Обострение в Донбассе: Россия и США винят друг друга

Мировое сообщество пытается усадить участников конфликта на Украине за стол переговоров. Так, в ночь на четверг, 22 января, в Берлине прошли переговоры по ситуации в Донбассе в так называемом «нормандском формате». Во встрече участвовали четыре министра иностранных дел: Сергей Лавров (Россия), Франк-Вальтер Штайнмайер (Германия), Лоран Фабиус (Франция) и Павел Климкин (Украина).

Результаты переговоров весьма обтекаемые: стороны смогли договориться только о «мощной поддержке» отвода тяжелого вооружения от линии соприкосновения в Донбассе, взяв за основу линию, согласованную в минских соглашениях.

«Самое главное решение, которое сегодня было принято, отражено в совместном заявлении, одобренном по итогам этой встречи. Это мощная поддержка по задаче срочного отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения, которая зафиксирована в минских договоренностях, в частности в Минском меморандуме от 19 сентября», – прокомментировал итоги встречи глава Сергей Лавров.

Рекомендации по исполнению этих решений, по словам Лаврова, «будут сформулированы дополнительно». Встреча была им охарактеризована как «весьма полезная».

Почти в то же время в Совбезе ООН также проходило заседание, посвященное обострению ситуации на Украине. В ходе заседания представители США и России традиционно обменялись взаимными претензиями.

Так постпред США при ООН Саманта Пауэр резко осудила политику России, назвав мирный план» Путина попыткой военной оккупации части Донбасса, контролируемой правительствами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

«Давайте снимем завесу c «мирного плана» Путина и назовем его тем, чем он является, — планом российской оккупации», — заявила представитель США.

По словам Саманты Пауэр, ранее Россия использовала подобную тактику во время событий в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье и в Крыму.

Постпред России при ООН Виталий Чуркин, подчеркнув, что Москва последовательно добивается выполнения всеми сторонами конфликта минских договоренностей, упрекнул США в выкручивании рук, в подстрекательстве и в провоцировании международных кризисов по всему миру.

«На протяжении всего украинского кризиса США играют деструктивную, а если называть вещи своими именами — подстрекательскую роль», — отметил постпред России при ООН, связав нынешнюю эскалацию конфликта в Донбассе с посещением Киева командующим американскими войсками в Европе. По словам Чуркина, во время конфликтов в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии Соединенные Штаты также играли деструктивную роль, как и во многих других международных конфликтах.

http://www.youtube.com/watch?v=OPIBiPpRYh0

Федеральное агентство новостей попросило известного украинского политолога, директора Киевского центра политических исследований Михаила Погребинского прокомментировать результаты берлинской встречи в «нормандском формате».

- Как вам кажется, насколько реально выполнение договоренностей, достигнутых в Берлине? – спросил политолога корреспондент ФАН.

- По-моему, всё это нереально, во всяком случае, в объявленной части, — отметил Михаил Погребинский. — Они объявлены в такой форме: мы, мол, будем оказывать влиянии на стороны, чтобы отвести тяжелое вооружение от согласованной линии. Именно такое заявление было подписано.

Ну что значит – будем оказывать влияние? Я бы даже сказал, что сейчас произошло некоторое отступление от прежних позиций. Поскольку Порошенко делает заявление, что он готов к перемирию безо всяких условий, а представитель Украины при ООН Юрий Сергеев заявляет, что Украина будет к этому готова только при определенных условиях. Формулировку этих условий очень сложно интерпретировать, но смысл таков: Украина согласится на перемирие при условии, если Россия будет выполнять все пункты минского соглашения, чего якобы точно не произойдет. Либо это надо понимать так: мы согласимся на перемирие, если будет прогресс в выполнении этих самых минских пунктов. Что это значит, сказать трудно. Во всяком случае, заявление Сергеева выглядит очень обтекаемо.

А то, под чем подписались в Берлине, выглядит просто как декларация о намерениях. Мне кажется, что сейчас Украина по факту будет добиваться прекращения огня. Во всяком случае, риторически Киев точно будет добиваться прекращения огня, но при этом будет собирать силы для контрнаступления. А сейчас на фронтах перемирие с небольшим преимуществом в пользу ополченцев, которые уже заняли Донецкий аэропорт. Киев уже официально признал, что аэропорт оставлен, а по всем остальным позициям сейчас идет плотное позиционное противостояние с обстрелом мирных жителей.

- Как вам кажется, с чем связано нынешнее резкое обострение ситуации в Донбассе?

- Тут есть много интерпретаций. Я склонен думать, что сработало несколько факторов. Но мне кажется, это обострение напрямую не связано с этой берлинской встречей – до последнего момента было неизвестно, состоится она или нет. Просто минский процесс сейчас в состоянии тупика, и это всем понятно. Одна из причин возобновления военного противостояния – это тупик минских переговоров.

Есть и другая интерпретация, почему обострение произошло именно сейчас. Как я сказал, тут есть несколько причин, и вот одна из них, может быть самая важная. Это произошло как раз накануне заседания министров иностранных дел стран Евросоюза, где по разной информации мог начаться процесс переговоров о смягчении санкций против России. Об этом в частности говорила верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини. Официальные представители Германии тоже давали понять, что они поддерживают идею Могерини.

Идея состоит в том что, мол, давайте разделим санкции за Крым и санкции за Восток (Украины). И если уж в части Востока есть прогресс, то тогда давайте будем снимать санкции по мере этого прогресса. Этой позиции по разным данным придерживаются от трети до чуть ли не половины членов Европейского Союза. И этот процесс должен был обсуждаться. Ведь самые главные санкции были как раз не по Крыму, а по ситуации на Юго-Востоке.

Надо было, чтобы что-то произошло, чтобы не допустить даже разговоров о смягчении санкций. И тут происходит эта подозрительная история с Волновахой и, соответственно, обострение, а любое обострение интерпретируется в Европе, я уж не говорю о Госдепе, как вина России и ополченцев.

А когда происходит обострение, то неважно, кто начал – важно, кто виноват. А кто виноват – Западу заранее известно. Поэтому никакого решения министры иностранных дел ЕС не приняли – нет решения ни по части продолжения санкций, ни по части их смягчения. Поэтому мне кажется, это обострение своей цели достигло.

Ну, а кроме того есть частные объяснения: вот, мол, Украина вынуждена была контратаковать, поскольку ополченцы пытались добиться вытеснения украинских частей из аэропорта. Это в сущности то, что уже произошло. И то, с чем не могла смириться Украина, поэтому она в ответ начала контрнаступление, и начались эти военные действия.

Конечно, для меня, как для человека, который тут живет, военные действия — это плохо, их надо останавливать. Но почему же надо из тяжелого оружия стрелять по Донецку и Горловке, где, похоже, уже погибли десятки людей? Соответственно, и ополченцы стреляют по тем поселкам, где закреплены позиции украинских частей, и там тоже гибнут люди… — с горечью констатировал Михаил Погребинский. http://riafan.ru/202745-obostrenie-v-donbasse-rossiya-i-ssha-vinyat-drug-druga/#http://pikabu.ru/