5

«Первая въ Россiи дорожная гонка моторовъ»

Когда-то мотоциклы в России назывались “бензиновыми механическими самокатами”. Удивительно, но именно тогда, в 1898 году, состоялась первая автомотогонка. Этот момент принято считать первой вехой развития мотоспорта в нашей стране.

«Первая въ Россiи дорожная гонка моторовъ» История, История России, Мотогонки, Длиннопост

Общая мечта

Организаторами первой российской гонки стало “Общество велосипедной езды” из Санкт-Петербурга. Поддержку им оказал журнал “Самокат”, который издавался еженедельно с 1894 года.


Примечательно, что одним из главных инициаторов был коммерсант Луи Мази - француз. Хотя его заинтересованность в данном вопросе вполне ясна: в 1898 году он открыл первый в России специализированный магазин - “Магазин велосипедов и моторов фирм «Клеман», «Гладиатор» и «Фебус»”. За год он продал около 10 трициклов “Клеман” мощностью в 1,75 л.с. Надо отметить, что своего производства мотоциклов в России на тот момент не было, поэтому позволить себе приобрести “бензиновый механический самокат” могли только очень обеспеченные люди.


Первая гонка проходила по маршруту Александровская-Стрельна-Александровская, а её протяжённость составляла 39 вёрст (41,6 км).


В соревновании участвовало семь смельчаков: шесть из них избрали для гонки трицикл “Клеман”, а один из гонщиков выбрал для себя автомобиль “Бенц” с кузовом фаэтон, который превосходил всех прочих участников массой и мощностью - и потому ехал вне соревновательной борьбы. Участниками первого заезда были: поручик В.И. фон Лоде, С.А. Степанов (механик принца П.А. Ольденбургского), Пётр Беляев и Шнейдеров, Мази и Альфонс Мерль; авто избрал представитель торгового дома «Карл Шпан» Лаврентьев.


Удивительное и невероятное

Начало заезда было запланировано на утро. Организаторы давали раздельный старт: между участниками был интервал в две минуты.


Несмотря на два досадных инцидента в начале гонки (один из участников зацепил колесом “чухонские сани”, а у другого отлетела по дороге одна из деталей) окончание заезда преподнесло удивительные итоги.


Первый участник прибыл к финишу через 1 час 33 минуты и 36 секунд - невиданные цифры, которые заставили общество по-другому взглянуть на новые самоходные аппараты. В то время единицы воспринимали механические экипажи всерьёз - в основном к этим изобретениям относились, как к забаве, игрушке.


Вот, что писал репортёр журнала “Самокат” П. Орловский после результатов гонки: “Едва ли найдется тройка, которая могла бы проскакать со скоростью 24,5 версты в час со станции Александровской в Стрельну и обратно. Даже последний закончивший дистанцию гонщик прошёл путь со скоростью, превышающей на 3,3 версты в час полную скорость двуконной почты”.


Общественность увидела в мотоциклах нечто большее, чем просто забаву - и всё больше людей уделяло внимание таким событиям, как мотогонки и автомотопробеги.


На фотографии ниже - изображение трицикла Клеман с пояснениями

«Первая въ Россiи дорожная гонка моторовъ» История, История России, Мотогонки, Длиннопост

Вместо заключения

Россия была четвертой страной в мире, которая провела соревнование такого рода. Первые гонки проходили во Франции, США и Италии.


В первой российской гонке максимальная скорость составляла 24,5 версты в час; сейчас же, в рамках Чемпионата России по шоссейно-кольцевым мотогонкам RSBK, максимальная зафиксированная скорость на трассе Moscow Raceway составила 307 км/ч - результат, основа которого была заложена ещё в 1898 году.

Дубликаты не найдены

Похожие посты
38

Лучший спасательный вездеход СССР

Итальянские инженеры смогли повторить конструкцию этого вездехода только к 2007 году. В СССР же этот спасательный комплекс был на службе космонавтики и других экстремальных отраслей с 1975 года. Выпущено их было совсем мало — но некоторые еще на ходу. Прочитайте об удивительном полете “Синей птицы” сквозь эпохи.


Вездеход “Синяя птица” — один из лучших спасательно-эвакуационных комплексов. Его модификации позволяли эвакуировать и людей, и технику. Изначально вездеход конструировался для спасения экипажей космических кораблей, приземлившихся в глухих и непролазных дебрях нашей необъятной Родины, то есть для максимально экстремальных условий. Но обо всем по порядку.

Лучший спасательный вездеход СССР Техника, Техника СССР, СССР, Сделано в СССР, Назад в СССР, Военная техника, Машина, Экстрим, История, История России, Длиннопост, Авто, Танки

Старт этой разработке дал опасный инцидент. В 1965 году при возвращении на Землю экипажа ракеты «Восход-2» (П. Беляев и А. Леонов) отказала автоматика. Беляев направлял спускаемый модуль вручную — в таких ситуациях уже не до курсов и запланированных точек посадки. Нужно было приземлиться — и приземлиться без потерь. Им это удалось, но выбравшись из модуля космонавты увидели не привычную казахстанскую степь, а тайгу. Март, снег, дикие звери — и ни следа человека. Вытащить космонавтов было попросту нечем. Измотанный экипаж еще 2 дня будет добираться на лыжах до полянки, с которой их забрал вертолет.


После этого случая Королев обратился в к Грачеву из СКБ ЗИЛ. Если кто-то и мог сконструировать такую машину, которая проходила бы вообще везде — и сквозь тайгу, и сквозь болота, целину, двухметровый снег, — то только Грачев и его инженеры. Они с конца 1950-х работали над доставкой баллистических ракет в любую точку мира, поэтому имели на тот момент уникальный опыт по разработкам вездеходного транспорта.

Первые варианты «Синей птицы» вылетели из гнезда в июне 1975 года. Машину проектировали сразу в двух вариантах:


грузовом ЗИЛ-4906 («Кран»);

пассажирском ЗИЛ-49061 («Салон»).


Грузовой ЗИЛ-4906 имел гидравлический кран и перевозил вспомогательный шнекороторный снегоболотоход (“Шнек”). Второй вариант предназначался для перевозки пассажиров. Салон был оснащен медицинским оборудованием, отсеками для провианта, модернизированной климатической установкой и мог обеспечить полностью автономное пребывание людей в течение 3 суток.

Лучший спасательный вездеход СССР Техника, Техника СССР, СССР, Сделано в СССР, Назад в СССР, Военная техника, Машина, Экстрим, История, История России, Длиннопост, Авто, Танки

Оба этих образца и “Шнек” вошли в состав поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490. После принятия на снабжение комплекс и его машины получили прозвище «Синяя птица».


Для машин ЗИЛ-4906/49061 использовали 150-сильный двигатель ЗИЛ-130 уже проверенный временем. Коробка передач была механическая, всего у «Синей птицы» было 10 передач — включая задние. Все 3 оси получили независимую торсионную подвеску, а тормозные механизмы были дисковыми; благодаря колесным редукторам удалось получить огромный клиренс — 590 мм — актуальный в условиях тотального бездорожья и таежной глуши.


Отдельного упоминания требует управляемость. “Синяя птица” имела гидрообъемный рулевой механизм, который обеспечивал запаздывание поворота задних колес и автоматическую коррекцию этого запаздывания. А для движения по воде вместо водомета применили пару гребных винтов. На плаву машина развивала 8 км/ч, на земле — до 75 км/ч. Максимальный расход бензина составлял 75 л/100 км. Топливо хранилось в 2 баках по 260 литров каждый.

Лучший спасательный вездеход СССР Техника, Техника СССР, СССР, Сделано в СССР, Назад в СССР, Военная техника, Машина, Экстрим, История, История России, Длиннопост, Авто, Танки

В основе колесных вездеходов комплекса «Синяя птица» — рама из алюминиевых профилей, на которую установлен стеклопластиковый корпус. Техническое задание предписывало возможность переброски машин на самолетах Ил-76 и Ан-12 и вертолетах Ми-6 и Ми-26. В угоду этому конструкторы не только «вписали» вездеход в максимально компактные габариты (9250х2480х2537 мм), но и сделали съемным остекленный колпак кабины.


Таким образом, на службе космонавтики (а потом и иных отраслей, связанных с непроходимыми обычным транспортом маршрутами) оказался мощный комплекс вездеходов, обладающих беспрецедентными качествами и уникальной проходимостью.


Говорят, некоторые из них еще выполняют свои задачи на службе — ведь большинство “расходников” использовалось из массового производства, так что обслуживание вездехода было проще, чем могло оказаться.


Автор текста: Натали Фетисова

Показать полностью 2
725

И снова бытовые зарисовки. "Туалетная" история Российской империи

Сегодняшний пост, можно сказать, продолжение предыдущих зарисовок о быте, нравах, гигиене в Российской империи. На этот раз речь пойдет весьма щекотливой стороне жизни, о которой обычно не говорили в слух. Короче о том, как решали вопросы естественных надобностях людей. А ситуация с этим была весьма непростой.

И снова бытовые зарисовки. "Туалетная" история Российской империи История, История России, Российская империя, Быт и нравы, 19 век, Санкт-Петербург, Личная гигиена, Длиннопост

Понятия о гигиене год от года меняются, также как и ее нормы. Некоторые бытовые особенности прошлого сейчас вызывают только недоумение. Например, даже к концу 19 века значительная часть городских квартир не имела ванну и туалет. А в начале века все было еще хуже. И даже тут было пресловутое социальное неравенство.

Конечно, как в некоторых западноевропейских средневековых городах ночные вазы в окно не выплескивали, но таки да, в начале века их благородия изволили ходить на горшок. Кто-то незатейливо пристраивался ночную вазу, кто-то присаживался на так называемое "ретирадное" кресло. Дизайн кресел был разный, но суть одна. Крышечка откидывалась, под ней отверстие и емкость. Емкость потом выносили слуги и сливали в выгребную яму. На первом фото пример русского ретирадного кресла начала 19 века. На карикатуре  ниже туалет английского короля, автор - знаменитый Гилрей, он вообще не стеснялся тролить монархов. В частных особняках и имениях выгребная яма была скрыта где-то неподалеку от здания. В многоквартирных зданиях во дворе рядом с черной лестницей. Сами слуги в личных целях либо тоже выносили свои горшки туда же, либо для этих же нужд был предусмотрен так называемый "ретиарий". По факту это был маленький домик с туалетом, часто просто с дыркой в полу. Содержимого ретиария тоже в итоге попадало в выгребную яму.

И снова бытовые зарисовки. "Туалетная" история Российской империи История, История России, Российская империя, Быт и нравы, 19 век, Санкт-Петербург, Личная гигиена, Длиннопост

Позже в домах подороже все-таки появились ватерклозеты, из которых содержимое попадало в выгребную яму по трубам. В целом они были близки к современным. Кстати слово "унитаз" вошло в обиход позже, по названию фирмы, которая выпускала популярную сантехнику. Но это было новшество "барских квартир", и баре как правило не были такими демократами как профессор Преображенский и не разрешали прислуге пользоваться своими клозетами. Те ходили вниз по старинке, но часто не доходили и делали свои дела прямо на черной лестнице. Примерно также делали и обитатели дешевых доходных домов-человейников. Так что гадить в подъезде для некоторых прямо давняя традиция. Бороться с этим было сложно, поэтому собственники зданий пошли на компромисс. Стали делать "удобства" на этаже, а конкретно на черной лестнице. Но удобства были не удобными. Сам "трон" выглядел примерно как на английской карикатуре, только он был никак не скрыт, никакого намека ну будочку или что-то еще. Сидишь себе за важным делом, а мимо сосед идет, никакой приватности. Ну а руки мыли потом в своей комнате в тазике с кувшинчиком, если вообще мыли. Все же в конце концов для прислуги стали делать нужники на черной лестнице с кабинкой.На фото туалет на черной лестнице в Петербурге.

И снова бытовые зарисовки. "Туалетная" история Российской империи История, История России, Российская империя, Быт и нравы, 19 век, Санкт-Петербург, Личная гигиена, Длиннопост

Дальше результаты жизнедеятельности попадали в выгребную яму, обычно стыдливо прикрытую крышкой. В дорогих домах их регулярно чистили, в дешевых не заморачивались. Услуга была платной, а домовладельцы жадными. Типа само в землю впитается. Летом могло и впитаться, а вот зимой нет, происходило примерно тоже, что и с "минами", оставленными собаками зимой на газонах. То есть оно самое стекало, замерзало, весной оттаивало с соответствующим амбре. Ливень или наводнение (а в Петербурге это было обычным явлением) тоже приводили к конфузам. И кстати, тогда тоже были дебилы, которые бросали в туалет всякий мусор и забивали трубы. Чем дешевле дом, тем обычно хуже за ним следили. То, что выгребали золотари, они потом вывозили за город на отведенные для этого поля. Примерно как сейчас мусорные полигоны. И таки да, эти поля плохо пахли, также как и современные полигоны, местные жители от них тоже страдали.

В городском частном секторе обычно был туалет типа сорт*р на улице. У деревенских жителей часто и такого не было. Делали свои дела где-нибудь в укромном уголке на улице. Вообще представления о приватности и приличиях были другие. Был даже бородатый анекдот. Пришел аристократ к крестьянам, а у них обед. Съели на первое щи, на второе кашу. Аристократ спрашивает: "а десерт?" А ему отвечают: "А где прихватило, там и серт". Ну а еще некоторые хитропопые домовладельцы, если близко был водоем, выводили слив туда. Во дворе выгребная яма могла соседствовать с колодцем, где брали воду.

С общественными туалетами дела были совсем плохи. Их было очень мало, чистили их редко. Выглядели они обычно как кабинки с дырками в полу. Разделений на М и Ж не было. Позже стали все же строить "ретиарии" для приличной публики. До этого времени те, кого внезапно настигла нужда, чаще всего просто бежали в ближайший укромный уголок, а по факту вокруг крупных рынков, ярмарок и других скоплений людей все было часто загажено во всех смыслах.

Стыдливый человек мог зайти, например, в гостиницу или трактир и попросить пустить его за небольшое вознаграждение. Макдональдсов ведь не было, приходилось платить несколько копеек за уединение. Особенно это было актуально для аристократов и людей с потугами на таковых. А все из-за особенностей моды того времени.

И снова бытовые зарисовки. "Туалетная" история Российской империи История, История России, Российская империя, Быт и нравы, 19 век, Санкт-Петербург, Личная гигиена, Длиннопост

Портрет Александра I

И снова бытовые зарисовки. "Туалетная" история Российской империи История, История России, Российская империя, Быт и нравы, 19 век, Санкт-Петербург, Личная гигиена, Длиннопост

Фрагмент картины Буше "Туалет дамы"

Картина Буше написана раньше, но к 19 веку дела делались дамами примерно так же. В платьях, которые носили "на выход" изысканные дамы, присесть для этих дел было проблематично. Дамы пользовались бурдолю и его аналогами. Нечто типа судна, которое заводили ближе к телу, приподняв юбки, примерно как на картине. В домашних нарядах в этом плане было проще. А вот на улице явно нет. Какому-нибудь "его благородию" или "сиятельству" тоже было непросто, опять же из-за моды, а именно нижнего белья. В первой половине 19 века мужское белье состояло из нательной рубашки, у которой передняя часть была длиннее. Ее часть заводили между ног и назад. Получалось нечто типа боди. Да и брюки долгое время были без ширинки. Если присмотреться к парадным портретам того времени (я приложила портрет Александра I), то видно, что паховая область по виду выглядит для современного зрителя подозрительно гладко, прямо как у кукольного Кена. А все как раз поэтому. При таком наряде оперативно получить доступ к нужным частям тела было непросто. То, что было легко крестьянину, "благородию" было сложнее. Ну хоть в чем-то простому человеку было легко.

Теперь еще один щекотливый вопрос. А чем пользовались дальше. В Европе производство туалетной бумаги наладили в Англии в 1880-х. В Россию, конечно, могли завозить ее, но явно ограниченными партиями, да и стоило бы дорого для многих. А своего производства не было. Крестьяне решали вопрос подручными средствами. Летом листьями, в прохладное время года сеном. Небогатые горожане примерно также. Ну или что под рукой было. Газета, ненужная бумага и тд. Некоторые пользовались ненужными тряпками и ветошью. Ну а совсем уж эстеты при деньгах разными тканевыми салфетками, отрезами ткани поприличнее. В общем и тут социальное неравенство.

Так что вопрос этот создавал трудности. Но надо заметить, что такая ситуация была во многих странах. Царская Россия была не грязнее той же Викторианской Англии.

Показать полностью 4
2661

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Сегодняшний пост снова будет немного о живописи и больше о жизни и быте.  Рассказ сегодня будет о всегда актуальном жилищном вопросе на примере двух столиц. Давайте именно с этой точки взглянем на картины русских художников. Где жили герои, и сколько им это стоило.

Но надо заметить, что в то время и нормы другие были другие, и представления о гигиене, а еще понятие бедности и богатства воспринимались иначе. Шуточки про тесноту квартиры-студии у многих вызвали бы недоумение, особенно в крупных городах. При этом между столичным Петербургом и Москвой были и общие черты, но и существенные различия.

Как не трудно догадаться, общим было обилие приезжих. Но значительно отличался их качественный состав. В Москву чаще ехали крестьяне и небогатые слои населения. Как правило приезжие шли в отрасли с менее квалифицированным трудом, а также в торговлю, общепит (например, особенно много было в трактирах работников из Ярославской губернии). Число иностранных граждан было небольшим. Многие приезжие старались закрепиться и остаться на пмж, поэтому старались приобрести хоть какое-то жилье, накопить хоть на халупу на глухой окраине, но свою. В Петербург люди ехали с самыми разными целями, среди приезжих было больше квалифицированных кадров, иностранцев, а еще людей, пожаловавших сюда по долгу службы или исключительно ради карьерных амбиций, так как «головные офисы» многих организаций и ведомств находились именно в столице. По этой причине многие приезжие не воспринимали Петербург как свой постоянный дом и не стремились приобретать тут жилье. Большинство проживало на съемной жилплощади. Добавляла проблем и сама ее дороговизна. Для небогатых граждан покупка жилья была не по карману, а люди состоятельные просто не видели смысла в покупке дорогущей столичной квартиры, потому что считали своими домами в первую очередь свои имения, в которые и вкладывались. Поэтому рынок аренды в Петербурге был развит намного сильнее. Основная масса съемного жилья была в так называемых доходных домах, которые были на самый разный кошелек.

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Сергей Грибков "У столика" (1879)

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Владимир Маковский "Друзья-приятели" (1878)

Состоятельный холостяк чаще всего снимал квартиру с тремя комнатами, люди семейные с 4-7. В хорошую холостяцкую квартиру входила спальня, гостиная, столовая, иногда кабинет, комната для прислуги. У более "скромного" жильца столовая и гостиная могли быть совмещены. В семейных квартирах к этому прилагались помещения для детей, . Дети часто селились все в одну детскую комнату, персональные комнаты для детей были редкостью. Примерно такую холостяцкую  мы видим на картине Маковского. А вот успешный чиновник "у столика" живет в жилище намного роскошнее (у меня был разбор этой картины в одном из предыдущих постов).

Хорошая квартира в приличном районе в конце 19 века обходилась петербуржцам от 2000 до 5000 рублей. Но бывали и более дорогие варианты. Пушкин хвастался, что на деньги, которые стоит годовая аренда его квартиры на Мойке (4300 руб в год), можно купить в собственность дом в Коломне, тогда это был фактически пригород (речь о местной, а не московской Коломне). В начале века курс рубля был практически вдвое выше, чем в конце века, так что это было реально много. Жил он, правда, не в типовом доходном доме, а особняке, разбитом на квартиры под сдачу. Не удивительно, что даже со своими высокими гонорарами он оставил после себя огромные долги. В Москве хорошая квартира стоила обычно от 1200 до 4000 рублей. Ну и дальше по убывающей в зависимости от запросов нанимателей. В среднем семья с детьми, относящаяся к среднему классу и выше тратила на аренду от 70-80 рублей в месяц. Примечательно, что в начале 19 века многие доходные дома не имели четкие границы квартир. Были просто комнаты в виде анфилады (проходные типа как вагон), иногда две параллельные анфилады, одна окнами на улицу, другая во двор, и двери между ними тоже были. Поэтому жилец мог снять квартиру хоть из 4 помещений, хоть из 10. Двери в остальные помещения анфилад просто закрывали. Другие желающие заехать "нарезали" себе как пирог квартиру из оставшихся помещений. Ну а дальше жилец мог обставлять квартиру и выбирать планировку на свой вкус. Где хочет спальню, где хочет технические помещения. Водопровода даже в элитных домах не было, поэтому в этом плане привязки и ограничений не было. Когда водопровод стал появляться в домах, квартиры стали  разграничивать. Хорошая семейная квартира на картине Алексея Корзухина "Разлука". Семья с картины Максимова  "Шитье приданого" (1866) живет победнее. И комната (по обстановке это столовая) теснее, и мебель проще. Но большинство людей такой "бедности" бы позавидовали.

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Сергей Грибков "Дедушкин фрак"

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Илларион Прянишников, без названия, 1880-е

По результатам переписи численность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только 26 % родились в ней, а остальные были «понаехавшие». В Петербурге местных было 29%. Ну а пока люди не имели своего жилья, они часто готовы были жить в самых плохих условиях. 35 000 промышленных рабочих ночевало в тех же зданиях, где и работали, и только 22 000 ютились где-то еще. Из ремесленных работников при мастерских же жили 18 000. Около 2000 людей квартировались при общественных и присутственных местах. 20 000 рассредоточились по постоялым дворам и гостиницам.

Но надо заметить, что само понятие гостиница было шире современного. Часто это было нечто типа общаги. Длинный коридор, вдоль него ряд комнат, где люди могли жить месяцами и даже годами. Готовили себе там же или покупали еду в общепите, удобства в лучшем случае на этаже. Также были еще меблированные комнаты, они не сильно отличались по устройству. Стоили от 30 копеек в день. Были и просто недорогие квартиры, в которых иногда не было кухни, иногда своего коридора, а иногда и того и другого. То есть граница тут часто была условная, и в целом напоминало как раз квартиры-студии. На картине Иллариона Прянишникова типичный интерьер дешевых меблированных комнат. На картине Грибкова "Дедушкин фрак" обстановка поприличнее, но тоже похоже.

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Василий Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом"

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Иван Богданов "За расчетом"

Был еще достаточно внушительный частный сектор. Были даже одноэтажные доходные дома на пару квартир. Качество жилья в частном секторе было самое разное. Были и халупы, были весьма неплохие и добротные дома. Отдельная история - купеческие дома. На первом этаже обычно располагался магазин, выше жило все семейство. В частном секторе купеческие дома обычно были за забором, магазинов там не было, зато там часто был склад товаров. были скромные домики, были с потугами на роскошь по принципу дорого-бохато.

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Павел Федотов "Свежий кавалер"

Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Николай Шильдер "Искушение " (185?)

Земля в Петербурге была дороже, поэтому дома лепили выше. В Москве на тот момент большая часть зданий не превышала 2-3 этажей, поэтому самая дешевая жилплощадь была в подвалах. В Петербурге здания были выше, поэтому на верхних этажах. В первую половину 19 века самый престижный этаж -второй, к концу века - третий. Причины - появление лифтов в хороших домах, а еще увеличение числа уличного транспорта. Поэтому кстати на картинах или в литературе, где авторы хотели подчеркнуть бедность героев, их соответственно, помещали в Москве в подвал, а в Петербурге на верхний этаж или чердак.  Свежий кавалер Федотова живет высоко, бедная девушка, искушаемая сводней из моего предыдущего поста, в подвале.

Кто не мог снять квартиру или комнату даже в недорогом доме, мог снять каморку — маленькую комнату без окна, по факту как большой чулан. Иногда можно было снять угол — это просто часть комнаты, отделенная шторкой, а иногда просто койку. А иногда даже полкойки, иногда половину сдвоенной койки и делить ее с часто посторонним человеком. Иногда даже койку вскладчину снимали и спали в ней посменно, если работали с разным графиком.

Обычно не все жилище, а его часть (иногда малую) сдавали люди, которые снимали само целиком помещение, в художественной литературе это упоминается не раз как «нанять от жильцов». Иногда в дешевых домах на таких условиях и на небольшой площади набивались сотни людей. Образовывались настоящие трущобы. В Москве они концентрировались в основном в районе печально известной Сухаревки, в Петербурге возле Сенного рынка. Символом петербургских трущоб стала знаменитая «Вяземская лавра», комплекс из нескольких доходных домов, где в ужасных условиях проживало несколько тысяч человек.

Ну а кто не имел денег совсем, мог попытаться попасть к ночлежку. Были и бесплатные (но туда трудно было попасть), иногда за пару копеек.
Жилищный вопрос до революции. Что расскажут картины Картина, Живопись, История, История России, Российская империя, Длиннопост

Владимир Маковский "Ночлежный дом" (1889)

Как всегда подчеркиваю, что пост не искусствоведческий, а развлекательный. Если у вас есть другие идеи или дополнительная информация, пишите в комментариях.

Показать полностью 9
1187

Немного о картине  и продажной любви

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Николай Шильдер "Искушение" (185?)
И снова пост о живописи, житейской истории на картине, а еще о том, куда могло привести героиню, если она согласится. Короче, про проституток элитных и не очень в Российской империи. Рассмотрим мы это на примере картины Николая Шильдера "Искушение" (185?), которую часто называют самой первой картиной Третьяковской  галереи. Точная дата написания картины не известна. С одной стороны ее называют первой картиной в галерее, а саму галерею открыли 1856 году, а в некоторых документах пишут, что "Искушение" купили в 1857 году.  Скорее всего второе - просто опечатка.
Сюжет в целом понятен. К бедной девушке, которая живет с пожилой, возможно, больной матерью, приходит малоприятная дама, и делает сомнительное предложение. В одной руке у этой нехорошей женщины золотой браслет, второй она указывает на кого-то сзади, может, потенциального покупателя. Тут автор собрал воедино все клише. Героиня живет в полуподвальном помещении. И маленькое отступление. В Москве и многих других городах в доходных домах самая дешевая жилплощадь была в подвалах.  В Петербурге кстати наоборот на верхних этажах. Причина простая, в столице земля была дороже, дешевые доходные дома лепили как можно выше, а в Москве до конца 19 века многие здания не превышали 3 этажей. При отсутствии лифта и часто водопровода (в этом случае жильцы таскали воду себе наверх сами) разница в комфорте между престижным 2 этажом и, например, третьим, не очень существенна, а вот с 5 уже да. Поэтому на картинах петербургских нищебродов селили на самом верху, нередко на чердаках,  подчеркивая это балками и перекрытиями вместо обычного потолка. Ну а в остальных городах в подвалы и полуподвалы.  На это указывают своды и высоко расположенное окно. Героиня зарабатывает вышивкой, мы и ее рабочее место видим. Это тоже одно из клише. Необеспеченные и не особо образованные девушки часто зарабатывали себе на жизнь рукоделием, швейным делом. Доходы в этой отрасли как правило были невысокие. Рабсилы было много, а желающих платить среди хозяев мастерских или частных заказчиков мало. Типа ей одной и так хватит, а если выйдет замуж и заведет детей, пусть ее муж содержит. Поэтому действительно симпатичные работницы получали от подобных дам предложения более высоко оплачиваемой работы. И некоторые действительно соглашались. В правом нижнем углу мы видим символ -  кошка на кого-то охотится, примерно как сводня на героиню. А в левом верхнем углу освещенная окном икона. Надеюсь, героиня не поддалась.

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция
Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Слово "проститутка" и его доходчивые аналоги считались грубыми и оскорбляющими слух добропорядочных граждан (ну да, ну да). Примерно как в шутке Раневской о том, когда кое-что есть, а слова такого нет. Обычно либо использовали эфимизмы типа "прекрасные, но падшие создания", иногда падшая или публичная женщина, ну а чаще всего "эти женщины" или "те дамы", и из контекста было понятно. Так что когда в романе "Идиот" про Настасью Филлиповну говорили "эта женщина", современникам было ясно, что ее обозвали проституткой.
Про устройство борделей писали много раз, в том числе и на пикабу, поэтому повторяться не буду. Напомню только, что жрицы любви были как официальные (имевшие вместо паспорта желтый билет, а еще бланковые). Официальные имели преимущество в том, что могли лечиться бесплатно (правда, проходить регулярные осмотры было и их обязанностью), их не трогала полиция. Были и те, кто работал неофициально.
Помимо борделей вполне легально работали и дома свиданий. Правила работы были похожие, но было и отличие. В борделе "труженицам" клиентов предоставляло само заведение из числа своих гостей и брало большой процент, выплачивая остальное ей. В дом свиданий дамы приводили клиентов сами, например, подцепив их на улице или в ресторане. Так они получали именно место для разврата, ну и сами за него приплачивали по таксе. То есть это было ближе к специализированной аренды помещений. Иногда, если хозяева сами находили желающих, они могли позвать "работниц" под конкретного гостя или предложить ему кого-то из числа "заглянувших на огонек". Дома свиданий часто располагались рядом с крупными ресторанами и иными увеселительными заведениями. Также "территорию" часто неофициально предоставляли гостиницы. Так что купчишка, поливающий "ту даму" шампанским, скорее всего, поведет ее дальше в такие вот "нумера". Разврат творился и внутри самих многих фешенебельных заведений. Там были отдельные кабинеты для приватных тусовок, так что можно было тут же и погулять с размахом, и даму подцепить, и на месте же безобразию предаться, и даже потом по приколу полуголую девицу из кабинета выставить на потеху другим гостям заведения, бывало и такое. Но сами рестораны интимные игрища обычно не поощряли, к тому же двери кабинетов не запирались, так что теоретически в самый интимный момент кто-то мог войти.
Довольно часто подобные услуги оказывали артистки, хористки. Хор 19 века отличался от современного. Речь шла больше о просто музыкальных коллективах, которые либо работали при заведении, или приглашались туда время от времени, пели сольно или все вместе, плясали, создавали атмосферу. В некоторых коллективах проституция даже поощрялась. В некоторых нет, но теоретически можно было договориться,  чтобы взять красотку в содержанки, например, богатому купцу. В этом плане дороже всего стоили солистки цыганских хоров. После коллективного решения хора иногда цыганки шли в содержанки, но разовой проституцией не занимались. Профессия была с душком, слово хористка пренебрежительным и даже иногда ругательным. Так что картина Константина Коровина "Хористка" для современников была двусмысленной. Престижно было "завести" артисток театра, чем известнее - тем круче. Богатые аристократы и монаршие особы питали страсть к балеринам.
И так, от чего же зависела цена "этой женщины"? От многих факторов. Естественно, красоты, молодости, но и не только. Понятно, что страшненькие и потрепанные жизнью стоили дешево. Но был еще интересный фактор. Происхождение и образование!

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Почти все проститутки были либо из крестьянской среды, либо бедные мещанки. Такую девушку можно было принарядить, слегка обтесать. Но, как говорится, можно вывезти девушку из деревни, а деревню из девушки нет. Хорошие манеры, умение держать себя, хороший вкус воспитывались с детства. Да и приличное образование, владение иностранными языками быстро получить на практике было невыполнимой миссией. Ну и наоборот, более или менее симпатичная девушка, хорошо воспитанная, обладающая манерами аристократки и знающая иностранные языки, была штучным и дорогим товаром. Поэтому та же Катерина Маслова из "Воскресения" считалась дорогой проституткой по меркам своего города. Но на самом деле, если смотреть на вещи цинично, она была, мягко говоря, не очень умной женщиной вдвойне. С одной стороны в том, что изначально поверила в любовные признания барчука и попала в нехорошую историю с внебрачной связью, и вдвойне, потому что после этого  продолжила себя гробить пьянством и работой в провинциальном борделе. Если уж она выбрала такую деятельность, то  такой кадр с распростертыми объятиями бы встретили в престижных столичных заведениях с совсем другими гонорарами, таких охотно брали на содержание, а особо обаятельные и удачливые даже выходили замуж. Но если бы Катерина не рефлексировала в провинциальном борделе, не заливала грусть алкоголем, не попала бы в тюрьму и не вышла бы там замуж за нищеброда-революционера, то читателям было бы не так интересно. А если бы Толстой написал, историю о том, как соблазненная Катерина приехала в столицу, поступила бы в фешенебельное заведение, скопила деньги на свой дом  или ренту, или "окрутила" какого-нибудь богатого купца и даже вышла бы за него замуж, его бы закидали помидорами за пропаганду разврата. Примерно как и в ситуации с малахольной Настасьей Филипповной у Достоевского. А вот бедная девушка с картины Шильдера, скорее всего, не имела ни манер, ни образования. Перспективы у таких несчастных были обычно печальные. Их соблазняли заверениями легких денег, заманивали в сети разврата, где они могли пользоваться успехом некоторое время, пока сохраняют свежий и товарный вид. Ну а дальше по мере трудовой деятельности скатывались все ниже и ниже, пока не оказывались в борделе третьей категории. Произойти это могло всего за несколько лет. Да и ЗППП никто не отменял.

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция
Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

В таблице приведены цены, если не ошибаюсь, конца 19 века. Минимум половину этой суммы забирало заведение. Под разовым посещением имеется в виду общение с дамой определенный промежуток времени, например, полчаса или час. За время  был и лимит на хм общение ближе к телу, обычно 2 раза. Чем дешевле заведение, тем больше клиентов, соответственно "амортизация" дамы, и тем быстрее терялся товарный вид. Соответственно, тем ниже она опускалась на социальное дно. Подобные жуткие персонажи описаны у многих авторов, например, у Гиляровского в "Москве и москвичах". Цены уличных проституток очень разнились. Симпатичная и ухоженная барышня стоила несколько рублей. Чаще всего такие ходили по центральным бульварам, сидели в кафе. Среди них было много не "профи", а тех, кто выходил на охоту время от времени в качестве подработки. Дешевые тусовались вблизи крупных рынков, дешевых кабаков и тд. Век уличных барышень тоже часто был не долог. Тем более что ЗППП тогда лечить толком не умели.

Немного о картине  и продажной любви Картина, Живопись, Художник, История, История России, Российская империя, Длиннопост, Проституция

Как известно, тот же сифилис долгое время был смертельным приговором.  Лечили его сомнительными способами, например, ртутными лекарствами и даже впрыскиванием оных в интимные места. Были и специализированные лечебные заведения для такого контингента. В 1910 году появился препарат "606", он же "Сальварсана" доктора Эрлиха. Он считался реально эффективным против сифилиса. В состав входил мышьяк, были побочные эфекты. 606 - Это номере удачной попытки создания после 605 неудачных. Позже на его основе создали  «препарат 914», получивший название «неосальварсан». Спрос был огромный.  Об этом приведенная выше карикатура. НО все же зппп выкашивали многих, а "карьера" "этих дам" длилась обычно недолго. Поэтому хочется верить, что героиня не повелась на уговоры и с возмущением выгнала сводню из своего подвала.
P.S. Как всегда подчеркиваю, что пост не искусствоведческий, а исключительно развлекательный. И надеюсь, он действительно развлек читателей. Если у вас есть другое мнение или дополнительная информация, напишите о этом в комментариях.

Показать полностью 6
346

Гангут. 1714 год

Автор: Дмитрий Хандога.


Когда-то Балтийское море было почти что шведским озером и чтобы бороздить его просторы, иной раз нужна была особая бумажка, дававшая судну не принадлежавшему королевству Швеция разрешение на пребывание и ведение деятельности в этих пределах.


Да, это сейчас Балтику смело бороздят эстонские тяжелые крейсера (шутка!), латвийские авианосцы (снова шутка!) и литовский стратегический атомоход «Грибаускайте» (я опять пошутил, если что!), а в те годы только шведский военно-морской флот решал, кому там быть, а кто может ехать на…. другую линию судоходства.


Про бумажку, кстати, правду говорю, ибо если смотреть на территории, подвластные Стокгольму в конце XVII – начале XVIII веков, то получается, что более 70% прилегающих к Балтийскому морю земель – шведские. Немцы, датчане и поляки, конечно же, не всегда соглашались с таким положением вещей, но молчали. Когда же не было сил молчать, то «огребали» от свеев по полной схеме, продолжая жить под суровым наказом с севера «тихо сидеть, да страх иметь».


Итак, 1714й. Уже 15й год длится Великая Северная война (Stora nordiska kriget по-шведски).

Триумфально начавшись для королевства Нарвой в 1700 году, с сильнейшей в Европе армией, мощной экономикой, обширными, по мерам тех лет, территориями, она, к середине своей (1710), обернулась для Его Величества короля Карла XII, эпически профуканными сухопутными войсками под Полтавой (1709) и катастрофическими для Швеции территориальными изменениями в Ингерманландии, которая с падения Выборга и Кексгольма (1710 год) была полностью под властью русского царя.


Новая столица России – город Санкт-Петербург, помимо представительских функций, ещё и выполняла функцию чисто военную – постройка боевых кораблей для молодого Балтийского флота.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Справлялась она с этим вполне превосходно, и куча крестов на кладбищах новообразованного города тому явное подтверждение… Нет, я не повторяю старое «клацанье зубами» о том, что Петербург построен на костях. По-человечески это всё страшно, однако, был ли у Петра Великого в той войне другой путь? Если только жениться Петру Алексеевичу на сестре Карла – Ульрике Элеоноре, но это из области фантастики, да и жаль лично мне было бы нашего реформатора, ибо «такой фейс» каждый день видеть – с ума можно сойти!

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Собственно, Ульрика Элеонора …..


Так вот, говорю, с 1706 года Санкт-Петербург начал строить для России боевые корабли ибо наша страна в тот момент остро нуждалась в подобном импортозамещении, поскольку Беломоро-Балтийского канала тогда ещё построено не было, а производить суда и каждый раз волоком тащить их из Архангельска было крайне накладно. Иностранные же верфи, хотя и были не против «заказов на высшем уровне», но в силу господства шведского флота и недостаточной подготовки российских военно-морских кадров, постройка судов в Голландии, например, и их дальнейший провод к Петербургу представлялся делом не простым, т.е. они нам его построят, мы погрузим наш экипаж, а в пути, мало ли что, может его шведы утопят.


Наша верфь в Ингрии начала с малого – шнявы, бригантины, потом галеры, ну и, наконец, линейные корабли!

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

И вот я вам скажу, что галеры – это очень удобные суда. Да, они не имели такого парусного вооружения, как фрегат, линкор, или галеот, а, значит, скорость у них могла быть в половину меньше их (где-то не более 8 узлов, но по ситуации, чаще 4-5). Не было у галер и такого количества артиллерии на борту. Более того, автономность плавания тоже совсем не радовала, поскольку там очень много народа трудилось на веслах, и, следовательно, им требовались пища и вода.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Галера могла выглядеть так…. Что-то не то с флагами или мне кажется?


В сражении галеру было легко вывести из строя ибо при больших потерях в «главной энергетической установке» (я про гребцов, если что) такое судно, естественно, теряло ход. Живучесть, кстати, тоже была не на самом высоком уровне.


Однако, именно галеры составляли немалую часть флота Швеции в те годы, поскольку, исходя из того что мною сказано выше:


1. Переходы из, например, Гетеборга к побережью Эстляндии дольше 2 суток не занимали (следовательно, запасов провизии вполне хватит и на экипаж, и на десант).

2. Балтика – крайне мелководное море и большим парусникам там, порой, сложно было развернуться, особенно при проведении десантных операций (следовательно, хоть какая-то поддержка корабельной артиллерии десанту все же есть).


Таким образом, учитывая боевой опыт своих врагов, мы не налегали разом только на парусники с мощной артиллерией, а стремились создать сбалансированный военно-морской флот, отвечавший тем реалиям. Хотя тенденция уже тогда просматривалась явно: ПАРУСА и АРТИЛЛЕРИЯ, но от вёсел ещё не откажутся долго.


Прошу прощения, я отвлекся от темы. Итак, у нас была новая столица, начал появляться флот, мы заняли юг и центр Финляндии, но без активных действий на море всё это превращалось в чемодан без ручки. Почему? Да потому что в любой момент шведы могли высадить десант, в том числе и в Санкт-Петербурге, и всё: первому губернатору нашего «европейского» города пришлось бы заново отстраивать себе дворец. Александр Данилович, конечно, в накладе бы не остался, ибо все мы помним его любовь к казенным деньгам, но восстанавливать ему бы пришлось, при таком ходе событий, только в том случае, если бы мы смогли эту территорию удержать.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Однако, вот так вот, выйти на просторы и биться со шведским флотам нам было боязно, ибо на тот момент русский флот был, скорее, дорогой игрушкой, которая тешила чувство собственной важности у нашего царя, мол, да-да, я ничем не хуже других монархов, у меня тоже флот есть…. Своей эффективности в полноценном боестолкновении он ещё не показал.


К делу, к делу!


В финском городе Або (современный Турку) находился русский гарнизон, которому требовалось усиление, и морской путь для этих целей являлся хотя и опасным, но самым быстрым. Поэтому русский флот под командованием генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина, состоявший из 99 галер и иных судов с малой осадкой, направился из Санкт-Петербурга к берегам Финляндии и в итоге сосредоточился в бухте Тверминне.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Федор Матвеевич Апраксин


Тут следует сказать, что наш генерал-адмирал серьезного боевого опыта на море не имел, и в крупных морских баталиях до этого не участвовал. Фёдор Матвеевич был хорошим администратором, имел некоторый опыт в войне с Турцией, но в европейских войнах на море участия не принимал. Не довелось.


Навстречу нашему флоту вышел флот шведский, имевший 15 линейных кораблей, 3 фрегата, 9 галер и 2 бомбардирских корабля под командованием достаточно опытного моряка адмирала Густава Ваттранга, который прибыл, встав «недалеко», блокируя от русские корабли.


Нашей радости, как вы понимаете, не было предела. Вопроса «кто виноват?» не возникало, но в воздухе витала дума на тему «что делать?». Прибывший к месту событий Петр Великий предложил поступить следующим образом: в самой узкой части полуострова Гангут соорудить переволоку и волоком тащить часть галер.


Адмирал Ваттранг, изумившись такими особенностями русской души, повелел разделить свою эскадру на части и, оставшись с 7 линкорами и 2 фрегатами у Гангута, стал ожидать удобного момента для того что бы разделать русских под орех. Не, ну а чего бояться-то? 8 линкоров и 2 бомбардирских корабля под командованием вице-адмирала Лилье идет к Тверминне, 1 фрегат и 6 галер под командование контр-адмирала Эреншельда направились на другую сторону переволоки… Не уйдут! Не в мою, как говорится, смену!

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

И не знал, увы, опытный шведский адмирал, что существует в России хорошее такое слово – «развод», и что его, бывалого моряка, «банально развели» как раз с той целью, что бы он и разделил все свои силы.


Наступил штиль, а это означает, что любой парусник, каким бы он мощным не был, теряет возможность маневра.


20 русских галер под командованием Матвея Христофоровича Змаевича вырвался из бухты, и заблокировал отряд контр-адмирала Эреншельда у острова Лаккиссер.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Матвей Христофорович Змаевич


Таким образом, наш авангард смог обогнуть весь полуостров, выйдя на противоположную сторону


Растерявшись от такого хода событий, адмирал Ваттранг спешно отозвал силы вице-адмирала Лилье, что освободило прибрежный фарватер, и позволило Апраксину вырваться к Змаевичу, и, пройдя вне досягаемости корабельной артиллерии противника, ударить по Эреншельду. Что ж, контр-адмирал Нильс Эреншельд, поняв в какую ситуацию он попал, попытался уйти, но увы. Запутавшись в шхерах, сам себя припер к стенке, сунувшись в Рилакс-фьорд откуда выхода не было.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

храбрый швед Нильс Эреншельд


«Да и черт со всем этим, господа, - сказал он, наверное, своим офицерам стоя на палубе своего флагмана, фрегата «Элефант», обозревая в трубу русские галеры, - слабый ветер – явление временное, да и наш командующий тут, неподалеку совсем. Посему, - повернулся он, окинув взглядом полубак, - считаю необходимым выстроить наши корабли по вогнутой линии: берега по флангам, а остров Шторен в тылу. Так что как бы московитам самим в ловушке не оказаться! Да и 116 корабельных пушек – сила серьезная. Пусть попробуют нас взять!» - и с уверенностью отверг предложение противника «сдаться без пролития крови».


После 14 часов русские начали атаку. В лоб. Неудачно. Подпустив наши галеры на дистанцию около 300 метров, шведы обрушили на них всю свою артиллерийскую мощь. Нам в этом случае противопоставить было практически нечего, ибо калибр был не тот. Таким же образом не удалась и наша вторая атака.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

«Ну, что я вам говорил, - с добродушной холодностью констатировал Эреншельд, - царь Петр может кого угодно обманывать тем, что у него есть флот, но только не военных моряков Его Величества короля Швеции». Увидев же третью атаку, Эреншельд, внутренне уже успокоившись, начал думать о том сколько вина следует выдать своим матросам в сегодняшний вечер, ибо всё ж храбрецы! Не, это, конечно, всего лишь московиты, не датчане, но в который раз шведские моряки показали своё умение воевать!

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Картина сражения


Однако, в третий раз все пошло «не по шаблону»: русские галеры, маневрируя, пошли на левый фланг противника, и, сблизившись «на вытянутую руку», под личным командованием Петра Великого, смогли взять на абордаж часть шведских галер. Оставшиеся в живых члены шведских экипажей, которые смогли покинуть свои корабли, направились к флагману – фрегату «Элефант», где находился контр-адмирал Эреншельд, но длилось их счастье недолго: после нейтрализации галерного отряда русские перенесли весь свой огонь на флагманский корабль, и, окружив, взяли на абордаж и его.


Контр-адмирал Нильс Эреншельд, пылая яростью за упущенную победу, дрался до конца, да так, что вышел из боя только получив седьмое по счету ранение и упав за борт, откуда его выловили русские военные моряки.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Пленение Нильса Эреншельда


Мы победили, потеряв 124 человека против 370 человек убитыми и 580 пленными у шведов. Однако, наш противник пару ноликов нам приписал и если сравнивать шведские данные по потерям, то получается что мы чуть ли ни больше половины своих галер там оставили, а счет потерь в живой силе, по шведскому исчислению, идет на тысячи.


Конечно, произошедшее в тот день не является масштабной победой на море. Флот нашего северного соседа и извечного противника мы не уничтожили. Однако, стало ясно, что российский флот – это не просто дорогая игрушка, а полноценная организация, которая является частью вооруженных сил и способна выполнять поставленные перед ней задачи. Таким образом, у нашего царя наконец-то появилась «вторая рука».


Как итог, также, можно сказать, что перед шведами замаячила реальная угроза русского морского десанта, ибо фактически мы полностью контролировали и владели Финским заливом, активно строили корабли, обучали экипажи, и получали нужный боевой опыт на море, которого нам так не хватало.


Адмирал Густав Ваттранг на следующий день после боя снялся с якоря и отправился в Швецию, видимо, побоявшись прибытия к русским более крупных сил. Его карьере это событие никак не помешало, и он продолжил военную службу, уйдя в отставку по состоянию здоровья через пару лет.


Контр-адмирал Нильс Эреншельд, находясь в плену, пользовался большим почетом и был произведен в вице-адмиралы Адмиралтейс-коллегией Швеции (!!!). Я прошу заметить, что данное повышение по службе было сделано человеку, который находился в плену! Предложения о поступлении на русскую службу были им категорически отвергнуты. Вернувшись после подписания Ништадтского мира домой (1721 год), продолжил трудиться на благо своей страны, дослужившись до звания полного адмирала.


Федор Матвеевич Апраксин, через девять лет после Гангута, возглавил Балтийский флот и переживет Петра Великого на 3 года.

Гангут. 1714 год Cat_cat, История, История России, Россия, Флот, Сражение, Война, Северная война, Длиннопост

Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля.


В память о первой русской морской победе в Санкт-Петербурге будет построена церковь Святого Пантелеймона, которая в наше время считается старейшим Храмом города.


С уважением ко всем прочитавшим,

Хандога Дмитрий.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_49632

Автор: Дмитрий Хандога.

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Не забывайте в переводе указать, что вы с Пикабу)

Показать полностью 12
560

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете"

Передача самолета летчикам

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Подбитый немецкий танк

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

На улицах освобожденного Шлиссельбурга

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Екатерина Васильевна Буданова (1916–1943) – летчик-истребитель, гвардии старший лейтенант, Герой Российской Федерации (звание присвоено посмертно 1 октября 1993). Площадь Маяковского ныне Триумфальная.

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Разрушенные дома

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Три летчика (один из них герой Советского Союза Алексей Гаранин) на фоне самолета-бомбардировщика Пе-2

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Закат на фашистском аэродроме

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

«Здравствуйте, родные!»

Карачевская операция. Советская армия в освобожденном населенном пункте. Встреча бойца с сестрами. С 1944 года город Карачев в составе Брянской области.

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Фашистские танки на Курской дуге

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Катер КБФ возвращается с задания

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Мимо родного села

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Подбитые немецкие орудия

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Подбитый немецкий танк

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Бой

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Танк в дыму

«Танкисты сбросили с фюзеляжа танка дымящийся снаряд и тушат его».

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

«В атаку»

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Сталинградская битва

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Заводское оборудование отправляется в тыл. Отправка станков по железной дороге

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Советские танки входят в освобожденный город

В память о павших. 1943 год. #2 "Частично в цвете" История, История России, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Сделано в СССР, История СССР, Длиннопост

Северо-Кавказский фронт

Показать полностью 17
623

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете"

Разгром немцев под Москвой. Разбитая немецкая техника на Волоколамском шоссе

Дата съемки: 20 - 31 декабря 1941

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Москва военная

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост
В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост
В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Брянский фронт. Военные на дороге, разбитая техника

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Брянский фронт. Танки с танкистами на дороге

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Артиллеристы, заряжающие орудие

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Брянский фронт. Танки в походе. Танк Т-60 в овраге (русле реки)

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Брянский фронт. Танк и пленные немецкие солдаты в лесу

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост
В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Брянский фронт. Танкисты. Танк КВ-1

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Артиллеристы, подносящие снаряды к орудию

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Бойцы части полковника Конькова перед форсированием Невы

Дата съемки: октябрь 1941

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Военнослужащие войск ПВО сопровождают газгольдеры

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Зенитчики на крыше здания

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Разгрузка бревен

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

У земляной норы

Дата съемки: июнь - июль 1941

Дед – Савелий Трофимович Степанченко, колхозник артели «Перелом», и его внук – Шурик (5–6 лет) вылезают из укрытия в земле.

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Перед вылетом. Летчики у бомбардировщика Пе-2

Дата съемки: июнь - август 1941

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Москва 1941. На станции «Маяковская»

Дата съемки: 22 июля 1941 - 31 декабря 1941

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост

Братское кладбище

Дата съемки: 1941 год

В память о павших. 1941 год. #2 "Частично в цвете" Война, История, Великая Отечественная война, История России, Память, Вечная память, Длиннопост
Показать полностью 18
73

Тайна старого чердака 6

Пишу на эмоциях.


В общем продолжил разбирать архивы Ивана. Кто хотел воспоминания о японской войне - там целая папка на 40-50 страниц от руки. Со всеми сослуживцами, командирами, их описаниями, историями, я просто не знаю как это сюда выложить. По второй мировой есть немного, правда не о самой войне, а разные бытовые истории, например как они несмотря на войну с девушками знакомились. Видимо тема самой второй мировой войны была под запретом даже в воспоминаниях так как слишком расходилась с официозом....


По истории села там тоже огромная папка, причём не только 20-30е, но и все что ему удалось узнавать про село до 1970-80х плюс воспоминания о селе от его родителей и более старших жителей села с конца 19 века. С 1870х годов. С именами, профессиями, историями и так далее. Одних односельчан записано списком человек сто, кто чем занимался, что интересного происходило, дальнейшая судьба. Страниц 50 от руки, не меньше. Плюс фото из села 1930х.


Дневники. Подробное описание всей своей жизни после войны и вплоть до конца 90х, включая историю постройки этого дома. Праздники, встречи с друзьями, однополчанами, все с именами-фамилиями, разные интересные события из жизни, описание быта и нравов в СССР 50-80х.


Ему бы с такой памятью и исторической сознательностью книги бы при жизни писать.


И все это могло уйти в небытие уже этой весной... Хотя это бесценно и однозначно стоит издания книги. Я пока даже не вчитывался и не все ещё разобрал. Только читать это все наверно буду несколько месяцев.... Это невероятное везение.


Выкладываю то что можно

прочесть без расшифровки.


1-2. Рассказ Ивана  о себе.

3. Рассказ Ивана о своих родителях.

4. Начало списка жителей села.

5. То самое село. Константиновка, 1920е.

Судя по описаниям, это и ныне существующее село Константиновка на реке Амур, на Российско-китайской границе.

6. Иван в селе вместе с ровесниками. 1920е.

(к фото 6 прилагается на обороте подпись с описанием большинства присутствующих на снимке(!!!!). Но текст крайне мелкий...)

7. Воспоминания Ивана о второй мировой.

8. Воспоминания Ивана о японской войне.

9-10. Даже юбилейные подарки были Иваном тщательным образом описаны и задокументированы.


Среди документов обнаружил также некролог с воспоминаниями Ивана о его жене Нине, которой не стало первой, в 1993 году. Вместе они прожили 48 лет, поженившись сразу после второй мировой, в августе 1945 года. Несмотря на такую потерю, даже это событие он задокументировал и оставил навеки в памяти для потомков. Но этот документ публиковать наверно не стоит....

Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Тайна старого чердака 6 История, Истории из жизни, История России, СССР, Воспоминания, Воспоминания из детства, Дневник, Старое фото, Капсула времени, Длиннопост
Показать полностью 10
72

Легенды мотогонок отрываются на исторических байках

За 10 минут до конца второй части Barry Sheene Memorial Trophy at Revival в Гудвуде легенда Супербайка двукратный чемпион из Австралии Трой Корсер на BMW R57 Compressor 1929 года постройки отставал от Фреда Уолмсли (информацию по нему не нашёл) на Norton Manx 1953 года более чем на 9 секунд, однако, очень быстро сократил отрыв. В момент обгона на Фреда он подбадривающе шлёпнул его по заднице и полетел дальше. Знать бы ещё, за какое место это была борьба. Если за лидерство в трофи, то вдвойне эпично.


Народ отметил, что этот дружеский жест - то, какими должны быть мотогонки, а не попытки убить соперника, нажав на его тормоз (отсылочка к поступку Романо Фенатти).

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: