВОЕННЫЕ ПЛАНЫ

По словам Дмитрия Графова, идея строить метро на юг города существовала еще до войны. Один из институтов подготовил проект, в котором указывалось, каким районам Ленинграда очень нужна подземка. И тогда на карте появилась линия, ведущая в сторону Купчино. Сначала ее именовали Фрунзенско-Ждановской, но страна изменилась, и вторая часть названия утратила актуальность. Так линия превратилась во Фрунзенско-Приморскую. Дмитрий Графов подчеркнул: ее планировали построить быстро и сразу сдать чуть ли не половину станций, работы начались на 12 площадках.

ПОМЕШАЛ РАЗМЫВ

«Тогда, конечно, понимали, что разом сдать все 12 станций не получится, но до развала СССР были уверены, что их будут вводить с небольшой задержкой в несколько лет, как тогда было принято. Не получилось. Советский Союз пал, решили, что выгоднее сосредоточить усилия на Приморском участке линии – от «Садовой» до «Старой Деревни» (тогда «Сестрорецкой»), все силы бросили туда», – пояснил исследователь.

В 1997 году открылся первый участок – от «Садовой» до «Чкаловской», а потом началась неразбериха. «Старая Деревня», ставшая конечной, приняла первых пассажиров в январе 1999 года, а промежуточная станция «Крестовский остров» открылась в сентябре того же года.

К полноценному строительству Фрунзенского радиуса вернулись уже в 2000-х, когда между «Лесной» и «Площадью Мужества» ликвидировали последствия размыва. «Денежные потоки переключили на ликвидацию аварии, аналога которой не было не только в России, но и в мире», – отметил Дмитрий Графов.

КАК МЕНЯЛАСЬ СХЕМА

Северный участок фиолетовой линии достроили в 2005 году, сдав станцию «Комендантский проспект», и сразу вернулись к тому, что было брошено и законсервировано на юге города. И вот долгожданное событие – в декабре 2008 года на схеме петербургского метро появились «Волковская» и «Звенигородская». Это был первый маленький участок будущего Фрунзенского радиуса.
Открытие «Спасской», состоявшееся в марте 2009 года, перекроило схему подземки. Отрезок оранжевой линии от «Садовой» до «Комендантского проспекта» окрасился в фиолетовый цвет, а радиус приобрел более-менее понятные очертания.

Вплоть до открытия «Международной» в конце 2012 года современные метростроители использовали то, что было создано их предшественниками.

ПЕШКОМ ПО ТОННЕЛЮ

С середины 1990-х годов восьмикилометровые тоннели будущего Фрунзенского радиуса были законсервированы, за их состоянием следили несколько человек, и только. Опытные диггеры тех лет, по словам Дмитрия Графова, могли пройти пешком от «Садовой» до сегодняшней «Международной».

К строительству нового участка Фрунзенского радиуса – от «Проспекта Славы» до «Шушар» – вернулись в 2012 году, через два года началось строительство первого в России двухпутного тоннеля. Но мало кому известно, что в документах 1990-х годов планировали строительство не трех, а пяти станций метро. Следующей после «Дунайской» должна была стать «Балканская», а после «Шушар» («Южной») поезда могли останавливаться на «Ижорской».

«От первой отказались из-за экономии денег, «Дунайскую» отодвинули немного дальше, а вторая сейчас откровенно без надобности, там леса и болота», – рассказал Дмитрий Графов.

Участок фиолетовой линии, ведущий в Пушкинский район, строили непросто. Финансовые трудности единственного петербургского метростроителя не позволили закончить работы в декабре 2018 года, три станции открыли 3 октября 2019-го, окончательно превратив Фрунзенский радиус из призрачного в реальный. В ближайшие пять лет его планируют продлить на север.

СТАНЦИЯ МИРАЖ

С «Адмиралтейской» в петербургском метро связана совершенно особенная история. Станция считается таким долгостроем, что этот рекорд пока не побит.

Это сложный и очень интересный случай, и все дело в том, что в первоначальных планах развития петербургского метрополитена станция обозначалась на зеленой линии метро. И ее чуть было не построили, но в историческом центре города слишком долго искали место для наземного вестибюля.

По словам Дмитрия Графова, «Адмиралтейскую» начали строить еще в 1980-х годах, а открыли только в 2011-м и в составе фиолетовой линии. А до этого счастливого момента ситуация была парадоксальной: под землей станция была практически готова, но поезда проезжали ее без остановки.

Долгие годы пассажиры называли «Адмиралтейскую» станцией-призраком. Но найденное в 2000-х годах решение с размещением наземного вестибюля вернуло эту станцию в реальность. Правда, пришлось снести и затем заново отстроить старинное здание на углу Малой Морской улицы и Кирпичного переулка – без этого не удалось бы вывести эскалаторы на поверхность.

МЕТРО В ПРОМЗОНЕ

Станция «Парнас», открытая на севере Петербурга в конце 2006 года, тоже была призраком подземки.

«Это длинная история, просто она не так была заметна для пассажиров, как «Адмиралтейская», – отметил Дмитрий Графов.

Как оказалось, «Парнас» планировали открыть еще в 1988 году, но, как отметил исследователь, в то время уже понимали, что Советскому Союзу осталось недолго, казна стремительно пустела.
Поэтому городские власти отказались от строительства метро в чистом поле (в то время здесь еще не было огромного жилого массива). Участок застроили гораздо позже, и можно сказать, что петербуржцам, купившим квартиры в этом районе, несказанно повезло.

«Парнас» возвел и в Выборгском районе, станция стала конечной на северном участке Московско-Петроградской линии. По словам Дмитрия Графова, к планам ее строительства вернулись из-за нового электродепо. К тому моменту «Невское» работало на пределе возможностей, «Выборгское», первая очередь которого заработала в 2000 году, а третья – в 2013-м, смогло его разгрузить, взяв сперва на себя поезда фиолетовой линии, а затем и составы, курсирующие по синей.

Изначально предполагалось, что станция «Парнас» сможет защитить тоннели, ведущие в депо, от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ее построили на участке между «Проспектом Просвещения» и новым электродепо. Уже почти 13 лет она востребована у пассажиров.

НОВОЕ «КУДРОВО»

Если все вышеперечисленные станции уже работают, то «Кудрово» до сих пор остается призраком, к слову, последним. Но на него у городских властей уже есть конкретные планы и сроки.
Как и многие другие объекты, «Кудрово» начали строить в конце 1980-х годов, но в 1997 году работы заморозили по стандартной для того времени причине – не было денег. Рядом со станцией «Улица Дыбенко» осталась шахта, которую, по словам Дмитрия Графова, можно считать условной границей, откуда начинается давно построенный тоннель к «Кудрово».

«В конце 1980-х годов не было проблем с административными границами, станцию просто не успели достроить, готовый участок длиной около километра законсервировали», – рассказал историк метро.

А сейчас он ждет своего часа, подготовка документов ведется, Ленобласть выделила участок для строительства депо «Правобережное». Эта станция сможет соединить два региона не только тоннелями, но и вестибюлями.

ЦИФРЫ

124,8 км сейчас составляет эксплуатационная длина линий петербургского метро. Самый короткий перегон – 848 метров – расположен между «Владимирской» и «Площадью Восстания», самый длинный – более 3,5 километра – между «Обухово» и «Рыбацким».

86 м составляет глубина станции метро «Адмиралтейская». Она считается самой глубокой в петербургском метро. Между тем в городе насчитывается восемь станций, работающих без эскалаторов. В их числе «Парнас» и «Шушары».

Петербургское метро: призраки подземки Метро, Санкт-Петербург, Длиннопост

Честно стырено с ВК

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий
А чтож историк метро не рассказал про юзы? Про то, что в Университете (что в Петергофе) в планах станция метро стояла на 2000 год? А так строят где угодно, только бы Ветеранов не продолжать. И нахрена Адмиралтейская вообще? Она пустая, неокупаемая и ненужная по факту. Имхо.
раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

В этом году, в июле, я приезжал домой в Питер. Так вот, между улицей Летчика Пилютова и ул. Пионерстроя, рядом с пр. Ветеранов я отчетливо ощущал под землей прохождение поезда. Просто в Москве я живу рядом с м.Чертановская, где прохождение поездов метро ощущается ногами) , и это ни с чем не спутаешь. Чтобы было понятно, до рельс 52-го трамвая оттуда достаточное расстояние, чтобы вообще слышать трамвай, вниз до линии 36-го и 41-го еще дальше, до электрички больше километра.

Видимо, там линия неглубокого заложения, как станция м. Проспект Ветеранов, и направлением на ул. Пионерстроя в район троллейбусного кольца.


Про ненужные станции))) Есть в Москве станции Спартак и Полянка. Полянка вообще в центре Москвы, но там реально практически никого нет. Два десятка человек в час пик. Просто сама  станция сверху в шаговой доступности от пересадочных станций других линий, и на нее идут только те, кому надо конкретно на серую ветку. А станция Спартак вообще выходит на стадион, который никому не нужен, если там нет футбольных матчей)

4
Автор поста оценил этот комментарий
В праздники и выходные народу много, а вот спортивная теперь почти всегда пуста. Волковская ещё более пустая) вы точно в Питере живёте или абы что ляпнуть?
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Протестую, с открытием Спортивной-2 это ближайшая станция к моему дому

1
Автор поста оценил этот комментарий
Да не абы что, живу да. Про Спортивную и Волковскую тоже с вами согласна.
3
Автор поста оценил этот комментарий

На день города и день ВМФ через неё весь город на Дворцовую валит.

1
Автор поста оценил этот комментарий

С чего бы это Адмиралтейской быть ненужной, если она находится в пяти минутах ходьбы от Дворцовой площади и перевозит огромное количество туристов?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку