О русском мире

После жаркого российского марта все чаще слышишь в Сми рассуждения "Москва-это третий Рим", "Я горд быть русским", "Россия- последний оплот традиционных ценностей" итд По меткому наблюдению З. Прилепина в интервью программы Познер, это не что иное как консервативная обратная волна, в отместку противопложной ей либеральной, чересчур нахлынувшей и захлестнувшей Россию в начале 90-х.


Кажется, большинство интеллектуальных элит начинает разделять давнишнее блоковское убеждение, что "мы не Европа", убеждая и убеждаясь, что у страны есть целый комплекс ценностей, отличных от Запада, который к России настроен по крайней мере не дружелюбно. Эти идеи необходимо отстаивать, не копировать западные социальные,в самом широком смысле этого слова, образцы, придерживаться русской культуры (русской или российской все-таки?), русского уклада жизни, русских традиций итд. Многие идут еще дальше, и в их богатом на фантазии воображении а-ля Дугин появляется образ России, как последнего оплота всего и вся, а тлетворный, пресловутый Запад- извечный враг, пытающийся побороть, уничтожить, развалить, импортировать свои лживые, сбившееся с праведного пути идеи. Такое равное противостояние, продолжение холодной войны.

Какие же ценности в противовес пресловутому "Западу" предлагает русская культура? Не вдаваясь в подробности и не затрагивая частности, несомненно, хотя и прозвучит это парадоксально и с издевкой, признаемся- это эрегированность. Эрегированность в смысле извечная напряженность и напряжение, желание догнать и перегнать. Это, конечно, жесткость, а иногда жестокость и боль. Это ежесекундная готовность физически истребить, защищаясь, даже более сильного и технически развитого соперника. Наконец это потрясающая политическая вертикаль, которая восхитительно уже пять веков эрегирована и только меняет названия, не меняясь по сути.

Вот эту эрегированность или уклад, если хотите, мы с таким беззаветным самопожертвованием и самоотдачей и защищаем и через нее себя и идентифицируем. Ведь, право же говорят, “каждый осознает себя в терминах тех характеристик, которые отличают его от других".