О ТРУФФАЛЬДИНО

...о телевизионной рекламе и особенностях дикции на радио.

Да, в советские поры бытовала такая радиошутка: "У тебя ж опыта больше!" С виду фраза как фраза, но если произнести её вслух — станет понятно, почему как раз вслух произносить её в эфире не рекомендовалось. Впрочем, это 'a propos', к слову.

Ранней весной 1991 года я снимал один из первых своих рекламных роликов. Вернее, сказать — я снимал — это ничего не сказать.

Сначала я написал сценарий ролика, у меня его купил один из первых российских акционерных банков, который существует по сей день, а потом председатель правления спросил: кто это снимет?

Говоря строго, вопрос касался всей комплексной рекламной кампании, которую я предложил. Были там и газетные публикации, и радиоклипы, и телевизионная реклама в хитроумной взаимосвязи... "Кто будет это делать?" — спросил главный банкир. Руководители его рекламной службы (любимая девушка и вчерашний секретарь комсомольской организации банка) потупили взоры, и пришлось мне на прагматический вопрос ответить риторическим: "Кто, если не я?"

Видимо, ответ прозвучал убедительно, потому что председатель правления распорядился дать мне ещё денег и сказал: "Делай!" Вот бы сейчас так...

...а тогда я, сам того не желая, оказался и копирайтером (хотя термина такого в российском обиходе ещё не существовало), и сценаристом, и продюсером в правильном смысле слова, и много ещё кем. В том числе режиссёром, потому что на первые клипы из большого пакета я нанимал полноценные съёмочные группы, а ударный ролик решил снять сам.

Проще всего было найти пару молодых актёров привлекательной наружности, о них отдельная история. Потом, как и раньше, я нанял аппаратуру для съёмок, и при камере — толкового оператора. Вместе с ним на съёмочной площадке неожиданно возник режиссёр Владимир Егорович Воробьёв — тот самый, который снимал знаменитые советские фильмы "Остров погибших кораблей", "Остров сокровищ", "Свадьба Кречинского" и, конечно же, "Труффальдино из Бергамо". Он пришёл просто потусоваться за компанию.

Работали все удивительно спокойно. Я по молодости и глупости не понимал, как мне повезло, но несколько точных замечаний, которые во время съёмок между делом, 'a propos' обронил Владимир Егорович, застряли в моей голове — и до сих пор, уже больше тридцати лет, помогают в работе, связанной и кино и телевидением.

Снимали мы большей частью в оранжерее Таврического сада. Туда, желая повидаться с Воробьёвым и оператором, заглянул популярнейший диктор Ленинградского телевидения Михаил Александрович Быков. Надо сказать, что я никогда не скупился, платил всем от души, да ещё наливал по чуть-чуть, когда видел, что дело делается. А тут налил по-взрослому: больно люди были хорошие, да и съёмки удались.

Как раз благодаря Быкову я и вспомнил эту историю. Но не потому, что ездил на метро, где Михаил Александрович богатым голосом объявлял названия станций (его помнит на слух любой петербуржец — урождённый или понаехавший, но со стажем). Вспомнил, глядя на газетную заметку "Добрый лев и... бал бабочек". По-моему, это ленинградская молодёжная газета "Смена" за 1984 год. Диктор Быков тогда в утреннем обзоре газет с особенным выражением прочёл этот заголовок — и по-настоящему прославился 🙂 "У тебя ж опыта больше..."

А ролик получился вполне достойным, хотя сейчас я сделал бы почти всё иначе. Банковское руководство приняло рекламу на ура: высокопоставленные мужчины с вкраплением женщин собрались в дубовом конференц-зале у председателя правления и какое-то запредельное количество раз гоняли полуминутное видео на кассете VHS (кто такие помнит?). Смысл обращения к аудитории был в том, что деньги надо не хранить в чулках, а вкладывать в акции банка. На экране аппетитная красавица манипулировала с чулками, доходчиво разъясняя эту мысль денежному недотёпе...

...и поэтому председатель правления, которому ролик тоже понравился, запретил показывать его по телевизору. "Слишком эротично", — сказал он.

О ТРУФФАЛЬДИНО История, Культура, Литература, Реклама, СМИ и пресса, Фильмы