Отличная статья о ситуации в Татарстане
Статья не моя, публикую с разрешения автора.
Я не часто пишу большие статьи у себя на стене, но пожалуй этот раз будет исключением.
Речь пойдет о Татарстане и судьбе татарского языка.
Для начала короткая хронология событий:
30.11.1992 - начало действия конституции республики Татарстан
(согласно одной из её статей, в РТ 2 гос. языка - русский и татарский и они равноправны)
В школах РТ введено 2 обязательных предмета: татарский язык и татарская литература, и по сути оба предмета - это татарский язык, поскольку "зарубежная литература" преподается на русском, а татарская литература на татарском, таким образом вышло, что часы уроков татарского языка в РТ начали преобладать над количеством часов отведенным на изучение русского языка.
Последовательное изменение ФГОС (Федеральных образовательных стандартов) в 2009 - 2012 гг. привело к ситуации, при которой предмета "Татарский язык" не может существовать в принципе. Может существовать предмет "Родной язык", а как мы помним он у нас у каждого свой.
(ФГОС обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями Российской Федерации)
В период с 2000 до 2016 года было множество жалоб в министерство образования и прокуратуру на предмет принудительного обучения татарскому языку русскоязычного населения Татарстана и до принятия новых ФГОСов одна из таких жалоб дошла до конституционного суда РФ, разумеется там в этом ничего не нашли, но время меняется и меняются ФГОСы, и с 2012 года более вероятно что принудительное обучение татарскому языку противозаконно, однако тогда, в 2012 году, из-за недальновидности правительства РТ ничего в сфере образования не изменилось.
Наступает 2017 год, и горячо нелюбимый мной В.В.Путин осуществляет действие которое я ожидал, но далеко не от него. Он заявил, что "нельзя заставлять человека учить язык, который для него не является родным" и поручил ген.прокуратуре провести проверку по факту нарушения принципа добровольности в сфере изучения неродных языков.
http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/55464
Далее происходит самое интересное в этой истории - так называемый "Эффект Газизовой".
Когда 2 ответа прокуратуры за подписью одного и того же человека содержат 2 парадоксально разных решения - в первом татарский якобы обязателен, а во втором, последующем, он уже не является обязательным.
Новость быстро разошлась и школы были завалены заявлениями родителей с отказом от татарского языка. Параллельно с этим идет федеральная прокурорская проверка в ходе которой выявляются все нарушения.
Минобр РТ дает заявление, что согласно конституции РФ татарский язык останется обязательным. А прокуратура выносит предписания директорам школ о недопустимости принудительного обучения неродному языку. Многих родителей под лживыми предлогами (вероятно по указке минобра РТ) заставляют писать заявления о согласии на изучение татарского языка, не говоря всей правды.
Ситуация, мягко говоря, выходит из под контроля, а парламент РТ долгое время играет в молчанку, делая вид что проблемы не существует...
26.10.2017 на сессии Госсовета РТ все таки поднимается вопрос о татарском языке. Видимо чиновники поняли что молчать больше нельзя.
Однако, несмотря на происходящее, Татарстанский кремль, в лице Рустама Минниханова, заявляет, что от обязательного обучения татарского они не отступят и сдавать позиции не желают:
«Мы зашли чересчур далеко, мы вернулись в 90-е годы. Как можно было создать такую ситуацию, чтобы разделить общество? Никаких вопросов по национальным отношениям у нас не было, – продолжил Президент РТ. – После того как появился документ, мы создали рабочую группу, Правительство республики и сегодня работает. Я считаю, что эту работу надо было спокойно довести до конца».
«Я обращался к прокурору РТ, генеральному прокурору РФ о том, что нам нужно время, чтобы завершить эту работу с Министерством образования и науки России, объяснить всё людям. Но к сожалению, здесь виноватыми оказались директора школ. Я считаю, что это совершенно неправильно. Вина, если есть, то у всех у нас, но не у них. Эти люди выполняли инструкции, работали по системе, которая у нас сложилась. Директора школ – это интеллектуальный потенциал нашей республики. Может, это делается специально, чтобы в Татарстане сложилось плохое отношение к нашему Президенту Владимиру Путину?»
Параллельно с заявлениями Минниханова ходят слухи о скорой отставке министра образования РТ Энгеля Фаттахова (Тем, кто не проживает в Татарстане хочу сделать маленькую ремарку: Наш министр образования не имеет высшего образования ни в сфере педагогики, ни в сфере юриспруденции, ни в сфере гос. управления - "Окончил Казанский сельскохозяйственный институт по специальности "инженер-механик" (1983 г.), аспирантуру КСХИ.")
Во время всех этих событий действуют крайние националисты и с той и с другой стороны - их не много, их аргументы крайне бестолковы, но шумят они сильно.
28.10.2017 Венедиктов на "Эхе Москвы", не сказав четкой и взвешенной позиции, умудрился подлить масло в огонь.
https://vk.com/wall-147612517_62623
29.10.2017 по местному ТВ выходит очередной выпуск передачи "7 дней", в котором отказников от изучения татарского языка обвиняют в крайне радикальном национализме и шовинизме, а вдобавок обвиняют в неграмотности.
Скоро будет еще и выпуск передачи на НТВ, и скажу честно, учитывая сколько раз ложь лилась с экрана этого телеканала, я задумываюсь, а не перегнут ли там палку?
Напоследок скажу, что никто не сделал больше для сложившейся ситуации, чем Энгель Фаттахов, его ведомство и правительство РТ.
Навязыванием языка на протяжении 25 лет они добились ровно обратного эффекта, когда белее 70% русскоязычного населения его на дух не переваривают, хоть и сам язык и умеренные татары тут не причем и с ними все дальше полемики не заходит.
Я иногда думаю, а что бы я сделал на их месте в сложившейся ситуации?
Наверное я бы поступил следующим образом:
1) Убрал татарский язык из программы незамедлительно.
2) Согласованно с минобром РФ разработал методику преподавания "Краеведения" на уроках которого ученики могли бы познакомиться с культурой региона и пройти небольшой курс разговорного татарского языка в сильно упрощенной форме.
3) Попросил выделить из бюджета средства на то, чтобы переквалифицировать часть учителей татарского языка в педагогов - предметников и краеведов, а на период переквалификации выплачивать им некоторое денежное пособие.
4) Рассмотрел бы варианты с полностью русскими лицеями с углубленным изучением русского языка без краеведения и татарских лицеев с изучением татарского языка на добровольной основе.
5) Вместо траты денег на учебники по татарскому языку попросил бы оплатить большое число квот на места в языковых лагерях для отличившихся детей.
____________________
Таким образом было бы выиграно время и сглажена ситуация, а выйдет вероятно так, что плохо всем будет либо прямо сейчас, либо еще через несколько лет, если эту проблему запустят.
В конце концов родной язык дети обычно учат в семье, а если семья даже дома не разговаривает на родном языке, то пожалуй такой язык себя изжил.
Авторский пост: https://vk.com/wall90919046_3129