Обзор Ariane 6 от ESA
Новая европейская ракета Ariane 6 будет способна выполнять широкий спектр задач.
Ariane 6 будет доступен в двух версиях в зависимости от требуемых характеристик: версия с двумя ускорителями, получившая название Ariane 62, и Ariane 64 с четырьмя ускорителями.
Ariane 62 может выводить полезную нагрузку весом около 4,5 тонн на геостационарную орбиту или 10,3 тонны на низкую околоземную орбиту.
Ariane 64 может выводить полезную нагрузку весом около 11,5 тонн на геостационарную орбиту и 21,6 тонны на низкую околоземную орбиту.
При высоте более 60 метров Ariane 6 будет весить почти 900 тонн при запуске с полной полезной нагрузкой, что примерно эквивалентно полутора пассажирским самолетам Airbus A380.
Для разработки Ariane 6 ESA сотрудничает с промышленной сетью из нескольких сотен компаний в 13 европейских странах, возглавляемой генеральным подрядчиком ArianeGroup.
Французское космическое агентство CNES построило, эксплуатирует и обслуживает космодром Ariane 6 на европейском космодроме во Французской Гвиане.
Гибкость
Ariane 6 будет обладать гибкостью для запуска как тяжелых, так и легких полезных грузов на широкий диапазон орбит для таких приложений, как наблюдение Земли, телекоммуникации, метеорология, наука и навигация.
Носители полезной нагрузки позволяют небольшим спутникам весом менее 200 кг «цепляться» за запуск основной полезной нагрузки, эффективно комбинируя полезные нагрузки в рамках одной миссии.
Эти адаптеры были разработаны в рамках инициативы ESA по созданию возможностей для недорогого запуска легких спутников.
Услуга совместного запуска малых спутников «multiple launch» предоставляет небольшим компаниям экономически эффективные возможности доступа к растущей космической отрасли.
Элементы Ariane 6
Ariane 6 состоит из трех ступеней: двух или четырех ускорителей, а также основной и разгонной ступеней, известных вместе как центральное ядро.
Основная ступень вместе с твердотопливными ракетными ускорителями приводит Ariane 6 в движение на первом этапе полета. Основная ступень приводится в действие жидкотопливным двигателем Vulcain 2.1 - модернизированным двигателем, производным от Vulcain 2 от Ariane 5, – а ускорители P120C обеспечивают дополнительную тягу при старте.
Разгонный блок приводится в действие двигателем Vinci с возможностью повторного включения, работающим на криогенном жидком кислороде и водороде. Это позволяет Ariane 6 выходить на различные орбиты в рамках одной миссии для доставки большего количества полезной нагрузки. Разгонный блок обычно включается несколько раз, чтобы выйти на требуемые орбиты. После отделения полезной нагрузки будет произведено окончательное включение и маневр для сведения разгонного блока с орбиты и уменьшения количества космического мусора.
Обтекатель, разделяющийся по вертикали на две половинки обтекателя в верхней части Ariane 6, будет двух размеров: 20-метровый и укороченный 14-метровый вариант. Оба имеют диаметр 5,4 м и изготовлены из углеродного волоконно-полимерного композита. Обтекатель защищает спутники от тепловых, акустических и аэродинамических нагрузок при выходе в открытый космос.
Пусковая площадка
Запуск Ariane 6 будет произведен с европейского космодрома во Французской Гвиане с новой стартовой площадки в 4 км к западу от стартовой площадки Ariane 5. Основные конструкции включают в себя здание для сборки пусковой установки, передвижной портал и стартовую площадку.
Европейский космодром занимает 170 га, из них здания расположены на 18 га. Его расположение идеально: открытое море на севере и востоке и город Куру в 17 км от него, что сводит к минимуму ограничения в плане безопасности полетов. И, поскольку космодром находится всего в 5° к северу от экватора, полеты на восток обеспечивают почти максимально возможную скорость за счет вращения Земли, увеличивая характеристики полезной нагрузки для любой ракеты – намного больше, чем из более северных или южных мест.
Здание для сборки пусковой установки имеет высоту 20 м, длину 112 м и ширину 41 м и расположено в 1 км от зоны запуска. Он используется для горизонтальной сборки ракеты и подготовки перед отправкой в зону запуска.
Передвижной портал представляет собой полностью оборудованную мобильную металлическую конструкцию высотой 90 метров и весом 8200 тонн, которая перемещается по рельсам. Он весит 8200 тонн, что составляет более 8 миллионов килограммов, и почти на тысячу тонн тяжелее Эйфелевой башни, что эквивалентно более чем 1600 слонам. Передвижной портал оснащен платформами для работы с ракетой на стартовой площадке. Конструкция удерживает и защищает Ariane 6 до тех пор, пока он не будет убран перед запуском.
Передвижной портал над стартовой площадкой; обратите внимание на каналы для отвода пламени справа и слева
Стартовая площадка уходит вниз на 28,5 м от уровня Ariane 6 и имеет ширину 200 м. Бетона в ней достаточно, чтобы заполнить 67 бассейнов олимпийского размера - примерно 167 500 кубических метров. Она включает в себя 700-тонный стальной стартовый стол для поддержки Ariane 6. Стальные дефлекторы направляют огненные струи Ariane 6 при старте в отводные туннели под стартовым столом. Четыре молниезащищенные мачты и водонапорная башня для систем шумоподавления также являются частью стартовой площадки.
Центральная часть испытательной модели Ariane 6 прибывает на ELA-4 для проведения комбинированных испытаний после передачи из сборочного цеха
Предыстория и обязанности
Решение о начале разработки Ariane 6 было принято на заседании Совета ESA на уровне министров в декабре 2014 года, основной мотивацией которого было сохранение лидерства Европы на быстро меняющемся рынке услуг коммерческих запусков, а также удовлетворение потребностей Европы в независимости в доступе к космосу и его использовании.
Роль ESA в разработке Ariane 6 заключается в надзоре за процессом закупок, а также в том, чтобы отвечать за архитектуру всей системы запуска.
Промышленные предприятия по всей Европе отвечают за создание ракеты-носителя и ее компонентов, при этом ArianeGroup является главным подрядчиком и проектным органом. Твердотопливный ускоритель P120C, который используется как на ракетах Ariane 6, так и на Vega-C, разработан ArianeGroup и Avio через их совместное предприятие Europropulsion.
В то время как ESA предоставляет требования к системе запуска для институциональных миссий, промышленность несет ответственность за определение требований коммерческого рынка, учитывая ее будущую ответственность за коммерческое использование системы запуска.
Космическая движуха
2.2K поста1.5K подписчиков
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."