Ответ на пост «Кораблик))»

Люди в деревнях и городках тонули и тонут на лодках-самотопках и происходит это прежде всего от непонимания, что таким "плавсредствам" сотни лет назад придумана альтернатива. Она ничуть не сложнее в сборке, но утонуть на ней на порядок сложнее. Когда я делал эту лодку шесть лет назад, я с одной стороны не мог позволить себе покупку ПВХ-шки, с другой - имел опыт, возможности и желание сделать самодельную лодку. Техзадание, которое я себе определил- сделать легкую, дешевую, возимую на багажнике легковушки, хранимую под потолком в гараже лодку. Существовавшие проекты "картопов" (car-top boat) меня не устроили ни вместимостью, ни легкостью на ходу, ни внешним видом. Как правило это короткие уродливые лодки-обрубки, противоречащие основному гидродинамическому принципу водоизмещающего судна - "длина бежит". Поэтому за основу я взял проект лодки-skiff, как типично американской рыбацкой лодки, опубликованный когда-то в журнале Катера и Яхты. Но проект был рассчитан на обшивку досками, а мне нужно было бороться за вес и я использовал фанеру толщиной 4 мм.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

В качестве мастерской я располагал только подвалом своего гаража. Там только-только удалось выкроить место под стапель для сборки в положении "вверх килем" лодки длиной 3,7 метра. Skiff - лодка продуманная и испытанная поколениями. В ней всё направлено на увеличение остойчивости - главного качества, отличающего ее от традиционных российских деревенских "самотопов" и "душегубок". При этом она также отличается легкостью на ходу. Плоское дно, хоть и остается плоским - сделанным из одного листа фанеры, тем не менее поднимается к корме и к носу, позволяя воде легко обтекать суденышко. Высокая остойчивость же достигнута целым комплексом особенностей формы лодки. Во-первых, ее борта имеют сильный развал - посмотрите для контраста на типичный российский самотоп - борта его будут строго вертикальны. Дело в том, что когда лодку с развалом бортов, да еще и плоскодонную, с резким переходом от линии борта к линии дна - скулой - пытаются накренить, то в воду начинает входить все возрастающий объем, ограниченный расширяющимся бортом. Вода попросту не дает лодке накренится - архимедова сила активно и все с большим моментом по мере возрастания крена сопротивляется этому крену.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Скула, плоское дно и расширяющийся борт не дают перевернуть лодку. А корма, образованная сильно наклоненным транцем и острый нос делают то же самое на волне - они по мере погружения в воду резко увеличивают плавучесть - выталкивающую архимедову силу. Заодно острый нос режет волну, обеспечивая легкость хода и отсутствие заливающих лодку брызг. А в корме за это же борется наклонный транец. Кстати транец, в отличие от второго варианта - так называемой вельботной кормы, очертаниями повторяющей нос  - позволяет установить подвесной мотор. Лодка рассчитана на легкий ход под веслами, поэтому на нее нельзя - и небезопасно и бесполезно вместе - ставить мощные моторы. Но зато дешевого 2 сильного моторчика с игрушечным расходом топлива ей вполне хватает.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Набор лодки донельзя прост - три шпангоута и транец - поперек лодки и 7 реек вдоль - они образуют киль (чисто формально являющийся килем, ведь лодка плоскодонная), пару днищевых стрингеров, пару скуловых стрингеров и два привальных бруса по верху бортов. Продольные связи врезаны в поперечные.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Шурупы я применил нержавеющие и в крайне ограниченном количестве, так, дно было просто приклеено, правда на время приклейки пришлось по гаражу собрать всё мало-мальски тяжелое, что могло служить гнётом. Даже опасался за прочность шпангоутов.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Но придумал временно усилить их, закрепив изнутри струбцинами упертые в бетон доски. По скуле проклеил слоем стеклотканевой ленты на эпоксидной смоле, чтобы защитить торец фанеры от воды и покрасил. В итоге, при наличии некоторого опыта и необходимого электроинструмента, с постройкой лодки, отнимавшей у меня вечера и часть выходных, я справился за пару месяцев - ноябрь и декабрь. Сейчас я все же обзавелся ПВХшкой с 15 сильным мотором и лодка уже года три висит под потолком без дела. В этом году хочу дооснастить ее стаксельным парусом и превратить в шверцбот, чтобы продолжила приносить удовольствие. Но за три года эксплуатации, да к тому же сравнив с ПВХ могу отметить ее сильные стороны.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

В отличие от ПВХашки, лодку гораздо легче протащить по мелководью, как, например, заливные луга или через тростники. На веслах идет несравненно легче. Под 2 сильным мотором развивает 8 километров в час (ПВХ-шке под 2л.с.гораздо тяжелее бороться с ветром и 5 км/ч - потолок). Стоимость постройки - два листа фанеры, доска, бутылка клея и горсть шурупов. Банка краски. Позволяет выходить на водохранилище и пересекать одну из великих сибирских рек. Стоит всё же предусмотреть блоки плавучести - когда на водохранилище на волнах идут барашки, бывает чуть-чуть не по себе. Вдвоем - прекрасно, троих мужиков - везёт.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Доводилось ездить на озера и реки в радиусе до 600 км от дома. Сотку машина с лодкой на крыше бежит, не замечая.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Здесь хорошо видны основные отличия лодки от деревенских плоскодонок, позволяющие на ней выбираться на большие озера и водохранилища. Развал бортов, повышение линии борта к носу и корме.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Ну и сбросить на воду плоскодонку не составляет труда - скользит по траве, как санки по снегу.

Ответ на пост «Кораблик))» Самоделки, Лодка, Корабль, Лопасти, Ответ на пост, Длиннопост

Так что, если руки чешутся - делайте лодку,  прекрасное занятие,  вознаграждаемое по заслугам, когда сделанное своими руками суденышко оживает на воде. Но прежде чем делать, возьмите за основу нормальный проект, обкатанный столетиями опыта и окончательно доведенный до ума хорошим инженером-кораблестроителем. Как этот проект Дмитрия Курбатова.