Один на один с улицей // Письма

Сейчас я живу в Уфе в Башкортостане. Раньше жил немного дальше, ближе к границам Татарстана, в небольшом городе до 100 тысяч населения. А после службы в армии переехал в столицу республики. Я учился в 90-е, после 9-го класса ушел в ПТУ, которое сейчас переживает не лучшие времена, потом техникум 2 года по сокращенной программе для выпускников ПТУ. В ПТУ давали отличные знания, просто бери, уровень разъяснения потрясающий, даже круглые двоечники могли освоить базу и стать хорошими спецами своего дела, например: сварка, обработка металла резанием, шитье и крой. Вот только работать всем этим новым кадрам оказалось негде, точнее заработки на предприятиях градообразующих нещадно падали.


После армии в 2011 году узнал среднюю зарплату на заводе рядом с домом, что меня повергло в ужас, 10-11 тысяч для технолога и 20-25 для токаря или сварщика. Жить, конечно, можно, но у родителей, или если те в свое время успели купить отпрыскам квартиры. Но посыл не про это. У меня два племянника. На 2019-й им по 13 и 14 лет. Родители, т.е. брат и его жена пропадают на работе, бабушки и дедушки, в общем, тоже. А значит, подростки предоставлены сами себе. Так сложилось, что умственными способностями они не отличаются, воспитанием тоже, поскольку воспитывает их улица – я понимаю почему, старшее поколение влачит незавидный образ жизни, по 14 или 15 часов вкалывая на работе, чтобы оплатить еду и коммунальные, а еще надо одеться и обуться на несколько сезонов.


И вот до меня дошли слухи о грядущем суде по статье 158 ч 2. Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, главными участниками которого стали мои племянники. Налицо моральное разложение и деградация всех общественных ценностей в облике подростков. Я никого не осуждаю, но мне кажется, что сама система образования, жизненные условия – все это сподвигло подростков на нарушение закона: украсть велосипед, покататься, даже не с целью дальнейшего сбыта. Нет у родителей сил и денег обеспечить отпрысков таким банальным развлечением как велосипед, не привита в школе и семье ценность чужого имущества и стыд за кражу. В наше время это очень сильно порицалось. Помню как сам, начиная с 8го класса, ездил к буржуа на аграрные плантации работать грузчиком, т.к. считал, что родителям надо помогать, а они не в силах были дать мне все необходимое, а украсть было нонсенс, стыдно. Лучше было заработать и купить самостоятельно.


Так и разлагается общество, а показателем становится детская преступность и прочие вытекающие. При этом семья брата не алкоголики или тунеядцы, работают много и трудно, несут все в дом, чтобы дети были сыты и обуты. Школа превратилась не в храм, где прививают ценности – просто выучи и сдай, оценка кажется даже делом второстепенным, а знание и подавно. В ПТУ мне ярко запомнился педагог литературы и русского языка, женщина советской закалки, которая вложила в таких как я гуманизм. Именно она заставляла если не читать, то слушать произведения Чехова, Достоевского, Толстого, разжевывая содержание и кладя в рот. Не лучший пример преподавания, но именно ей я благодарен за то, что мне она привила гуманизм к ближним и к братьям меньшим. Поскольку не написать сочинение и не изложить мысли свои, было бы не реальным, чем-то, что могло обернуться долгими походами к мастеру (второй классрук), к завучу по учебной и воспитательной работам. Да и в школе работало много учителей, готовых отдать на алтарь учебы для школьников и личное время, и свои интересы. Устраивая внеурочные разборы учебного материала с отстаивающими. Сегодня я вижу таких людей в школе все реже, а мои племянники оказались один на один с улицей.