От вражды до дружбы...

На волне предыдущего поста #comment_104554645, хочу рассказать позитивную историю примерно на ту же тему.

Я почему-то хорошо помню себя в подростковом возрасте, помню, как мои проблемы казались взрослым ерундой и как они походя, не заметив, говорили мне оскорбительные слова. Поэтому я понимаю своих учеников-подростков, как-то даже чувствую их и не обижаюсь на их выверты. Как правило, мне легко с ними общаться и иногда удаётся помогать им. Порой приходится защищать их от их собственных родителей.

Но история будет не об этом, а о том, как однажды мне удалось погасить разгоравшийся конфликт. Правда, основная заслуга в этом, пожалуй, не моя, а самих подростков.

Это был 11-й класс, моё классное руководство. Были в моём классе 2 девочки, назовём их Аня и Лена. Аня была исключительно умной, но училась не очень, потому что учёба не входила в её интересы. Она больше уважала дискотеки, выпить/покурить и с юношами постарше погулять, нередко вместо уроков. Мама её, железная бизнесвумен, организовала, как ей казалось, тотальный контроль за дочкой, который осуществляла по телефону, т.к. работала допоздна. Аня же все свои интеллектуальные способности направила на то, чтобы обманывать маму и вообще врать и делала это виртуозно. Мне не удавалось найти общий язык с Аниной мамой,т.к. она наотрез отказывалась верить, что дочь обманывает её (а может, просто делала вид). Надо сказать, что в классе Аню не очень любили, потому что обманывала она и своих одноклассников, по мелочам, наверное, просто не могла иначе, привыкла врать.

Вторая девочка, Лена, была самая средне-обычная. Училась в меру своих способностей, с одноклассниками была в нормальных отношениях, ничем особым не выделялась. Её родители всегда были недовольны ею, считали, что она должна учиться лучше, пытались добиться этого то кнутом, то пряником. Я с переменным успехом пыталась отговорить их от такого отношения в дочке, иногда они соглашались, иногда нет.

Однажды, сразу после окончания уроков меня по радио вызвали в холл на 1м этаже. Причём, вызвали не по имени, а "классный руководитель11в класса", что явно не сулило ничего хорошего. В холле я увидела Аню и Лену. Лена плакала, у неё распухла щека, на которой была длинная кровоточащая царапина. Вокруг Лены стояла группа "утешателей", они дали ей бумажный платок и гладили её по плечу. Аня стояла в стороне, совсем одна, раскрасневшаяся, смотрела с вызовом.

Здесь я хочу сделать небольшой экскурс и рассказать, как я себя чувствую в качестве классного руководителя. Невероятным образом у меня появляется инстинкт клуши, я хочу собрать всех своих "цыпляток" в кучу, накрыть крыльями и защитить от всего. Ничего, что "цыпляткам" 16-17, а то и 18 лет и они почти все выше и крупнее меня. Чёрт знает что такое! У меня трое своих детей, но я никогда не испытывала к ним ничего подобного. Я как-то всегда видела в них отдельных личностей, понимала, что у них свои характеры и не пыталась оградить их от жизни. Я их очень люблю, иногда радуюсь - "вот это хорошее от меня!" или расстраиваюсь - "надо же, и этот мой недостаток передался!" , а иногда удивляюсь - "откуда это взялось?". А к своему классу испытываю прямо-таки собственнические чувства.

Так вот, смотрю я на девчонок, и так мне жалко стало их обеих! Я прогнала "утешателей" домой, взяла обеих девчонок и повела к себе в кабинет. Там я попросила Аню рассказать, что произошло, пока я буду мазать царапину Лены перекисью и прикладывать холодный компресс к её щеке. Аня очень тихо сказала, что Лена обозвала её мать нецензурным словом, за что Аня дала ей пощёчину. А царапина на щеке от Аниного колечка. Лена в это время уже почти перестала плакать и сказала, что Аня начала первая, высмеяла кроссовки Лены и обозвала её. Я похвалила девочек за то, что они сразу рассказали правду и спросила у Ани, есть ли у неё время, не торопится ли она куда-то. Потом дала ей чайник и отправила на 1й этаж за водой из кулера.

Пока её не было, мы с Леной разговаривали. Она снова стала плакать и обвинять Аню во всех грехах. Я попыталась объяснить ей, какая трудная у Ани жизнь и сказала, наверное, ключевую фразу, что-то типа:"Ты-то должна её понять, к тебе ведь родители тоже часто предъявляют несправедливые требования". Лена задумалась. Тут вернулась Аня, мы вместе попили чай, девчонки явно обе успокоились. Лена пошла домой, я осталась с Аней.

Говорила я ей примерно то же, что и Лене. Разница была только в том, что Анина мама денег на неё не жалела, покупала всё самое лучшее, а Ленины родители жили средне, ничего лишнего дочке не позволяли. Да ещё могли и наказать её:"У тебя четыре "тройки" в полугодии, подарка на Новый год не получишь". Аня выслушала всё молча, потом попрощалась и ушла.

Я и представить себе не могла, что произойдёт на следующий день!То есть, я, конечно, чувствовала, что конфликт рассеялся, но думала, что девочки просто будут учиться дальше, как раньше.

Обе девочки были в моей группе, и вот в начале урока встала Аня и сказала:"Лена, прости меня! Я обидела тебя при всех и хочу при всех извиниться. Я была не права."  Тут же встала Лена:" Аня, я хотела первая извиниться, но не успела. Это я была не права, прости меня". И они сели каждая на своё место. Я была просто в шоке, остальные ученики тоже. Потом мы с ними стали разговаривать о том, что важнее - не допустить ошибку, или признать её.

В результате, девочки потихоньку задружились. Конечно, Анино влияние было сильнее и Лена стала иногда пропускать занятия вместе с ней. Я, с Аниного разрешения, рассказала её маме, что произошло, я говорила о том, что Аня очень умная девочка и у неё сильный характер,  явно в маму. Впервые Анина мама согласилась со мной и обещала постараться общаться с дочкой не по телефону, а лично.

С окончания школы этим классом прошло уже лет 6, обе девочки (как и многие другие мои бывшие ученики) у меня в друзьях в ВК. Я знаю, что они всё ещё дружат.