Олеся Николаева о студентах Литинститута

Олеся Николаева о студентах Литинститута

Н.П.: Вы профессор, преподаватель Литературного института. Сильно ли отличаются студенты начала 2000-х годов от студентов последних лет. Если да, то в чем разница?


О.Н.: Отличаются, конечно. Советское школьное базовое образование было куда лучше. По крайней мере, в рамках школьной программы по литературе мои студенты 90-х годов могли ориентироваться… И еще не угасла страсть к чтению, к культуре, к философии, к истории, вообще – образованию, которая была в те годы, когда я сама училась в Литинституте.


А сейчас студенты какие-то растерянные, скованные непониманием, как им жить, что делать, о чем и что именно писать. Это даже не столько вопросы физического выживания, хотя и они есть, сколько экзистенциальные. Непонятны критерии, размыты представления о ценностях, воля скована этим недоумением, творческая энергия застопоривается. Литературных ассоциаций и образов они почти не понимают, «мышей не ловят». Они похожи на реку, потерявшую русло, вода которой широко разлилась, а сама река обмелела и заболотилась. Или на сломанную кость без гипса, которой трудно срастись, да и срастается она болезненно и криво. Порой надо ее сломать, чтобы выправить, но я на такие радикальные мере опасаюсь идти: мне их жалко.


Ну, и еще одна их беда: почти всеобщая безграмотность. С пунктуацией вообще – швах, но даже простые в написании слова порой пишут с грубыми ошибками. Меня это коробит больше, чем косноязычие, чем заикание. Часто мне приходится, как корректору, править грамматические и пунктуационные ошибки даже в дипломах. http://litosfera.info/articles/48-olesja-nikolaeva.html