Переориентация IT-сектора
(Дополнено)
Знаете, что происходит в IT сфере?
Парк высоких технологий, который создан в Беларуси, в будущем станет перед выбором, который не связан с политикой белорусских властей. Этот выбор будет обусловлен геополитическими процессами.
Деление мира на макрорегионы исключит возможность в будущем производить IT-продукт, особенно высокотехнологичный и стратегический, в одном макрорегионе и продавать его в другом. Это просто будет запрещено по соображениям безопасности.
А это значит, что та часть IT-сектора Беларуси, которая работает на американский рынок, должна будет переориентироваться на наш рынок либо уехать. Почему? Потому что работать из Беларуси на американский рынок через 5 лет будет просто невозможно. И более того, запрещать будет не белорусское, а американское правительство. Айтишники должны четко понять: либо они находят нишу здесь и начинают работать на собственную промышленность и экономику, либо пакуют чемоданы и переезжают ближе к месту своих заказчиков и потребителей. Это как раз таки не политическая, а экономическая реальность.
Подробнее в лекции ответы на вопросы айтишников на таймкоде 2 часа 30 минут
https://youtu.be/N1w7jlpi30k?t=9033
Дополнено.
В социальных сетях было бурное обсуждение статьи.
Медиа выдернули одну фразу и таким образом немного поменяли смысл. А смыл как раз и заключался в следующем: если мы разделимся на макрорегионы, то мы будем делиться и на технологические платформы. Если этот процесс будет происходить (речь шла только о стратегических и серьезных разработках, там были эти слова), то будет очень тщательно контролироваться источник программного обеспечения. И только к серьезным и важным разработкам (которые в том числе будут отвечать за функционирование отраслей экономики, больших предприятий) доступ для программистов или фирм из других стран будет закрыт.
Почему? Технологическая база макрорегионов предполагает создание регионального разделения труда. И если этот процесс дойдет до определенной максимы, то НЕ МЫ будем закрываться, а там будут закрываться. Это главная мысль, которую я высказал.
Вторая мысль, которую я пытался донести до достаточно взбудораженного, скажем так, сообщества, заключалась в том, что я считаю очень правильным, что мы в свое время создали Парк высоких технологий. Даже пусть со всеми его недостатками, даже с пониманием, что аутсорсинг (оффшорное программирование) - это самая простая вещь, которая может быть в этой сфере.
Важнее создавать собственные продукты, но поскольку рынка нет, то понятно, что мы здесь ограниченны.
Великолепно, что мы создали 60 - 70 тысяч человек с новыми компетенциями, которые в состоянии реализовывать интересные проекты. И понятно, что это тоже уязвимо.
Я писал несколько раз. Но, по-моему, меня не очень слышали. Мы до последнего будем поддерживать ПВТ и стараться его развивать с тем, чтобы они могли заработать эти же деньги для страны. Другой вопрос, что с той стороны "рубанут".
И еще момент. Сектор игр, сектор развлекательных приложений и сектор примитивного программного обеспечения, малый бизнес, не сильно влияющий на структуру общества, (не MS-DOS) - это будет существовать всегда.
Но надо учитывать, что с переходом к шестому цифровому укладу количество программистов резко возрастет. И эти профессии будут гораздо ниже оплачиваться, чем сейчас. Здесь все хорошо будет развиваться и дальше, будет поддержка.
Но опять же ПВТ сам переориентироваться на внутренний спрос не может. И требовать от них это будет нереально. Необходимо, чтобы у нас внутри появился запрос со стороны государства и крупных компаний на внедрение этих цифровых решений на оптимизацию. Но здесь гораздо большая проблема, чем мы думаем.