Опера на Пикабу. Россия. Римский-Корсаков. Майская ночь.
От автора поста: в интернете было просто до ужасного мало материала по этой опере, в основном, только известные арии Левко. Многое пришлось загружать самой. Поэтому советую лучше сходить на нее вживую - не пожалеете)
По словам Римского-Корсакова, "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя (1831—1832) с детства были его любимейшей книгой, а "Майская ночь" нравилась ему больше других повестей этого цикла. Мысль использовать ее сюжет для оперы была подсказана летом 1872 года женой, тогда еще невестой Римского-Корсакова, которой опера и была впоследствии посвящена. Работа началась летом 1877 года. Композитор написал план и либретто "Майской ночи", стремясь сохранить не только ход гоголевского повествования, но и его красочный разговорный язык, и сделал первые музыкальные наброски. Сочинение оперы заняло около года. Премьера состоялась 9 (21) января 1880 года в петербургском Мариинском театре. Опера имела значительный успех, но вскоре, обезображенная купюрами и неряшливым исполнением, перестала привлекать интерес публики и после восемнадцати представлений была снята с репертуара. Лишь 28 сентября (10 октября) 1895 года "Майская ночь" была возобновлена на сцене Михайловского театра в Петербурге.
Эта опера была заметной вехой в биографии Римского-Корсакова. Ее созданию предшествовали усиленные занятия контрапунктом, дирижерская деятельность, обогатившая знание оркестра, составление сборников русских народных песен, углубленное изучение оперных партитур Глинки. В то же время в этой опере наметились черты, характерные для последующего творчества Римского-Корсакова: влечение к образам народно-сказочной фантастики, обрядовым игровым сценам, живописным зарисовкам природы.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Голова (бас)
Левко, его сын (тенор)
Ганна (меццо-сопрано)
Панночка (сопрано)
Свояченница Головы (контральто)
Писарь (бас)
Винокур (тенор)
Каленик (баритон)
Парубки, девушки, десятские, утопленницы-русалки
Действие происходит в Малороссии, близ Диканьки, на Троицкой или Русальной неделе в начале XIX века.
УВЕРТЮРА.
ДЕЙСТВИЕ I. Веселые песни звучат майским вечером на улице украинского села: это парубки и дивчата затеяли игру в "Просо". Звучит хор "А мы просо сеяли.."
Лишь молодой казак Левко не участвует в игре. Он торопится к своей возлюбленной, красавице Ганне. Ласковой песней он зовет ее на свидание. Звучит "Солнышко низко, вечер уж близко":
Николай Гедда
Солнышко низко, вечер уж близко.
Выйди, сердечко мое, хоть на миг.
Выйди, сердечко мое, хоть на миг!
Спишь или выйти, Галя, не хочешь?
Кто б не увидел, боишься ты, знать!
Кто б не увидел, боишься ты, знать!
Или на холод, Галя, не хочешь
Белое личко свое показать?
О, не бойся! Здесь одни мы.
Вечер тих и тепел так!
Если ж пройдет кто, — свиткой прикрою,
И не увидит с тобой нас никто.
Если ж холодом повеет,
К сердцу я тебя прижму.
Белые ножки шапкой прикрою
И поцелуем согрею тебя,
И поцелуем согрею тебя.
Рыбка, сердечко! Ожерелье!
Выгляни, выгляни, Галя, на миг!
Выгляни, выгляни, Галя, на миг!
Белую ручку в окошко продень!
И хотя отец Левко — старый Голова — до сих пор не дал согласия на женитьбу, влюбленные счастливы. Звучит "Не спишь ты, гордая дивчина":
Левко - Петр Налич, Ганна - Люция Итальянская
Ганна просит рассказать ей старинное предание о полуразвалившемся панском доме, что таинственно чернеет над озером. Левко не хочет тревожить девушку страшной историей, но уступает ее настойчивым просьбам. Давным-давно, рассказывает он, жил в этом доме вдовец-сотник с красавицей дочкой. Он женился, но молодая жена невзлюбила свою падчерицу. Она была ведьмой и сделала так, что сотник выгнал дочь из дому. Девушка с горя бросилась в озеро и обернулась русалкой. Однажды вместе с подругами она утащила в воду свою мачеху, но та тоже прикинулась русалкой. Так и не знает Панночка, которая из ее подруг — злая мачеха-ведьма. Звучит "Давно это было, жил сотник в том доме":
Сергей Лемешев
Пока рассказывал Левко, на землю спустились сумерки. Далеко слышны задумчивые девичьи песни. Девушки весело подтрунивают над пьяным Калеником, который никак не может найти своей хаты. С шутками они указывают ему дорогу в хату Головы.
А тем временем Голова, воспользовавшись отсутствием Левко, прокрался к Ганне, чтобы опять докучать ей любовными признаниями. Рассерженная красавица грозит все рассказать своему жениху. Но Левко и сам слышал это объяснение. Звучит трио Головы, Ганны и Левко:
Голова — Сергей Красовский, Левко — Сергей Лемешев, Ганна — Вероника Борисенко
Левко решил как следует проучить старого кривого Голову, сложив про него насмешливую песню. Он после собирает парубков и предлагает им как следует проучить голову. Звучит "Хлопцы, слышали ли вы..."
Сергей Лемешев:
Хлопцы, слышали ли вы?
Наши ль головы не крепки!
У кривого головы
В голове расселись клепки.
Набей, бондарь, голову
Ты стальными обручами!
Вспрысни, бондарь, голову
Батогами, батогами!
Голова наш сед и крив;
Стар, как бес, а что за дурень!
Прихотлив и похотлив:
Жмется к девкам... Дурень, дурень!
И тебе лезть к парубкам!
Тебя б нужно в домовину,
По усам да по шеям!
За чуприну! за чуприну!
ДЕЙСТВИЕ II. Голова и его Свояченица чинно беседуют с почтенным гостем, Винокуром. Неожиданно в хату вваливается пьяный Каленик. Не замечая никого, он располагается спать, как у себя дома, и вовсю поносит Голову:
Каленик - Николай Каменский, Голова - Алексей Тановицкий, Писарь - Павел Шмулевич, Своячница - Варвара Соловьева
Только хотел возмущенный хозяин выпроводить незваного гостя, как камень, пущенный чьей-то рукой, выбил стекло, и с улицы послышалась озорная, насмешливая песня парубков про Голову. Внезапно светильник погас, и вместо сына в темном чулане оказалась запертой Свояченица, которую ловкие парубки подсунули Голове в темноте:
Голова - Алексей Тановицкий, Писарь - Павел Шмулевич, Своячница - Варвара Соловьева
К торжествующему Голове пришел Писарь с вестью, что главный смутьян пойман и посажен в казенную хату. Но Голова уверен, что виновника поймал он сам. Чтобы разрешить пор, он отпирает чулан и с изумлением видит Свояченицу.
Голова, Писарь и Винокур крадучись приближаются к казенной хате и по очереди заглядывают в замочную скважину. Их охватывает суеверный страх: они вновь видят Свояченицу. Голова решает не пожалеть добра и спалить хату вместе с сатаной в женском образе. Лишь Писарь осмелился приотворить дверь. По его требованию узница перекрестилась, а после того, как на Голову обрушился поток ругательств и упреков, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что перед ними в самом деле не черт, а Свояченица.
ДЕЙСТВИЕ III. А Левко, оставив веселую ватагу парней, спустился к озеру. Все его думы обращены к любимой. Он напевает о ней ласковую, задушевную песню, "Спи моя красавица":
Владимир Атлантов
Леонид Собинов
Иван Козловский
Спи, моя красавица,
Сладко спи!
Радостный, светлый сон
На тебя слети!
Радостный, светлый сон
На тебя слети!
Думаешь ли, грезишь ли
Обо мне?
Я ж день и ноченьку
Мыслю о тебе.
Я ж день и ноченьку
Мыслю о тебе.
Пусть тебе пригрезится
Сладкий, сладкий сон:
Долюшка счастливая
Со милым дружком.
Снится пусть, что вместе мы,
Вместе жизнь с тобой,
О, моя красавица,
Жизнь с тобой ведем.
И, словно привлеченная звуками музыки, в окне полуразрушенного дома показалась Панночка, а по берегу озера русалки повели хороводы. Они затеяли игру в ворона, и Левко, по просьбе Панночки, указал ведьму:
Левко - Даниил Штода
С торжествующими возгласами русалки увлекли ее с собой на дно, а благодарная Панночка, дав казаку записку для отца, пропала. Дуэт Панночки и Левко:
Левко - Сергей Лемешев, Панночка - Ирина Масленникова
Парубок проснулся с запиской в руке. Приблизившиеся Голова, Писарь, Винокур и десятские (деревенская стража) признали в Левко зачинщика вчерашнего переполоха и бросились вязать его. Но, к удивлению присутствующих, Левко передал отцу записку, в которой комиссаровой рукой предписывалось Голове женить сына на Ганне:
Голова — Сергей Красовский, Левко — Сергей Лемешев
Радостно встретились влюбленные; теперь ничто уже не мешает их счастью. Ликующий, взволнованный дуэт Ганны и Левко и торжественный величальный хор завершают оперу:
Левко — Сергей Лемешев, Ганна — Вероника Борисенко
Полная запись оперы:
"Майская ночь" — сочинение новое и первое во многих отношениях. Прежде всего, это первое большое сочинение, в котором в свободной художественной форме нашло отражение "увлечение поэзиею языческого поклонения солнцу" и результаты систематических занятий народными песнями. "Майская ночь" положила начало «ряду фантастических опер, в которых поклонение солнцу и солнечным богам проведено или непосредственно, благодаря содержанию, почерпнутому из древнего русского мира, как в "Снегурочке", "Младе", или косвенно и отраженно в операх, содержание которых взято из более нового христианского времени, как в "Майской ночи" или "Ночи перед Рождеством". В определенном смысле "Майская ночь" составляет прелюдию к "Снегурочке", работа над которой хронологически накладывается на постановочный период гоголевской оперы.
Лига Оперы
100 постов556 подписчиков
Правила сообщества
1. Давайте будем вежливы по отношению друг к другу. Критикуем конструктивно.
2. Не делаем то, что запрещено правилами Пикабу.
3. Без оффтопа. Если пост про Баскова, то из оперной тематики.