Ответ на пост «Психиатр о казанском убийце»
Ответ в тему об играх.
11 февраля 1958 года. Игр тогда не было.
Криминальная история советской эпохи знает и примеры массовых убийств, выполненных на американский манер, т. е. таких убийств, в которых причинение смерти возможно большему числу лиц является понятной всем самоцелью деяния. Это в чистом виде «преступления с неочевидным мотивом», потому что, изучая фабулу такого рода нападений, быстро разобраться в том, что же именно двигало убийцей, совершенно невозможно.
Одно из таких «классических», если можно так выразиться, «безмотивных» преступлений было совершенно 11 февраля 1958 г. в поселке Лямино Чусовского района Пермской области 24-летним Михаилом Целоусовым.
Целоусов, закончивший школу фабрично-заводского обучения и рано осознавший тяготы работы на фабричном производстве, быстро и не без успеха сменил поле деятельности. Он пошел, как говорили тогда, «по линии общественной работы»: сначала стал профоргом участка, затем секретарем низовой комсомольской ячейки, после чего говорливого парня заприметили в райкоме комсомола и двинули дальше. В момент описываемых событий Целоусов уже являлся секретарем комсомольской организации строительной школы № 6 Главного управления трудовых резервов при Совете министров СССР. Эта должность, выражаясь лексикой той поры, была «освобожденной», т. е. секретарь получал за свою работу оклад и обеспечивался казенным жильем. Школа представляла собой крупный образовательный центр, обучавший без малого четырехсот воспитанников десятку строительных специальностей — от газосварщиков и водопроводчиков до маляров и каменщиков. Все они были крайне востребованы: в 1957—1958 гг. в Лямино велось строительство крупного мельничного комбината.
На секретаре комсомольской организации лежала ответственность за идеологическое обеспечение учебного процесса, воспитание молодежи в духе преданности учению Ленина и «советского патриотизма». К сожалению, система отбора и продвижения кадров в комсомольско-партийной среде была такова, что слишком часто успешную карьеру на этом поприще делали демагоги, лентяи, люди безответственные и бессовестные. Не будет ошибкой сказать, что в структурах КПСС—ВЛКСМ имел место негативный отбор, в ходе которого каждое последующее поколение функционеров оказывалось глупее и бессовестнее предшествующего. Именно неспособность к позитивному отбору собственной номенклатуры и привела в конечном счете КПСС к бесславному краху в 1991 г.
Выдвижение Целоусова на должность секретаря комсомольской организации строительной школы явилось ярким примером такого рода негативного отбора. Ограниченный и в целом неумный молодой человек оказался во главе крупной комсомольской организации, вошел в пятерку лиц, определявших повседневную жизнь довольно большого трудового коллектива. Помимо решения чисто идеологических задач, секретарь комсомольской организации обладал и определенными властными полномочиями, как говорили тогда, «административным ресурсом»: он мог повлиять на предоставление материальной помощи учащимся, отпусков, освобождений от занятий, от него в значительной степени зависели условия размещения в общежитии и т. п. . В условиях материальной скудности, в которой жили воспитанники школы, это были очень даже весомые «бонусы». Целоусов не имел понятия о педагогике и психологии, и единственный прием воспитательной работы, который он в действительности освоил, выражался в насаждении фаворитизма. В коллективе учащихся, большую часть которых составляли несовершеннолетние девушки, это привело к вполне ожидаемым результатам. На языке милицейского протокола такие результаты обычно именовали эвфемизмом «половая распущенность».
От наставника молодежи забеременела несовершеннолетняя девушка, учившаяся в том же ляминском ФЗУ, где Целоусов так деятельно организовывал комсомольскую и общественную работу. Примерно в это же время на него поступило несколько жалоб от учащихся, обиженных невниманием секретаря комсомольской организации к их нуждам (это, кстати, оборотная сторона фаворитизма: человек, не попавший в круг «любимчиков», всегда готов сделать гадость). Целоусову указали на ненадлежащее исполнение обязанностей и директор школы, и секретарь парткома. Комсомольскому вожаку было рекомендовано решить вопрос с беременной любовницей без лишней огласки. Это подразумевало бракосочетание, но Целоусов не собирался жениться. Таких любовниц у него уже перебывало с полдюжины, и он не намеревался менять свой стиль поведения с девушками. В общем, молодой комсомольский лидер почувствовал себя глубоко уязвленным, его жизнь оказалась во власти факторов, на которые
он не мог повлиять.
Такова краткая преамбула трагических событий 11 февраля 1958 г.
В тот день, находясь в состоянии подавленности и крайнего раздражения, Целоусов крепко выпил. Алкоголь вполне ожидаемо оказался фактором, который снял торможение коры головного мозга, и дремавшие в подсознании демоны получили свободу. Комсорг увидел, как ему показалось, идеальный выход из того жизненного тупика, в который его загнало неблагоприятное стечение обстоятельств. Ему следовало просто убить тех, кто мешал жить. Что последует за этим, комсорг не знал, вернее, он просто не задумывался о подобном пустяке.
Около 19 часов он проник в еще не запертую школу и отправился на поиски мелкокалиберного ружья, имевшегося в распоряжении местного стрелкового кружка, организованного ДОСААФ. Ружье хранилось в помещении библиотеки, в крепком шкафу, заменявшем сейф. Ключ от шкафа должен был находиться в кабинете директора. Используя нож, Целоусов отжал дверь в кабинет директора и перевернул его вверх дном, но... к собственному удивлению, нужного ключа там не нашел. Испражнившись в кабинете ненавистного начальника и подтерев зад шелковым вымпелом с изображением Ленина — что впоследствии побудило идеологов из ЦК КПСС говорить о действиях Целоусова как об «антисоветском выступлении», — комсорг решил поджечь кабинет и даже начал вырывать и разбрасывать страницы из книг, стоявших в книжном шкафу. Но в скором времени его осенили две гениальных мысли, из-за которых поджог пришлось вынужденно отложить. Сначала Целоусов понял, что не имеет при себе спичек, а немного погодя сообразил, что заветный ключ от шкафа с ружьем может находиться в столе секретаря учебной части — там хранились гербовая печать школы и официальная переписка.
Озаренный этой мыслью, Целоусов направился в кабинет учебной части. Проникнув в него тем же способом, что и в кабинет директора, он быстро обыскал нужный стол и нашел, наконец, ключ от шкафа с ружьем. Далее все было просто: комсорг взломал дверь библиотеки, открыл нужный шкаф и, завладев ружьем и прихватив коробку патронов, устремился на улицу.
Целоусова переполняли эмоции, и он сделал несколько бесцельных выстрелов. Удовлетворившись результатом, комсорг устремился в направлении дома, в котором проживал директор школы. Однако его стрельба не осталась незамеченной: один из прохожих крикнул Целоусову нечто осуждающее, мол, что ты творишь, дурачина? Комсорг отреагировал моментально, отправив пулю в сторону мужчины, сказавшего обидные, по его мнению, слова. Пуля угодила обидчику в голову, убив его практически моментально. Товарищ погибшего поначалу даже не понял, что же именно произошло — он попытался поднять упавшего и тем самым дал Целоусову возможность перезарядить ружье. Следующим выстрелом пьяный комсорг смертельно ранил второго мужчину — тот истек кровью на полутемной улице до того, как его нашли прохожие.
Эти молодые мужчины (одному недавно исполнилось 25 лет, а другому — 18) оказались первыми жертвами разбушевавшегося секретаря комсомольской организации. Но не последними.
Продолжая свое шествие по плохо освещенным улицам поселка, спотыкаясь и падая в снег, Целоусов скоро устал и понял, что нуждается в подкреплении сил. Он знал, где его всегда ждут и будут ему рады — в женском общежитии его родной строительной школы № 6. Тем более что там ему следовало свести кое-какие счеты.
Войдя в здание, Целоусов открыл стрельбу прямо с порога. Находившиеся внутри оказались фактически в западне, поскольку оконные рамы, утепленные на зиму, невозможно было быстро открыть. Целоусов ходил из комнаты в комнату, стреляя в каждую девушку, попадавшуюся ему на глаза. Особую ярость комсорга вызвал учащийся школы, 16-летний юноша, зашедший в гости к знакомой девушке. Целоусов расстрелял обоих, выпустив в молодого человека буквально в упор три пули. Принимая во внимание, что винтовка была однозарядной, расстрел юноши потребовал не менее 12 секунд.
Трудно представить, что происходило в женском общежитии. Когда в здании поднялся крик, некоторые девушки спрятались в шкафы, под кровати и т. п. Целоусов, сообразив, что многие обитательницы от него попрятались, принялся ходить по комнатам, проверяя разные потаенные места, пригодные для укрытия, и в упор стрелял в прячущихся девушек.
Как это ни покажется удивительным, но девушки, раненные в начале нападения и прикинувшиеся мертвыми, остались живы, зато погибли именно те, что поначалу успели спрятаться. Так были убиты по крайней мере три девушки. В некоторых из своих жертв Целоусов стрелял по два раза, так, чтобы убить гарантированно.
В общежитии преступник пробыл около 10 минут, возможно, чуть более. Часть времени он потратил на то, чтобы полакомиться обнаруженной на кухне снедью и сделать несколько глотков из бутылки водки, найденной в одной из комнат. За то время, пока комсорг бродил по притихшему зданию, несколько девушек успели выскочить на улицу, где и разбежались в разные стороны. Им удалось поднять тревогу, и скоро о происходящем стало известно местному участковому милиционеру Поносову, который вместе с членом бригады содействия милиции со всех ног бросился к женскому общежитию. Они поспели как раз к тому моменту, когда Целоусов вышел из здания, намереваясь продолжить свое шествие по поселку. Милиционер, чтобы не подвергать своего безоружного помощника опасности, приказал тому спрятаться и не предпринимать попыток самостоятельно задержать преступника. Сделав довольно большой крюк и обежав квартал, участковый внезапно набросился на Целоусова из-за угла и после непродолжительной рукопашной схватки обезоружил преступника.
Потребовалось несколько часов на то, чтобы местное руководство осознало масштабы кровавых похождений комсомольского вожака. В здании женского общежития были найдены тела трех убитых девушек, еще восемь человек оказались ранены и были доставлены в районную больницу в городе Чусовом (примерно в 7 км от места драмы). Затем стало известно о двух молодых мужчинах, убитых Целоусовым в самом начале своего кровавого маршрута, — число погибших достигло пяти человек. К утру следующего дня поступила информация о смерти в больнице двух раненых девушек. Таким образом, от рук Целоусова погибли 7 человек, еще 6 были ранены.
О чрезвычайном происшествии было поставлено в известность партийное и советское руководство Пермской области. От него соответствующая информация пошла в Москву, вызвав вполне понятный переполох в ЦК КПСС. Не подлежит сомнению, что о произошедшем побоище в поселке Лямино был поставлен в известность и Никита Сергеевич Хрущев, проявлявший большое внимание к молодежной политике и не раз подчеркивавший важность «воспитания советской молодежи в истинно ленинском духе». Преступление Целоусова было расценено как «антисоветское» еще и потому, что виновник случившегося делал успешную комсомольскую карьеру, казался «настоящим советским человеком», обманувшим «доверие Партии».
Квалификация преступления вопросов не вызывала, последовательность действий Целоусова в полном объеме восстанавливалась без особых затруднений, сам убийца оказался в руках правоохранительных органов и охотно сотрудничал со следствием. Примечательно, что следствие, сделавшее много лишних телодвижений и имитировавшее активную работу там, где этого вовсе и не требовалось, не озаботилось тем, что действительно было бы важно для правильного понимания произошедшего в поселке Лямино. Имеется в виду назначение убийце психиатрической экспертизы, результаты которой могли бы многое рассказать о мотивации Целоусова и механизме принятия им решения совершить то, что он совершил. Однако никто эту экспертизу не назначил, и понятно почему — сама постановка вопроса о психическом нездоровье комсомольского выдвиженца рассматривалась в те годы как идеологическая провокация. Партийный или комсомольский работник, попавший пусть даже и на самую низшую ступеньку «политического эскалатора», не мог иметь психических отклонений по определению. Подобный взгляд продержался вплоть до 1970-х гг.
Результаты напряженной следственной работы оказались вполне предсказуемы. Своими местами поплатились лица, непосредственно связанные с Целоусовым по работе, хотя его деяние, строго говоря, это «преступление одиночки». Сам убийца ожидаемо оказался приговорен к смертной казни. Поданная в Верховный суд РСФСР апелляция не привела к отмене приговора, а прошение о помиловании Президиум Верховного Совета СССР отклонил. Целоусов был казнен в феврале 1959 г.
Но совершенное Целоусовым вышло далеко за пределы рабочего поселка и затронуло не только людей, непосредственно с ним связанных, хотя и произошло это в несколько неожиданной и опосредованной форме. По настоянию Н. С. Хрущева вопрос о состоянии политико-воспитательной работы в среде рабочей молодежи несколько раз обсуждался как в Президиуме ЦК КПСС, так и на заседаниях органов исполнительной власти: в Совмине СССР, в Главном управлении трудовых резервов, в министерствах образования СССР и союзных республик. Результатом явилась серьезная трансформация как среднего, так и среднего специального образования в стране. В декабре 1958 г. был принят закон, вводивший на территории Советского Союза обязательное восьмиклассное среднее образование. Система фабрично-заводского обучения продолжительностью от 6 до 10 месяцев (в зависимости от специальности) была признана неэффективной в плане надлежащей организации воспитательного процесса, и ее заменила система профессионально-технического обучения продолжительностью 3 года. Само Управление трудовых резервов при Совете министров СССР исчезло менее чем через год после «ляминского расстрела».