О змеях в культуре и фольклоре русского народа

Роль змея в фольклорном материале подробно разобрана В.Я. Проппом, он наделяет змея образом «поглотителя». Не подлежит сомнению, что Змей и Змеиха в русских сказках, дракон в английских или норвежских сказках, рыба в шотландских сказках и даже джины и пери восточных сказок это образы «поглотителей», пройдя через желудок которых юноша-герой становится мужчиной-воином. В некоторых сказках Змей получает космические или звериные черты, нужные наделённому сверхъестественной силой существу, превращающему героя сказки в богатыря-воина. Он утверждает, что народная сказка никогда не описывает внешний облик змея, а лишь наделяет его теми или иными чертами или качествами, такими как многоголовость , а так же бумажные или огненные крыля. В сказке О Василисе, золотой косе, непокрытой красе, и об Иване Горохе змейвыглядит так: «Конь его вихорь стрелою летит, пламенем пышет; с виду Змей богатырь, а голова змеиная». Роль «поглотителя» ,т.е. главная обрядовая функция обычая инициации, постепенно забывалась, и на смену приходил образ врага всадника, могучего и страшного, который занят грабежом соседних стран или же земли русской.

О змеях в культуре и фольклоре русского народа Мифология, Культура, Традиции, История, Длиннопост

По мнению Рыбакова Б.А. образ змея устойчивый и ясно определимый, наполняющий собой все трипольское искусство. Змеиный узор очень распространен. В раннетрипольское время известно много сосудов и крышек с ушками для завязывания, где около отверстий ушек художник прочерчивает на глине змею, охраняющую завязки, т. е. охраняющую целость содержимого сосуда.На статуэтках такая же пара змей изображалась в области живота, где змеи выступали охранительницами чрева, вынашивающего плод. Трипольские змеи яавляются носителями добра и хранителями всего самого ценного.

Не подлежит сомнению неразрывная связь ужей с водой; ужи гнездятся во влажных, сырых местах, близ ручьев и источников, которые сами по себе были священными. Ужи связаны с дождем – они выползают во время дождя на луга, чем в сознании первобытного земледельца был связан с непонятным механизмом появления дождя. Связь змеи с водой и влагой широко известна в фольклоре и изобразительном искусстве разных эпох и разных народов, потому изображался зачастую на сосудах, чарах для волхования водой. .Змей или ползучий гад (уж) представлялся, очевидно, в какой-то мере посредником между нашим миром и подземным царством, поскольку уходил под землю в нижний мир на зиму и возвращался по весне с приходом тепла, соответственно еще связан и со сменой сезонов, как гуси и лебеди. Интересны названия ужа: «домовик» (русские), «стопанин» – хозяин (болгары), «домакин» (сербы), «гад-господарик» (чехи), «чувар» – страж и «чуваркуча» – охранитель семьи и дома (сербы). Есть много поверий о двух змеях, живущих в одном доме; это – покровители хозяина и хозяйки. Интересной иллюстрацией к этому является глиняная модель дома, близкого к трипольскому (Болгария), где каждое окно охраняется двумя змеями.

О змеях в культуре и фольклоре русского народа Мифология, Культура, Традиции, История, Длиннопост

Широкобыли распространены и змеевики,металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой; служили оберегами от болезней. На Руси змеевики получили широкое распространение в центральной, восточной и северной части. Подтверждением того факта, что змеевики обладали большой важностью среди славянских племён, говорит и то, что найдено немало амулетов, которые имеют в своей основе не только лики языческих и христианских святых и изображения из змей, но и гербы княжеских и боярских родов. Дата их появления довольно расплывчата и неопределённа: появляются они в XI – XII вв (по другим сведениям в X веке), продолжают бытовать вплоть до XVI века. О них я подробнее расскажу в следующем посте.

О змеях в культуре и фольклоре русского народа Мифология, Культура, Традиции, История, Длиннопост

Славянская мифология и сказки

395 постов3.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.

2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.

3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.

4. Уважайте себя и окружающих.