Ответ на пост «У меня получилось сделать доброе дело. Я счастлив»

Предыстория: автор сделал доброе дело, подарив воспитаннице детского дома смартфон, чтобы та могла заниматься фотографией и развиваться дальше в творчестве. Доброе дело, благородно, помогли сироте. А я читаю пост и понимаю, что для всех, кто занимается помощью детским домам, в этом поступке нет ничего доброго, и от такого подарка вреда больше, чем пользы. И вот почему.


Воспитанники детских домов очень часто, попав в систему, перестают видеть ценность в нормальном человеческом общении, если оно не приносит им никакой материальной выгоды. Это то, что знает любой попечитель и волонтер, работающий с детскими домами. И это огромная проблема для всех, кто занимается волонтерством. Большинство детей просто не понимает зачем им с вами общатсья, если вы ничего не готовы ему подарить. И с этим убеждением они попадают после 18 лет в реальный мир. Детские дома зачастую завалены подарками, и воспитанники очень быстро привыкают к тому, что прилетают незнакомые люди в голубом вертолете и дарят все, что может понадобиться: телефоны, камеры, дорогие вещи и т.д. И вдруг потом оказывается, что мир не такой радужный, и помогают просто так далеко не всегда из добрых побуждений. Вы же объясняете с детства своим детям, что у чужих людей не нужно ничего брать: ни конфеты, ни щенков. Это основа их будущей безопасности. Почему для сирот мы делаем исключение, и наоборот приучаем их к тому, что это нормально? Смотри какой хороший дядя, подарил тебе дорогой подарок. Что нужно сказать дяде? Спасибо.Это очень сильно искажает его картину мира, в которой все можно получить просто так. Очень многие выпускники, столкнувшись с иной реальностью, попадут в будущем в крайне неприятные истории.


Вторая проблема, дети очень часто совершенно не умеют просто дружить и общаться, если это не имеет никакой для них выгоды. Более того, часто бывают соревнования, кто на что "развел" своего попечителя. И да, просто смартфон может быть не таким уж суперским подарком, как вам кажется. Ведь можно было бы убедить купить и новенький айфон. Умение мастерски манипулировать - это тоже проблема, с которой сталкиваются попечители и волонтеры, и которому нужно противостоять.


"Какие же чудовища, ни за что больше не будем им помогать!". Нет, пожалуйста, не думайте так. Это всего лишь результат пребывания в ужасной системе, в которой все сводится к удовлетворению только материальных потребностей. Это дети на самом деле никому особо не нужны: ни воспитателями, ни компаниям-благотворителям, ни разовым попечителям, которым вдруг захотелось сделать доброе дело. При этом любому ребенку очень нужен свой персональный взрослый. И, как любым детям, им очень  нужно живое общение. Регулярное и непрерывное, когда они могут быть уверены, что вы будете в их жизни, а не исчезнете на следующий день. Еще им нужны знания и навыки, умение заботиться о себе самостоятельно, нужна профессия, которая поможет им в реальной жизни. Нужен любой опыт, который поможет в 18 лет выйти и жить автономно. Если вы хотите действительно помочь ребенку из детсткого дома, то:


+ вы можете регулярно приезжать в качестве друга к ребенку или нескольким детям, показывая на своем примере, что забота - это не только подарки, но и просто человеческое общение, забота, внимание. Это очень серьезно, вы должны выделить на это время, не бросив посещение через 1-2 раза.


+ помочь с образованием. Это может быть оплата репетиторов, ваша личная программа лекций и занятий, помощь с обучением или уроками. При чем оказать посильную помощь может даже студент. Полноценное образование - прекрасный способ помочь воспитанникам детских домов в будущем состояться в жизни, выбрать профессию по душе, стать самостоятельными.


+ помогать с социализацией. Учить общаться, работать в команде, знакомить с нвоыми людьми и т.д. Не развлекать, отвлекать и подсаживать на "подарочный" наркотик, а стараться разгледеть потенциал в этих детях и дать возможность им его развивать. То, чем обычно занимаются хорошие родители.


+ если развлекать, то так, как вы это делали ли бы для своих детей. Например, отвести одного ребенка в театр (а не целую толпу). Или в музей. Для многих из них это будет совершенно уникальный опыт. И гораздо более ценный.


Да, такая помощь выглядит гораздо менее пафосно, про нее не снимешь вау-ролик, не напишешь красивую цифру в отчете организации. Зато это может дать шанс одному или нескольким детям на счастливое будущее. Нам всем нужно человеческое общение, дружба, внимание, забота, поддержка. И дети в детских домах отнюдь не исключение. Помогайте с умом, и всем добра.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
А почему нельзя взять ребенка и научить его элементарному самообслуживанию? Стирать, гладить, готовить, выносить мусор, ходить по магазинам за продуктами? Или это уже будет эксплуатация детского труда? Это ж базовые навыки, которые, к сожалению, в детском доме не даются
раскрыть ветку (9)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Тут много разных моментов.
Например, приготовление пищи. Это техника безопасности. Это правила СанПиНа, это закупка продуктов. Элементарно, варка яиц - детям запрещено давать в руки необработанные яйца. При любом включении плиты рядом должен быть взрослый. А кто в это время будет с остальными детьми в группе? Далее, где эти самые яйца брать? поставки для интернатных учреждений идут по закупкам, где каждая позиция расчитана и обоснована, и списывается по кухне, а не программам социализации. При приобретении продуктов самостоятельно возникает проблема их безопасности и наличия сертификатов, чтоб пр не дай бог отравлении можно было воспитателю оправдаться. Мясо сырое вообще нельзя на детской кухне. Даже ножей в свободном доступе нет.

Иголки после каждого занятия пересчитываются и хранятся в недоступном месте.

Посещение магазина? Оно есть, если ребенок со статусом, то ему ежемесячно выделяется в зависимости от региона 300-700 рублей наличных денег. Посещение магазина совместно с педагогами раз или два в месяц, перечень покупок ограничен. По опыту могу сказать - покупаются обычно пельмени, наггетсы, майонез, кетчуп и всякая яркая бесполезная хрень, которая съедается за раз. А дальше мечты о новом походе в магазин.

В теории детям объясняют про бюджет, про то, что надо покупать, но это ребенок из семьи, который с родителями затаскивает домой огромные пакеты на две недели, немного осознает про долгосрочные и разовые покупки. Одежда покупается централизовано, ребенку подбирается по размеру на складе.

Стирать - максимум, закинуть в машинку и под присмотром взрослого засыпать порошок и нажать программу, а потом повесить. При этом нет понимания про расход ресурсов, про то, что порошок конечен, про ответственность за техническое состояние.
Максимум, что детей реально заставить делать - заправлять кровати, поддерживать порядок в шкафах и просить помочь в уборке. Именно просить, потому что добровольно мало кто хочет, а заставить в рамках педагогических воздействий очень сложно. Наказать за неучастие тоже мало как возможно. Это я сейчас про более-менее нормальные учреждения, где детей не бьют и не издеваются.

И да, старшие про эксплуатацию детского труда очень хорошо чуть что возмущаются.

Отдельная беда, что вокруг ребенка очень много постоянно меняющихся взрослых, дающих ему огромное количество разнонаправленных посылов и и нформации, выполняющих разные функции, причем в таких местах, куда ребенку доступа нет. Ну например, в ту же прачечную, сушилку, гладильную. Или на кухню с пятидесятилитровыми кастрюлями. Это дома ребенок видит весь хозяйственный цикл. А в детском доме прям бытовая магия

Учат, но на пальцах, картинках и словах.

раскрыть ветку (6)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Бляха, мы в обычной школе, не в детдоме каком-то постоянно убирали! Каждый день после уроков обязательно был кто-то дежурный и оставался мыть пол и вытирать доску, на школьной территории у нас был «свой участок» который обязательно осенью убирали всем классом, мели двор от осенних листьев всей школой, дежурили в столовой( расставляли тарелки с едой, а потом мыли посуду).

И это не было для нас эксплуатацией, скорее способом прогулять уроки.

Кажется, не так давно это было, но хз какие там теперь школы.

раскрыть ветку (4)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас в школе нет даже полноценных уроков труда. А жаль, мой любимый предмет был.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему нет? Мы вместе шили, готовили, потом каждая по интересам занималась тем, что нравится - вышивка, вязание, валяние.
Мальчики доски мамам 100% делали. Я не сильно вникала, но они там тоже что-то делали постоянно

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это было недавно? Потому что из того, что знаю я - урок труда сейчас даже близко не похож на то, что было, например, когда я училась в школе.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Лет 6 назад
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется это интересно было бы запостить даже отдельным постом!

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В рамках детсткого дома это, по всей видимости, сейчас невозможно.

Автор поста оценил этот комментарий

Здесь дело не в базовых навыках. Домашний ребенок видит причинно-следственную связь: если ужин не приготовишь, то сидишь голодный. Если мусор не выносишь, будешь жить в помойке,  в магазин не сходишь - готовить не из чего.

Даже если детдомовский ребенок научится готовить, то все равно он не наработает причинно-следственные связи такого рода. Ведь голодать ему никто не даст, обед и ужин всегда по расписанию.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку