3421

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1»

Неоднократно видел эту картинку в интернете, и как минимум на Пикабу она встречалась не меньше трёх раз.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно

Я не инженер, но попытаюсь более-менее доступно объяснить, что это такое. Будет длиннопост.


Для начала - эта дорога реально существует, открыта 16 апреля 2017 года и находится в городе Рейвинд (Raiwind), Пенджаб, Пакистан. Её строительство обошлось в 7 млн долларов по тогдашнему курсу.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно
Координаты места - 31.240727540556318, 74.21136336878125.

Что интересно, споры эта дорога вызывала ещё с момента её открытия. Она приподнята над уровнем земли для того, чтобы:


1. Избежать создания косого железнодорожного переезда;

2. Избежать пробок на самом переезде (судя по спутниковым снимкам, и автомобильная, и железная дорога забиты довольно плотно);

3. Снизить скорость водителей, съезжающих с этой дороги.


Но зачем же тогда нужна петля? На пару с фотографией этой дороги в интернете гуляет и такая картинка:

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно

Вроде бы всё понятно - сделай прямую дорогу и получишь крутой продольный уклон. Рейвинд, конечно, город не северный (31° с.ш., это примерно как Каир), поэтому сходку любителей летней резины здесь ожидать не стоит. Но на схеме нарисован грузовик - и это правильно, потому что окраина города Рейвинд, где и находится развязка, является промзоной, где довольно много грузовых автомобилей. Да и железнодорожный вокзал находится в полукилометре от этой развязки, а значит и автобусы там ездят чуть ли не паровозиком.


Это можно увидеть на более детальном спутниковом снимке круговой развязки (на предыдущем спутниковом снимке её тоже видно в левом верхнем углу):

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно
Галочками пометил крупногабаритные автомобили. Часть из них явно автобусы (те, что в правом верхнем углу), часть - грузовички (слева сверху, и фура справа внизу).

В таких условиях делать крутой продольный уклон опасно. Но на сколько крутым он мог бы быть? Я обращусь к российским ГОСТам, а не буду лезть в пакистанские строительные нормы (поди найди их ещё и разберись в канцелярском урду или английском *).


* спасибо @LevitM за уточнение в #comment_249488011


Так, высота автомобильного путепровода над железной дорогой (т.е. высота полотна дороги над ж/д путями) должна составлять 6-8 м. Длина изучаемой нами дороги от края ж/д путей до перекрёстка - 120 метров.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно

В таком виде продольный уклон дороги составил бы 6-7%, что вдвое выше допустимых 3% по п.3.2 ГОСТ 33475—2015. Именно это и написали под одной из первых публикаций этой картинки на Пикабу: #comment_86285242. Но это ещё не всё.


По этому же ГОСТу в отдельных случаях допустим уклон в 6-7%, но только если:

1. Расчётная скорость движения не превышает 60-80 км/ч;

2. Расстояние видимости встречного автомобиля составляет не менее 170-250 м.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно
Примечание: угол уклона указан в промилле: 60‰ = 6%.

На такой прямой дороге это невозможно, поскольку сразу после подъёма над ж/д путями она становится горизонтальной, а потом и вовсе опускается.


Смотрите: стоя внизу подъёма в Солярисе (уровень глаз около 1 м над поверхностью дороги), точно такой же Солярис на встречке (высота крыши около 1.5 м) вы увидите только если его наивысшая точка (крыша) будет стоять примерно в 26 метрах от конца подъёма (или ближе), то есть не более чем в 146 м. от вас.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно

И это максимум вашей видимости, потому что с середины подъёма вы будете видеть ещё меньше.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно
Примечание: обе схемы не в масштабе, угол наклона специально увеличен для наглядности.

Спускаясь же с такого подъёма, часть обзора вашей полосы вообще может закрывать ваш собственный капот.


Естественно, все эти расчёты проведены с условием, что уклон резко начнётся прямо над краем ж/д путей и закончится аккурат перед началом перекрёстка. В реальной жизни так не бывает, и проектировщики попытались бы снизить продольный уклон перед перекрёстком, чтобы с него никто не укатился. Особенно ожидая, что с путепровода будут съезжать большегрузы.


И это палка о двух концах - чем длиннее горизонтальный отрезок дороги перед перекрёстком, тем круче остальная часть дороги.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно

Какой выход? Верно! Сделать петлю с маленьким уклоном, которая, к тому же, значительно снизит скорость движения водителей перед въездом на дорогу.

Ответ на пост «Почувствуй себя гонщиком формулы 1» Дорога, Гонки, Авто, Дорожная развязка, Ответ на пост, Длиннопост, Познавательно

По итогу получается, что вы бы не смогли построить эту дорогу и по российским ГОСТам (вернее, ГОСТ 33475—2015 - это межгосударственный стандарт, применяемый не только в РФ, но и в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане). Пришлось бы строить такую же петлю, либо перекапывать все дороги в радиусе километра.