Ответ на пост «Мини-опрос»

Лет 10 назад проходил практику от универа и «катарсиса». «Катарсис» — это что-то вроде центра помощи вкупе со стационаром для подростков с различными зависимостями. Одним из направлений работы центра была профилактика, просвещение в школах. Уроки здорового образа жизни. Вот проводить такой урок меня и отправили.
Расклад был такой: гимназия, старший класс. Тему можно было выбрать самостоятельно, каких-то строгих рамок или правил не ставилось. Главное — на весь урок занять класс и донести что-то полезное.
Готовился тщательно, разносторонне, но в глубине себя размышлял: «да нафига этим старшеклассникам что-то затирать про алкоголь и курение? Тем более, в гимназии? Наверняка, им уже и без меня все мозги просвистели, насколько и как именно это вредно. А вот про игровую зависимость и зависимость от другого человека наверняка им будет интересно послушать».
И что же вышло по итогу. Класс действительно оказался образцовый. Спокойные, воспитанные молодые люди. Все, как один, в гимназической форме, как будто в театр собрались. Здороваюсь, рассказываю тему занятия, прописываю на доске виды зависимого поведения и обращаюсь к классу: «итак, все виды мы в рамках одного урока обсудить не успеем, поэтому предлагаю вам выбрать, про что вам самим было бы интересно поговорить». Класс слегка подзавис, одинокий голос с задних парт ожидаемо воскликнул: «о, давайте про игровую зависимость!». Но не успел я открыть рот, как весь класс дружно взорвался возгласами на тему «да заткнись ты уже нафиг, задрот, про тебя и так нам всё понятно!». И, после этого, интеллигентного вида парень с первой парты вежливо попросил: «а расскажите нам, пожалуйста, про алкоголь. А то отовсюду только и слышно, что это вредно, но никакой конкретики не приводится. Почему вредно, что алкоголь с организмом делает?». Остальные школьники согласно загомонили.
Мягко сказать, я удивился. Передо мной сидели уже достаточно взрослые, с виду неглупые люди, без одного года выпускники гимназии. Но такого элементарного просвещения с ними никто не проводил. Просто «пить плохо» и всё.
Оставшееся время мы обсуждали влияние алкоголя на организм. Что и в каком порядке он разрушает, что такое на самом деле опьянение, почему при обильном возлиянии еда и закусь просятся обратно на волю и прочие, казалось бы, почти бытовые вопросы. Ребята задавали направление лекции, я старался донести как можно больше и доступнее. До других видов зависимого поведения так и не добрались.
К чему вся эта простыня? А к тому, что просвещение важно начинать как можно раньше. И ответ на вопрос из исходного поста. Да, рассказывать про зависимости нужно.