О локализации "Сапсанов" и двухэтажных "Ласточках".
Из беседы с гендиректором Siemens в РФ Александром Либеровым.
— Когда мы увидим первые «Сапсаны», выпущенные на «Уральских локомотивах»?
— Вначале шли разговоры о локализации и по этому контракту, мы рассматривали вопрос совместно с ОАО РЖД.
В итоге было решено производить поезда большей частью в Германии — из-за достаточно коротких сроков поставки и относительно небольшой партии: 13 поездов локализовывать дорого.
Тем не менее это был первый контракт, в отличие от двух предыдущих, в котором фигурировал российский партнер — СП «Уральские локомотивы».
Определенная локализация будет происходить и по этим поездам: это как вопросы сертификации, так и поставки российскими компаниями, например, систем радиосвязи, систем поездной безопасности.
Пуско-наладка также будет происходить по большей части в России.
— При каком объеме заказа локализация «Сапсанов» имеет смысл?
— Ранее мы говорили о 20–30 поездах.
— Какая модель может лечь в основу полностью локализованного высокоскоростного поезда в России?
— Есть наработки на базе «Сапсана».
«Сапсан» сегодня ограничен не скоростными характеристиками, а тем, что в России нет высокоскоростных магистралей.
И когда мы говорим про ВСМ, мы в меньшей степени имеем в виду подвижной состав, хотя это, конечно, очень важно, а в большей — инфраструктуру.
Это электрификация, железнодорожное полотно, системы сигнальной техники, управления скоростным движением — то есть как раз то, чего еще нет в России...
— Как нужно доработать «Сапсан» для того, чтобы он мог эксплуатироваться на ВСМ?
Или вообще не нужно?
— Наши двухсистемные поезда уже сегодня могут развивать скорость 330 км/час, что вполне достаточно для высокоскоростной магистрали.
— То есть если будет заказ в рамках ВСМ, то локализация «Сапсана» произойдет в любом случае?
— А вы знаете, сколько будет заказано «Сапсанов» для ВСМ?
— Пока нет.
— Вот поэтому я и думаю, что нужно сначала понять вопрос объема.
Если мы говорим про 30 поездов и более, это одна ситуация, если про использование уже имеющегося парка «Сапсанов» и какого-то дозаказа — другая.
— Если говорить о возможной локализации сигнальной техники, технологии укладки полотна и так далее, в какой степени Siemens готов передать эти технологии?
— Мы готовы рассматривать этот вопрос.
В зависимости от экономики проекта, от того, о каких суммах мы говорим, будет это один проект или сразу несколько, возможно ли масштабирование технологии в России.
Я надеюсь, что все-таки мы говорим не про один проект ВСМ.
Я знаю, что обсуждаются разные направления, читал в СМИ даже про проект Москва—Минск и далее до Гамбурга…
Можете ли вы оценить рынок «Ласточек» на ближайшие, допустим, пять лет?
— «Ласточки» — очень успешный проект «Уральских локомотивов» и ОАО РЖД.
Мы уже поставили более 200 поездов в рамках этого контракта, и 130 из них произведены в России.
Первые поезда для Олимпиады были поставлены из Германии в силу вопроса сроков, но сегодня «Ласточки» локализованы более чем на 80%.
Это сейчас один из ключевых продуктов и уж точно самый имиджевый продукт для «Уральских локомотивов».
— Каковы перспективы двухэтажного поезда?
— В марте 2019 года «Уральские локомотивы» и ОАО РЖД подписали соглашение о возможности производства поездов двухуровневой компоновки.
Здесь у Siemens есть технологии — например, известный двухэтажный поезд RRX в Германии, который мы создали и выпускаем.
Новый поезд для РФ должен быть полностью разработан и поставлен в рамках СП.
Это должен быть такой же российский поезд (как «Ласточка»), с использованием немецкой технологии.
Мы выполняем расчеты и ведем переговоры с ОАО РЖД по экономической целесообразности, по требованиям к поезду, чтобы сделать коммерческое предложение.
То есть сейчас стадия технического задания.
Для справки - презентация электропоезда Rhein-Ruhr-Express (RRX) состоялась 12 июля 2017 г. в испытательном центре Siemens.Поезда RRX, рассчитанные на скорость 160 км/ч, — это разработка, основанная на платформе Desiro.
Каждый поезд длиной 105 м включает два одноэтажных концевых вагона с кабинами управления и два промежуточных двухэтажных вагона.
В эксплуатации используются сдвоенные поезда с 800 местами для сидения.
— Какая ниша у этого поезда? Он будет конкурировать с «Ласточками»?
— Я бы не сказал, потому что это все-таки другой поезд, там могут быть, например, спальные вагоны.
Этот двухэтажный поезд будет, скорее всего, использоваться на дальних расстояниях.
— О каких объемах поставок может идти речь?
— Мы рассчитываем более чем на 1 тыс. вагонов, чтобы было целесообразно локализовать поезд полностью.
Конкретные цифры — это уже предмет коммерческих переговоров с ОАО РЖД. Но мы видим рыночные перспективы для этого поезда, он интересен.
— Собирается ли Siemens приобретать какие-либо активы в российском железнодорожном машиностроении?
— Пока, честно говоря, речь больше идет о загрузке нашего СП.
Контракт на поставку «Ласточек» истекает в 2022 году, и задачей является загрузить предприятие новыми заказами.
Это и создание нового локомотива: подписан первый контракт на поставку 22 локомотивов 2ЭС7, это и локомотивы 2ЭС10, и 2ЭС6 (производства группы «Синара»).
Поэтому нет смысла покупать новые активы.
— На МЦД, где будут курсировать «Иволги», вы не конкурировали за заказ с «Трансмашхолдингом»?
— Мы не подавали заявку на первый тендер, там были неподходящие условия.
Второй тендер не был объявлен.
В октябре 2018 года Александр Либеров возглавил подразделение концерна в России, сменив проработавшего на этой должности 12 лет Дитриха Мёллера.
Доктор Мёллер ушел в отставку на волне скандала с перепоставкой турбин Siemens в Крым, что стало причиной введения санкций ЕС и США против ряда российских чиновников и компаний.
Железная дорога
3.7K постов6.4K подписчика