Основные проблемы мобильных игр
Быть в открытую почитателем мобильных игр в СНГ мало кто рискует. Ведь опытные ПК-бояре и счастливые обладатели консолей, много лет ведущие междоусобную войну, не воспринимают фанатов мобилок всерьез. И на то есть свои причины. Давайте про них и поговорим.
Донат, донат everywhere!
Одна из главных проблем мобильных игр — донат. Вы скажете: но ведь на ПК и консолях тоже есть игры, в которых пользователи много донатят, а компании изо дня в день лишь расширяют ассортимент внутриигровых магазинов, побуждая пользователей тратить всё больше? Верно. Донат — это не только не корень зла, но и не зло в принципе.
Этимология слова «донат» латинскому donatus — «подаренный», «отданный». Внутриигровые покупки — это добровольное пожертвование, взаимовыгодный обмен между студией и потребителем ее продукции. Денежные средства помогают компании, а игрок получает позитивные эмоции. Разница донатов и покупок очевидна — первое не является обязательным для игры.
Существуют активные противники доната. Даже в 2021 году в моей компании по MMORPG Lineage, по которой есть два бесплатных и качественных мобильных проекта, я все еще слышу «сакральную» фразу: «Не хочу платить за пиксели». Таким геймерам не объяснить, что проводя время в бесплатной игре ты пользуешься чьим-то трудом, и попросту некрасиво не поблагодарить разработчиков за это небольшими чаевыми. Даже приходя в гости к лучшему другу мы все стараемся прихватить с собой вкусные пирожные из магазина, хотя отношения между товарищами не завязаны на деньгах.
Если всё столь радужно и донат в играх не обязателен, почему же он вызывает столько боли, когда речь заходит о мобилках? Дело в том, что мобильных игр с донатом попросту больше, а сам донат в них часто влияет на игровой процесс. В ААА-проектах ты редко можешь приобрести во внутриигровом магазине что-то кроме повышения опыта, и даже такие микротранзакции критикуются пользователями. В мобильных играх с помощью реальных денег часто можно прокачать персонажа полностью, экипировать его в самые качественные доспехи и с легкостью выносить вперед ногами пользователей, которые не могут себе позволить мощные денежные вливания в игру.
В таких играх пользователи делятся на два лагеря — донатеры и простые смертные. Конкурировать они могут только внутри своей группы, в особенности если игра соревновательная. В первой все довольно просто: игроки начинают сражаться на банковских карточках вместо мечей. Во второй все сложнее, ведь при прочих равных решать будет только индивидуальный скилл пользователя. Уступившие в равном бою игроки заражаются мыслью о том, что купив всего один меч и сделав своего персонажа сильнее, можно надрать задницу обидчику. Порочный круг становится понятен: обыгрывая обычных пользователей, которые прокачиваются постепенно, юзер быстро доходит до лагеря донатеров и вновь начинает проигрывать.
Злость на такую систему понятна. И единственный способ ее исправить — отказаться от тех проектов, где силу героя можно измерить в деньгах. Либо принять правила игры и продолжать сражаться банковскими картами — наверняка есть геймеры, которым это доставляет удовольствие.
Отсутствие сформированного комьюнити мобильных геймеров
Комьюнити игроков на ПК и консолях редко пересекаются друг с другом. Обычно геймеры отдают предпочтение какой-то одной платформе, а если и оказываются в стане конкурента, то лишь чтобы поиграть в какие-то эксклюзивы. Мобильные платформы, в основном, выбирают из-за образа жизни и прочих дополнительных факторов. Сейчас «хардкорные мобильные геймеры из СНГ» — это белые вороны, которые встречаются очень редко.
Мы уже писали о том, что в Индии смартфон — это самая распространенная геймерская платформа. На это повлиял рынок и низкая стоимость девайсов, а также большое количество предложений со стороны разработчиков. В СНГ мнение о мобильных играх как о рудименте в мире гейминга тоже логично: сейчас в большинстве семей есть пусть слабый, но ПК, а консоль старого поколения в магазине стоит не так уж и дорого.
Смартфон как единственное из устройств для игр по сети с друзьями банально неудобен. Одновременно общаться в дискорде или любом другом голосовом чате и играть в требовательную PUBG Mobile или даже Clash Royale могут не все: устройство зависает, из-за чего удовольствие от игры и общения получить трудно. В СНГ мы не покупаем геймерские телефоны, потому что у нас изначально нет такой потребности — телефон для социальных сетей и звонков, а игры лишь дополнительная функция.
В мобильных играх много людей, которые не ценят тиммейтов. Если вы пробовали поиграть в командные игры, вроде Mobile Legends или Wild Rift, то наверняка сталкивались с ливерами. Даже в рейтинговом ладдере командам приходится завершать матчи в неполном составе, так как недобросовестные пользователи, доехав до своей станции метро или досидев на задней парте до конца урока, просто выходят из игры. Да, в командных играх на ПК и консолях такие геймеры тоже есть, но в мобильном гейминге они буквально на каждом шагу. И, знаете что? Это не проблема мобильных игр, это проблема безответственного отношения геймеров к командным соревнованиям.
Много рекламы, к тому же она лжёт
Реклама — это необходимая составляющая успеха для любого продукта. Однако если бабуля в деревне просто нахваливает молоко от своей буренки, побуждая покупать у неё, а не у соседки, то в гейминге все гораздо жестче. Иногда кажется, что весь смысл рекламы в мобильных играх — довести тебя до нервного тика. Она выскакивает в самых неожиданных местах, мигает, светится и иногда даже посылает звуковые сигналы. Самое сложное — это найти крестик, по которому рекламу можно будет закрыть. К счастью, на ПК мода на столь агрессивные баннеры осталась позади, но на смартфонах недобросовестные разработчики все еще стараются обмануть потребителя.
Разработчики мобильных игр часто врут потенциальным пользователям в трейлерах своих шедевров. Вряд ли кто-то получает удовольствие от обмана: скачав игру, трейлер которой пришелся по душе, можно здорово расстроиться, получив в итоге очередную однотипную аркаду или симулятор градостроения с посредственными текстурами.
Многие сталкивались с рекламой игры, где пользователю предлагалось решить головоломки. Трейлер, согласно которому в игре нам пришлось бы спасать принцесса и доставать сокровища с помощью разгадывания загадок и разминирования ловушек, привлекал тысячи пользователей.
Не до конца ясно, почему в самой игре такого геймплея не было... Совсем. Головоломки появились с последующими патчами как перебивки между уровнями, основным геймплеем их делать никто не собирался с самого начала. Для меня этот поступок - загадка. На что рассчитывали разработчики?
Мобильные игры слишком глупые
Мобильные игры не всегда попадают в правильный таргет аудитории. Любой разработчик хочет наращивать аудиторию в прогрессии, порой не стесняясь предлагать продукт совершенно разным возрастным и социальным группам. Это делает из комьюнити вокруг конкретной игры невероятную солянку. Игры, в которых тип аудитории более-менее ограничен возрастом и интересами, обычно хейтят гораздо меньше.
Дело в большом спросе и небольших ожиданиях. У многих уже сложилось мнение, что «все мобильные игры так себе, какая разница в какую играть». Игрок не хочет проводить много времени в поисках того самого алмаза среди экскрементов, поэтому либо не играет вообще, либо выбирает то, что подсовывает ему таргетная реклама, убивая время в кликере или аркаде. Такой подход действительно сильно отличает мобильную индустрию от консольно-компьютерной. Разработчики игр для ПК вынуждены всегда из кожи вон лезть, чтобы привлечь и поразить искушенного геймера.
Игроки на стационарных устройствах уже видели шедевры, и каждый раз соревноваться с условными «Героями», выпуская стратегию, либо с World of Warcraft, придумывая новую MMORPG, очень сложно. Жанры в современном мире рождаются медленно, большинство новинок — это что-то из разряда компьютерной генетики. Студии соединяют ДНК одних удачных тайтлов с другими, чтобы получить либо гения, либо урода.
В посредственные игры на ПК никто не играет — они оседают на дне Steam с низким онлайном, а после погибают всеми забытые. На мобильных устройствах все игры, которые не являются портами с других платформ, примерно равны. На их разработку не тратят колоссальные суммы, чаще вкладываясь в рекламу, а не оптимизацию или графику.
Среднестатистический потребитель мобильных игр не заморачивается насчет картинки и не требует игру, о которой он будет рассказывать детям. Ему бы от остановки до остановки чем-то веселым заняться. Он берет то, что лежит поближе на полке. И если ему подсовывают тухлый продукт, то… злишься, запоминаешь и качаешь новую.
Каждый мобильный геймер по отдельности — это, несомненно, личность. Только вот для разработчиков мы — массовка, серый клубок с набором параметров, по которому выстраивается таргетинг. И, здесь стоит повториться, таргетинг всегда расширяется, как только приток пользователей начинает сдавать. Студия скорее оценит нашу платежеспособность, чем поинтересуется о желаниях сверх той нормы, которую диктует возрастная группа.
В мобильных играх юзер ни на что не влияет
В мобильных играх у нас очень редко есть выбор. Максимум он ограничивается цветом платья главной героини или типом оружия в шутере. Разработчики делают линейные сценарии, потому что они куда проще разветвленных. Однообразные уровни, отсутствие хеппенингов по ходу прохождения, минимум интриги в заданиях — заядлый геймер на подмозгательном уровне заподозрит подвох.
Конечно, не во всех играх выбор в принципе необходим. Например, королевские битвы отлично чувствуют себя в мобильном пространстве. Выбор там не нужен вообще, и поэтому качественных Battle Royale можно с ходу назвать несколько — Fortnite, PUBG как самостоятельные порты, Free Fire и Cyber Hunter как оригинальные мобильные проекты.
Сомнительное удобство и слабое погружение в процесс игры
Любая «лопата» по размерам проигрывает компьютерам, ноутбукам и телевизорам. Чем меньше девайс, тем сложнее проводить за ним много времени — напрягаются глаза, а если держать телефон в руках, то начинают ныть запястья и затекать пальцы. Это, несомненно, минус. Однако есть и плюс — мобильность вашего девайса позволяет совмещать игру с другими занятиями.
Так гораздо удобнее!
Замечали ли вы такую «проблему»: взаимоотношения с мобильными телефонами у взрослых куда напряженнее. Если отбросить в сторону проблемы физического плана, вроде затекания рук, с которыми можно побороться с помощью дополнительных гаджетов или дозированных сессий, то возникает проблема философская: играя с мобильного, ты будто занимаешься одновременно всем и ничем. Многозадачность и гибкость — это характеристики современности, и не все могут с ними совладать.