Отечественная газета предупреждает о «стремительном коллапсе» российской космической программы. Ars Technica
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин посетил строительную площадку стартовой площадки ракетных ускорителей семейства "Ангара" на космодроме Восточный.
На этой неделе в государственной газете «МК» была опубликована длинная и поразительно критическая статья, в которой рассматривается состояние российской космической программы.
Ни один из тезисов статьи из 2800 слов не вызвал особого удивления. Западные наблюдатели, которые следят за российской космической отраслью, понимают, что программа с большими проблемами и в значительной степени основана на прошлой и весьма реальной славе. Что является примечательным, что российские СМИ опубликуют такие разоблачительные статьи для внутренней аудитории.
Космическая программа России все чаще стремится продемонстрировать свое величие в космосе посредством символических действий, а не технологических достижений, таких как запуск российской кинозвезды, отправка робота по прозвищу «Федор» в космос или (полностью) пустые обещания о высадке на Луну в 2030. Но теперь об этих действиях говорится в газете, тесно связанной с российским правительством.
Московская ежедневная газета «МК», ранее известная как «Московский комсомолец», была в советское время пропагандистским органом комсомола или Союза молодых коммунистов. Эта статья написана Дмитрием Поповым, который работает в издании с 1992 года. За свою карьеру Попов получил многочисленные официальные благодарности, признания и награды от правительства России, а недавно получил памятный кинжал от министра обороны России Сергея Шойгу.
Россия приказывает своим космическим репортерам прекратить освещать космическую программу
Поскольку статья была опубликована в газете, одобренной государством, Попов освобожден от недавно объявленных в стране правил о том, как предписано независимым СМИ освещать большую часть космической деятельности России.
Примечательно, что анализ Попова весьма критичен в отношении Дмитрия Рогозина, который возглавляет космическую корпорацию Роскосмос, которая управляет большей частью космической деятельности страны. Так почему же санкционированный государством журналист критикует космического лидера государства в опубликованном на государственном уровне публикации? Это большой вопрос.
«Гниение изнутри»
Статья, переведенная для Ars Робом Митчеллом, называется «Космическая программа гниет изнутри». Она начинается с заявления о том, что в космической программе России не хватает компетентных и высококвалифицированных кадров, полно устаревшего оборудования и технологий, а также «системная слабость руководства». И это только первый абзац.
Далее Попов заявляет, что российские космические компании не выполняют обещанные поставки по сотням контрактов. Например, Центр имени Хруничева 5 лет назад согласился поставить 10 разгонных блоков для ракеты «Ангара А5». Первые пять блоков были поставлены только в марте этого года, остальные пять еще не достроены. Из статьи:
Почему? Потому что контроль за исполнением гособоронзаказа своими предприятиями госкорпорация «Роскосмос» осуществляет, скажем так, не слишком строго. Дмитрий Олегович Рогозин в марте 2020 года утвердил соответствующий регламент о порядке осуществления контроля за исполнением организациями госкорпорации государственных контрактов, заключенных с Минобороны России. Однако проверка показала, что работать по регламенту его подчиненные не спешат — сведения о претензиях и штрафах со стороны военных в полном объеме не анализируются. И контроль по большей части свелся к простой констатации — ну вот опять проблема. И, конечно, раз нет достаточного надлежащего контроля — не избежать хищений и прочих злоупотреблений. В отношении должностных лиц «дочек» госкорпорации и их контрагентов с 2019 года возбуждено 60 уголовных дел, ущерб по которым оценивается в свыше чем 5 млрд рублей.
Попов сказал, что Роскосмос изо всех сил пытается использовать свои базовые корабли - пилотируемый «Союз» и грузовой корабль «Прогресс». Рассмотрим недавнюю проблему стыковки корабля «Прогресс», который доставляет грузы на российский сегмент Международной космической станции.
В середине февраля этого года к МКС был запущен грузовик «Прогресс МС-16». Однако состыковаться он автоматически не смог, его пришлось причаливать в ручном режиме из-за повреждения системы «Курс НА». Повреждена она была из-за того, что при запуске вздулся и частично разрушился головной обтекатель. Оказалось, что использованную в его производстве эпоксидку в полном объеме не испытывали на соответствие. Поставщик этой смолы — АО «ХИМЭКС Лимитед» — не имеет технологических возможностей для ее собственного производства (то есть сам где-то купил), а на уже использованные образцы документы, подтверждающие их качество и происхождение, не представлены. То есть и где куплена эпоксидка — тоже не понятно. Хорошо, если не для бытовых нужд на рынке «Садовод». А ведь сделано по такой «технологии» уже 15 головных обтекателей. Приемка их тормознула. А теперь самое интересное — аналогичное повреждение системы «Курс НА» отмечалось и ранее при запусках «Прогрессов» МС-13 (06.12.2019), МС-14 (25.04.2020) и МС-15 (23.06.2020). Но ведь взлетели же, да? Чего теперь панику поднимать — и так сойдет.
Попов также выразил обеспокоенность по поводу того, что Германия сможет оставить ракету «Союз» и космический пилотируемый корабль «Союз» без заправки. Дело в том, что двигатели управления на ракета-носителе «Союз» и в двигателях вывода с орбиты космического корабля «Союз-МС» используют перекись водорода особой степени очистки. Однако производство этой перекиси водорода в России зависит от поставок химикатов, производимых немецкой компанией Evonik Resource Efficiency GmbH. Эти поставки подлежат ограничению международными санкциями против Российской Федерации.
То есть остановить космические пуски России условный Запад может просто по щелчку пальцев.
В статье также обсуждается космодром Восточный, космодром на востоке России, который является приоритетом для президента Владимира Путина. Однако этот проект, которым руководил Рогозин, столкнулся с задержками строительства и коррупцией, например хищениями при строительстве.
По словам Попова, из почти 1200 строений, запланированных к строительству на космодроме, построено только около 200. Строительство более 40 процентов из них еще не началось. Запланированный запуск ракет «Ангара А5» с Восточного уже отложен с 2021 по 2023 год, так как уголовное расследование продолжается.
Луна в 2030 году?
Затем Попов обращается к так называемой российской программе «Луна», которая требует создания космического корабля «Орёл», для запуска космонавтов в дальний космос. Этот корабль предназначался как для замены корабля «Союз» для доставки космонавтов на Международную космическую станцию, так и для участия в лунной программе.
В 2009 году Роскосмос заказал работы по созданию пилотируемого космического корабля нового поколения для полетов на низкую околоземную орбиту и в дальний космос, в том числе на Луну.
Создание ПТК («Орла») находится на стадии… изготовления макетов и опытных изделий, проведения экспериментальной отработки полноразмерных макетов. Чисто для сравнения — многоразовый «Дракон» Илона Маска, который уже катается туда-сюда в космос, тоже начали разрабатывать в 2009 году.
Отечественная лунная пилотируемая программа, в которой будет использоваться ПТК, все еще практически не разработана, наземная космическая инфраструктура для обеспечения космических полетов на космодроме «Восточный» отсутствует, механизмы ее создания и источники финансирования не определены, что в целом может поставить под угрозу перспективы дальнейшего развития пилотируемой космонавтики.
Можно подумать, что в остальном с лунной программой России все идет отлично?
Попов также критикует Рогозина за чрезмерные обещания по поводу эффективности запусков в России и недостаточные поставки. Например, Роскосмос заявил, что в 2019 году будет 44 запуска космических аппаратов, из которых 25 были осуществлены. В 2020 году было запланировано 40 пусков и проведено всего 17. В этом году Россия осуществила менее половины из запланированных 47 запусков. Поэтому Роскосмос решил больше не публиковать запланированное количество запусков.
Общий портрет Роскосмоса, нарисованный Поповым, — это расточительная, все более ветхая государственная корпорация, где почти не вкладываются деньги ни в настоящее, ни в будущее. Вместо этого, похоже, основное внимание уделяется обеспечению высокооплачиваемой работой горстке технократов, зарплаты которых составляют сотни тысяч долларов в год. Между тем, среднемесячная заработная плата технических специалистов, строящих в стране ракеты и космические корабли, составляет от 500 до 1000 долларов в месяц.
«Вот и получается: сотни миллиардов, если не триллионы, улетают не в космос, а в трубу — бездарно и бессмысленно.», — пишет Попов. «Все эти распиаренные раскрашенные ракеты и лихие обещания — пока еще прикрывают, по сути, стремительный развал отрасли. Но если ничего не изменится, не будет, извините, политической воли по наведению жесткого порядка максимально радикальными методами, космос может остаться русским только в воспоминаниях».
Эрик Бергер - старший космический редактор Ars Technica, освещающий все, от астрономии до частного космоса и НАСА, и автор книги «Взлет» о подъеме SpaceX. Сертифицированный метеоролог, Эрик живет в Хьюстоне.
eric.berger@arstechnica.com //@SciGuySpace

Космическая движуха
2.2K постов1.5K подписчика
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."