Первый рейс во Владивосток реактивного авиалайнера Ту-104
Первый рейс реактивного самолета Ту-104 по маршруту Москва – Владивосток состоялся 13 февраля 1958 года. Дальности для такого длинного беспосадочного перелета у первого советского реактивного лайнера, конечно, не хватало, поэтому на маршруте он делал три промежуточные посадки: в Омске, Иркутске и Хабаровске.
Командиром экипажа на первый перелет был назначен Герой Советского Союза Павел Михайлович Михайлов. И вот как описал встречу первого рейса во Владивостоке первый репортер Владивостокской студии телевидения Валентин Ткачев в своей книге «Синяя птица телевидения»
«1958 год. Февраль. Мы узнаем, что во Владивосток прилетает опытным рейсом первый пассажирский турбореактивный лайнер Ту-104. Узнаем за четыре часа до события. Срочно собираемся: кинооператор Анатолий Вергун, режиссер Альберт Масленников и редактор-автор этих строк…
…Мы прибыли в аэропорт «Озерные ключи» (так назывался раньше Владивостокский аэропорт) на единственном имевшемся тогда на студии автомобиле – газогенераторном ЗИС-5, списанном из вооруженных сил и служившим когда-то прожекторной установкой… Осмотрели место предстоящего события, обсудили план съемок. Задача состояла в том, чтобы снять посадку самолета, его салон, познакомиться с экипажем (все на пленке) и перейти на «живое ТВ». В студии предполагалась беседа с экипажем, поскольку возможности снимать синхронно у нас тогда еще не было. Хронометраж сюжета планировался на три-четыре минуты.
И вот Ту садится. Эту гигантскую птицу, дышащую огнем турбин (такими были наши впечатления после), мы видели впервые. И решили, что раз нет традиционного пропеллера, значит, нечего бояться: можно, оставаясь на полосе и попав под высокое брюхо заходящей на посадку турбореактивной машины, снять великолепный телевизионный план. Анатолий Вергун так и сделал. Он пропустил самолет над собой, не обращая внимания на отчаянную жестикуляцию пилотов из кабины, пригнулся, снимая длинный, так называемый операторский монтажный план от «носа» корабля через все подбрюшье фюзеляжа, провожая самолет в хвост.
Я стоял метрах в 50-ти от точки съемки и гордился нашим оператором. Поднимая за собой снежный вихрь, Ту-104 проплывал над нашим кинооператором. А он продолжал снимать. И я уже представлял, какой великолепный план будет на экране. Еще минута… И самолет, обдав нас с режиссером жаром турбин и теплым душем из мгновенно растаявшего снега, ушел. Я смотрю и не верю глазам: на полосе нет ни нашего оператора, ни камеры. Оглядываюсь по сторонам. Нет и нет. Смотрим с Масленниковым – режиссером друг на друга и ничего не понимаем. И вдруг из сугроба, на кромке дорожки, выбрасывается кисть руки с камерой, а потом, чертыхаясь и отряхиваясь, вылезает и сам Вергун.
На фото А. Вергуна: 1 ряд: Е. Симановская, П. Михайлов, член экипажа; 2 ряд: член экипажа, Л. Зыбалов, К. Селезнев, В. Ткачев, В. Ромашов, В. Сиротюк, С. Левин, А. Масленников
Вот так осваивалась и новая технология, и новые формы. Какой, действительно, великолепный план был на экране: внезапно опрокидывающийся кадр, потеря фокуса и затемнение. Да и командиру перелета Герою Советского Союза Павлу Михайловичу Михайлову было, о чем рассказать телезрителям!»
После эфира в студии ВСТ был сделан этот снимок с с экипажем прилетевшего Ту-104. Сам «герой» репортажа оператор А. Вергун в кадр не попал, так как после происшествия был «не в форме», а потому предпочел держать фотоаппарт.
С 1961 года из Владивостока в Москву и обратно Ту-104 не летал. До 1976 года рейс осуществлялся по комбинированной схеме: пассажиры из Владивостока доставлялись в Хабаровск двумя бортами Ту-104, откуда на Ту-114 летели до Москвы рекордным по своей протяженности беспосадочным перелетом. Из Москвы во Владивосток весь процесс повторялся в обратной последовательности. И так было до тех пор, пока во второй половине 1970-х Ту-114 не заменил реактивный Ил-62, который стал основным самолетом маршрута Владивосток-Москва почти на 30 лет.

