Об эффективности управления долями компаний,находящихся в собственности города Москвы

Введение

Москва владеет значительным количеством имущества, в том числе долями
в акционерных обществах. В данном исследовании поднимается один из вопросов эффективности управления столицей этими долями. Ранее данной теме не уделялось достаточного внимания в публичном пространстве,
но я со своей командой считаем целесообразным поднять ее, поскольку это один из еще незадействованных резервов повышения эффективности использования имущества столицы.

Мы оставляем за границей исследования вопрос целесообразности владения этими долями и хотим сконцентрировать внимание на другом: в полной ли мере Москва использует инструменты корпоративного управления для повышения эффективности управления долями в акционерных обществах. Поиск ответа на данный вопрос и является целью исследования.

Инструментами корпоративного управления являются избрание в Совет директоров своих представителей, управление их деятельностью в интересах компании, инструктирование в части голосования, внедрение в Советы директоров независимых директоров. В экономической науке сложилось устойчивое мнение, что компании, в которых действуют активные и небезразличные члены Совета директоров, показывают лучшие результаты.

Методика

Для достижения поставленной цели:

  • был запрошен перечень компаний, в которых Правительство города Москвы владеет долями; перечень всех 95 компаний;

  • разработан опросный лист с вопросами о работе Советов директоров компаний; обращаем внимание, что вопросы опросного листа не касаются тем, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне или иным чувствительным аспектам работы;

  • во втором полугодии 2022 года был проведен письменный опрос руководителей вышеназванных данных компаний; опросный лист был направлен непосредственно в адрес компаний, а также продублирован через Департамент государственного имущества Правительства Москвы (далее – ДГИ);

  • проведено обобщение полученных от 20 компаний сведений и сформулированы выводы, а также выработаны рекомендации для Правительства города Москвы.

    Выводы

Большинство компаний избегают гласности и не желают какого-либо разглашения информации о своей деятельности. Этот вывод основан на том, что из 95 запросов, сделанных нами соответственно, в 95 компаний, только 24 из них дали письменный ответ, причем 4 компании прямо отказали в предоставлении сведений. Такая смелость и отсутствие страха быть наказанным за нарушение ст. 13 Закона Москвы «О статусе депутата Московской городской Думы» могут быть вызваны, на наш взгляд, недостаточным вниманием со стороны курирующих органов власти.

Кадровый резерв, из которого могут привлекаться лица для включения
в Советы директоров в качестве представителей Москвы, незначителен
, либо возможно он существует только на бумаге, а фактически отсутствует. Данное утверждение основано на том факте, что из 20 компаний почти в половине из них должность председателя Совета директоров занимает один и тот же человек.

В большинстве компаний Советы директоров фиктивная, малозначимая структура, существующая, видимо, ради соблюдения формальностей. Иными словами, складывается впечатление, что собственник долей не ставил перед членами Совета директоров задачи повышения результативности своих компаний. Такой вывод основывается на следующих фактах:

  • Только в одной компании имеется Стратегия развития Совета директоров.

  • В четверти Советов директоров нет внутренних документов, регламентирующих работу Совета директоров.

  • Только в двух Советах директоров имеются комитеты.

  • Только в двух Советах директоров имеются независимые директора.

  • Только в одной компании действует программа повышения квалификации членов Совета директоров.

  • В шести компаниях члены Совета директоров за 2021 год не подготовили ни одного предложения по улучшению компании. Еще в 13 компаниях предложения сделали менее половины членов Совета директоров.

  • Только в одной компании проводится оценка эффективности деятельности Совета директоров на регулярной основе.

Таким образом, мы можем констатировать, что ответ на основной вопрос данного исследования – «в полной ли мере Москва использует инструменты корпоративного управления для повышения эффективности управления долями в акционерных обществах» – будет отрицательным.

Рекомендации для Правительства Москвы

Корпоративное управление – малозаметное явление в повседневной жизни, но тем не менее оно способно оказывать существенное позитивное воздействие на финансово-хозяйственные результаты компаний. Это общепризнанный, но еще не сильно задействованный в столице, ресурс повышения эффективности использования городского имущества.

Основываясь на выводах проведенного исследования, рекомендуем добиться разработки и принятия в хозяйственных обществах с долей города Москвы в уставном капитале Стратегий развития компаний, который будет включать
в себя пакет документов, регламентирующий:

  • деятельность Совета директоров и его комитетов;

  • повышение квалификации членов Совета директоров;

  • оценку вклада членов Совета директоров в развитие компании;

Кроме того, рекомендуем увеличить кадровый резерв, предназначенный для включения в состав Совета директоров компаний, разработать положение об участии в каждом Совете директоров независимых директоров, а также усилить внимание за соблюдением гласности в работе Советов директоров.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал https://t.me/magometyandiev