Ответ на пост «Кораблик))»1
Люди в деревнях и городках тонули и тонут на лодках-самотопках и происходит это прежде всего от непонимания, что таким "плавсредствам" сотни лет назад придумана альтернатива. Она ничуть не сложнее в сборке, но утонуть на ней на порядок сложнее. Когда я делал эту лодку шесть лет назад, я с одной стороны не мог позволить себе покупку ПВХ-шки, с другой - имел опыт, возможности и желание сделать самодельную лодку. Техзадание, которое я себе определил- сделать легкую, дешевую, возимую на багажнике легковушки, хранимую под потолком в гараже лодку. Существовавшие проекты "картопов" (car-top boat) меня не устроили ни вместимостью, ни легкостью на ходу, ни внешним видом. Как правило это короткие уродливые лодки-обрубки, противоречащие основному гидродинамическому принципу водоизмещающего судна - "длина бежит". Поэтому за основу я взял проект лодки-skiff, как типично американской рыбацкой лодки, опубликованный когда-то в журнале Катера и Яхты. Но проект был рассчитан на обшивку досками, а мне нужно было бороться за вес и я использовал фанеру толщиной 4 мм.
В качестве мастерской я располагал только подвалом своего гаража. Там только-только удалось выкроить место под стапель для сборки в положении "вверх килем" лодки длиной 3,7 метра. Skiff - лодка продуманная и испытанная поколениями. В ней всё направлено на увеличение остойчивости - главного качества, отличающего ее от традиционных российских деревенских "самотопов" и "душегубок". При этом она также отличается легкостью на ходу. Плоское дно, хоть и остается плоским - сделанным из одного листа фанеры, тем не менее поднимается к корме и к носу, позволяя воде легко обтекать суденышко. Высокая остойчивость же достигнута целым комплексом особенностей формы лодки. Во-первых, ее борта имеют сильный развал - посмотрите для контраста на типичный российский самотоп - борта его будут строго вертикальны. Дело в том, что когда лодку с развалом бортов, да еще и плоскодонную, с резким переходом от линии борта к линии дна - скулой - пытаются накренить, то в воду начинает входить все возрастающий объем, ограниченный расширяющимся бортом. Вода попросту не дает лодке накренится - архимедова сила активно и все с большим моментом по мере возрастания крена сопротивляется этому крену.
Скула, плоское дно и расширяющийся борт не дают перевернуть лодку. А корма, образованная сильно наклоненным транцем и острый нос делают то же самое на волне - они по мере погружения в воду резко увеличивают плавучесть - выталкивающую архимедову силу. Заодно острый нос режет волну, обеспечивая легкость хода и отсутствие заливающих лодку брызг. А в корме за это же борется наклонный транец. Кстати транец, в отличие от второго варианта - так называемой вельботной кормы, очертаниями повторяющей нос - позволяет установить подвесной мотор. Лодка рассчитана на легкий ход под веслами, поэтому на нее нельзя - и небезопасно и бесполезно вместе - ставить мощные моторы. Но зато дешевого 2 сильного моторчика с игрушечным расходом топлива ей вполне хватает.
Набор лодки донельзя прост - три шпангоута и транец - поперек лодки и 7 реек вдоль - они образуют киль (чисто формально являющийся килем, ведь лодка плоскодонная), пару днищевых стрингеров, пару скуловых стрингеров и два привальных бруса по верху бортов. Продольные связи врезаны в поперечные.
Шурупы я применил нержавеющие и в крайне ограниченном количестве, так, дно было просто приклеено, правда на время приклейки пришлось по гаражу собрать всё мало-мальски тяжелое, что могло служить гнётом. Даже опасался за прочность шпангоутов.
Но придумал временно усилить их, закрепив изнутри струбцинами упертые в бетон доски. По скуле проклеил слоем стеклотканевой ленты на эпоксидной смоле, чтобы защитить торец фанеры от воды и покрасил. В итоге, при наличии некоторого опыта и необходимого электроинструмента, с постройкой лодки, отнимавшей у меня вечера и часть выходных, я справился за пару месяцев - ноябрь и декабрь. Сейчас я все же обзавелся ПВХшкой с 15 сильным мотором и лодка уже года три висит под потолком без дела. В этом году хочу дооснастить ее стаксельным парусом и превратить в шверцбот, чтобы продолжила приносить удовольствие. Но за три года эксплуатации, да к тому же сравнив с ПВХ могу отметить ее сильные стороны.
В отличие от ПВХашки, лодку гораздо легче протащить по мелководью, как, например, заливные луга или через тростники. На веслах идет несравненно легче. Под 2 сильным мотором развивает 8 километров в час (ПВХ-шке под 2л.с.гораздо тяжелее бороться с ветром и 5 км/ч - потолок). Стоимость постройки - два листа фанеры, доска, бутылка клея и горсть шурупов. Банка краски. Позволяет выходить на водохранилище и пересекать одну из великих сибирских рек. Стоит всё же предусмотреть блоки плавучести - когда на водохранилище на волнах идут барашки, бывает чуть-чуть не по себе. Вдвоем - прекрасно, троих мужиков - везёт.
Доводилось ездить на озера и реки в радиусе до 600 км от дома. Сотку машина с лодкой на крыше бежит, не замечая.
Здесь хорошо видны основные отличия лодки от деревенских плоскодонок, позволяющие на ней выбираться на большие озера и водохранилища. Развал бортов, повышение линии борта к носу и корме.
Ну и сбросить на воду плоскодонку не составляет труда - скользит по траве, как санки по снегу.
Так что, если руки чешутся - делайте лодку, прекрасное занятие, вознаграждаемое по заслугам, когда сделанное своими руками суденышко оживает на воде. Но прежде чем делать, возьмите за основу нормальный проект, обкатанный столетиями опыта и окончательно доведенный до ума хорошим инженером-кораблестроителем. Как этот проект Дмитрия Курбатова.