Образование в Южной Корее

Каждый год во второй вторник ноября в Южной Корее полицейские помогают опаздывающим школьникам поскорее добраться до своих учебных заведений на служебных машинах. Они спешат на выпускной экзамен Сунын (College Scholastic Ability Test — Тест на способность к учебе в вузе, — ред.) Сунын длится восемь часов и один раз прерывается на обед. Пока школьники отвечают на вопросы теста по корейскому и английскому языкам, математике и отечественной истории и еще двум предметам на выбор, в Сеуле ограничивается движение транспорта, не работают магазины и банки, биржи открываются на час позже обычного. А во время аудирования над Южной Кореей даже перестают летать самолеты. Эти меры правительство вводит, чтобы ничто не помешало школьникам сосредоточиться на заданиях. Выпускники идут к этому дню 12 лет и накануне особенно переживают: «Примерно за неделю до экзамена я тренировалась просыпаться в шесть утра, чтобы мой мозг был максимально эффективен, — рассказала ВВС школьница Ли Джинён. — Все время говорила себе: „Ты так усердно училась, теперь тебе просто нужно доказать это им"».

Образование в Южной Корее Образование, Корея, Длиннопост

Корейцы, можно сказать, одержимы учебой. Занятия в школе начинаются в 9:00 и длятся до 17:00. После этого школьники идут в хагвоны и возвращаются домой около полуночи. Хагвоны — частные учебные заведения для повышения успеваемости. В них ежедневно учатся три четверти школьников: отдать ребенка в хагвон стоит среднестатистической корейской семье 20-30% дохода, поэтому дополнительное образование могут позволить себе не все.

Занятия в хагвонах заканчиваются в десять часов вечера. Это время окончания занятий недавно было закреплено приказом правительства: раньше уроки могли длиться до глубокой ночи. В прочем, школьники в Корее и так проводят за занятиями целый день.


В среднем, старшеклассники учатся по 13-16 часов в день, а спят всего по пять с половиной. «Ученики средних и старших классов так много учатся, что многим из них не хватает времени на игры, сон, физические упражнения, — рассказал профессор университета Корё и исследователь высшего образования в Южной Корее Роберт Рудольф. — Эта система угнетает основные права ребенка». Такой режим дня нередко приводит к психологическому перенапряжению. Результаты исследования, проведенного исследовательским центром Асунаро, показывают, что из-за давления со стороны родителей и школы большинство детей в Южной Корее чувствуют себя виноватыми, когда делают перерыв на отдых. «Я постоянно испытывала стресс, когда училась в старшей школе», — поделилась Ён На, выпускница филиала университета Корё в городе Седжон. Школьники начинают тренироваться решать тесты еще в начальной школе. Зная, что некоторые из них могут оказаться судьбоносными, многие не разрешают себе даже выйти погулять на выходных. Считается, что эмоциональная нагрузка в школе приводит к росту суицидов, которые являются основной причиной смертности подростков в Южной Корее.


Однако корейские школьники — одни из лучших в мире по успеваемости. Южная Корея входит в топ-10 стран по качеству школьного образования, но, по мнению преподавателей, такая образовательная система отличается невниманием к развитию креативных способностей учеников. «Корейские студенты не осмеливаются бросать вызов, — поделился своими наблюдениями Роберт Рудольф. — Им иногда не хватает критического мышления. Еще образование в Корее старомодно: преподаватели скорее зададут что-то зазубрить, чем преподнесут материал интерактивно. Слишком мало внимания уделяется индивидуальному развитию школьников». Корейским студентам, по мнению профессора университета Донгсё Джастина Фендоса, будет сложнее выполнить задания, которые они видят впервые, чем их иностранным сверстникам.

Образование в Южной Корее Образование, Корея, Длиннопост

Корейские школьники и их родители готовы платить высокую цену за поступление в вуз, потому что высшее образование в Южной Корее сейчас воспринимается как единственный путь к успеху: способный студент без диплома о высшем образовании вряд ли сможет найти себе хорошую работу. Эту проблему корейский режиссер Пон Чжун Хо отразил в своем фильме «Паразиты», который в феврале этого года получил Оскар в номинации «Лучший фильм». Один из главных героев — подросток из небогатой семьи — становится репетитором дочери состоятельной супружеской пары. Он четыре раза пытался поступить в университет и, несмотря на неудачи, надеется это сделать в следующем году. Ему приходится подделать документы, чтобы выдать себя за студента престижного университета. В противном случае его не возьмут на работу. Так же он устраивает в эту семью свою младшую сестру, которая представляется выпускницей американской художественной школы.


Такое отношение к высшему образованию в Южной Корее сложилось исторически. До 1945 года из-за японского протектората его могли получить немногие. Когда в стране начали появляться университеты, школьники стали вкладывать все свои силы в учебу, чтобы сдать вступительные экзамены. Бывший министр образования Южной Кореи в интервью The Economist вспоминает, как с середины 20 века в стране развивалась мода на высшее образование: «Хотел ребенок того или нет, была у него к этому предрасположенность или не было, родители все равно стремились отдать его в университет. Они отправляли своих детей учиться в вузы, чтобы хоть как-то компенсировать свое сожаление о том, что сами не смогли их закончить». Так, сейчас почти 70% корейских школьников поступают в вузы. Согласно статистике ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на 2018 год, это самый высокий показатель среди развитых стран. На втором месте — Россия: среди россиян в возрасте 25–34 лет высшее образование имеет 62,7%, на третьем — Канада (61,8%) при средней доле рейтинга — 44,5%.


По мнению специалиста по Южной Корее, профессора Дальневосточного федерального университета Игоря Толстокулакова, государственные реформы и системные проблемы вряд ли повлияют на популярность университетского образования. «Тяга к высшему образованию — это наследие конфуцианской культуры, которая, несмотря на все модернизационные процессы, по-прежнему определяет лицо Восточной Азии», — объяснил профессор. По его словам, в Корее часто встречается такой образ мыслей: «Что придаст дополнительные шансы, что повысит мою конкурентную способность на рынке труда? Ответ очевиден: качественное образование!»


Однако университетское образование в Корее, как правило, платное: студентам приходится брать кредиты и влезать в долги. Большинство вузов в Южной Корее частные: они получают субсидии от государства и оставляют за собой право назначать плату за обучение. В среднем, 45% доходов частных вузов составляют субсидии, то есть государство оплачивает почти половину стоимости обучения студента. Государственные вузы тоже предоставляют преимущественно платное образование, но стоит оно дешевле. По данным ОЭСР, в Корее один из самых высоких ценников за университетское образование. Дороже, чем в Южной Корее, обучение только в Великобритании, США и Китае. «Если ты хочешь получить качественное образование, придется заплатить большие деньги, — рассказывает выпускница филиала университета Корё в городе Седжон Ён На. — Мне повезло — родители оплатили учебу. Однако многим моим друзьям пришлось брать кредит — это обычная практика». В среднем, студентам и их семьям приходится платить по $5,800 за семестр при средней зарплате примерно в $3000 в месяц. Престиж высшего образования и надежда, что оно окупится, заставляет корейцев влезать в долги. В стране распространена система кредитования обучения в вузах: по данным Банка Кореи, долг студента за обучение составляет в среднем около $18000.


Бесплатно получить высшее образование в Южной Корее можно только будучи очень одаренным студентом: некоторые университеты предоставляют стипендии за разные заслуги. Еще помогает Национальная стипендиальная программа, в рамках которой более миллиона студентов ежегодно получают стипендии в зависимости от материального положения семьи. Исследования показывают, что у детей, живущих в провинции, особенно в сельской местности, шансов поступить в вузы меньше, чем у горожан: им сложнее найти деньги на подготовку к итоговым экзаменам и оплату обучения.

Образование в Южной Корее Образование, Корея, Длиннопост

Несмотря на дороговизну высшего образования для своих граждан, Южная Корея предоставляет удобные условия иностранцам. В стране действуют три государственные стипендиальные программы для иностранцев и многие университеты предоставляют иностранцам стипендии, покрывающие от 30% до 100% стоимости учебы. Каждый год число иностранных студентов в Корее растет: в 2019 году в вузы приняли 160 000 учеников из других стран, что на 12,5% больше, чем в 2018. Почти половина из них китайцы.


Нужно отметить, что в Корее один из самых низких показателей неравенства доходов в мире: расслоение общества в стране ниже, чем в США, Канаде, Австралии и многих странах-членах ЕС. Однако, согласно исследованию Корейского института здравоохранения и социальных вопросов, 85% корейцев ощущают «очень большую» разницу в достатках людей. На фоне этого растет количество молодых людей, считающих, что уровень их благосостояния не зависит от сил, которые они прикладывают, и от того образования, которое они получают. Необходимость выплачивать кредит за образование вынуждает выпускников вузов ускоренно искать работу, которая подчас может не соответствовать их квалификации.



Трудорасстройство


«Выпускники вузов выстраиваются в очередь на позицию охранника», — произносит героиня фильма «Паразитов» и этим высвечивает еще одну важную проблему.


Распространение высшего образования привело к тому, что больше половины корейцев имеют слишком «высокую квалификацию», которая не находит применения на рынке труда. Из-за этого происходит «инфляция» высшего образования: уровень заработной платы с получением университетского образования увеличивается всего на 24%. В Америке, например, рост составляет 69%. В результате студентам приходится устраиваться на работу не по профессии, полученной в университете. При этом каждый десятый кореец в возрасте 15-29 лет не может найти работу (средний уровень безработицы в Южной Корее составляет 4%).


«Официальный уровень безработицы в Корее очень низкий по сравнению с показателями в других странах. Более того, в стране одно из самых „пожилых" обществ в мире: большинство должностей на рынке освободятся в ближайшие десятилетия», — объясняет преподаватель Роберт Рудольф. Он спрогнозировал, что выпускникам школ сейчас стоит выбирать технические специальности, так как техническая отрасль в Корее скоро столкнется с большим дефицитом квалифицированных рабочих, «как это уже случилось в Германии». Согласно исследованию Всемирного банка, профессиональные училища, где готовят технических специалистов, как раз потеряли популярность на фоне распространения высшего образования.


Политическую и бизнес-элиту Южной Кореи выпускают всего три университета, которые в медиа часто объединяют в аббревиатуру SKY — Сеульский национальный университет, университет Корё и университет Ёнсе. Их, по словам профессора Игоря Толстокулакова, «можно сравнить с нашими МГУ, ВШЭ, СПбГУ». В них поступают лишь несколько процентов лучших корейских школьников. У выпускников SKY самые большие шансы сделать карьеру в промышленных конгломератах Hyundai, LG Group и Samsung. По словам Роберта Рудольфа, только у человека, окончившего престижный университет, есть шанс получить работу в лучшей компании. «Окончание элитарных вузов Кореи, требующих максимальных баллов при поступлении, почти гарантирует трудоустройство и карьеру», — подтвердил профессор Толстокулаков

Образование в Южной Корее Образование, Корея, Длиннопост

В Корее для многих стало очевидным, что существующую систему образования необходимо модернизировать. Проблемы, связанные с ней, были одной из наиболее обсуждаемых тем во время предвыборной гонки 2017 года, и ее реформирование стало одним из главных направлений деятельности избранного тогда президента Мун Чжэ Ина.


Сначала правительство заставило несколько лучших университетов понизить уровень сложности вступительных экзаменов, что должно позволить детям из менее обеспеченных семей попасть в лучшие вузы страны. Чтобы избежать монополии вузов SKY, планируется создать интегрированную университетскую сеть: студенты смогут изучать необходимые курсы в разных вузах. Эта система будет опробована на государственных вузах, а затем распространится на частные.


Кроме того, к 2021 году планируется пересмотреть систему льгот для членов университетских спортивных команд, которую зачастую незаконно использовала политическая элита страны.

Чтобы сократить безработицу среди молодежи и остановить одержимость получением высшего образования, власти стараются повысить престижность среднего специального образования.

Корейское правительство продвигает систему «приема на работу вслепую»: выпускники университетов не должны указывать в резюме свой возраст, происхождение, название университета и академические успехи, чтобы работодатель при приеме на работу учитывал только профессиональные способности кандидата.


Правительство реализует программы по трудоустройству выпускников за рубежом: в основном корейцы уезжают работать в Японию или США. Также государство увеличивает субсидии для компаний, трудоустраивающих молодых корейцев, и поддерживает стартапы — потенциальных работодателей для выпускников.


Реформируют власти и систему получения среднего образования: в октябре 2019 года министр образования Кореи в очередной раз заявил о необходимости избавиться от элитных школ к 2025 году, превратив их в обычные старшие школы.


Но кроме государственных реформ важно и отношение к системе образования студентов, их родителей и работодателей: полагаться ли на престиж университета, как правильно учиться и кого брать на работу, каждый решает сам. Например, студент университета Чунг-Анг Чон Мёнчхоль считает, что «должна возникнуть такая социальная атмосфера, где умения человека считаются более значимым фактором, нежели то, где он получил свое образование».

https://doxajournal.ru/uni/korean_students