О грамоте

«Медведя можно научить ездить на велосипеде, но будет ли медведю от этого польза и удовольствие?»


АиБС «Волны гасят ветер».


Кто владеет информацией – владеет ситуацией.


Этот афоризм является перифразом более краткого и категоричного, но менее ясного «Знание – сила». Это было известно с древности, но в древние времена знания о мире были куцыми и фрагментарными, и обучение сводилось скорее к формированию навыков и умений, что куда актуальнее для выживания и даже, иногда, процветания. Умение передавать знания было востребовано, учителей же, однако, уже не уважали – афиняне презирали всякий наемный труд.


Сначала немножко нудного:


В Древней Греции уже к V веку до нашей эры не было неграмотных свободных афинян.


Примерно в это же время в Древнем Китае Конфуций организовал реформу образования, сделав его доступным (школы же для знати в Китае существовали с 3 тысячелетия до нашей эры, как и в Индии).


В Древнем Риме общественные школы известны с III века до нашей эры.


В Европе, точнее, в Англии, бесплатные школы организовал Эдуард VI в 16 веке. Зачем это было ему надо – не скажу, не знаю, но спустя не очень большое (в историческом масштабе) время случилась Английская революция. Несколько веков Великобритания оставалась центром мировых политики, технологии, культуры. Во Франции аналогичные проекты запустил Наполеон.


В Германии образование было еще и обязательным начиная с указа Фридриха I от 1717 года.


К концу XIX доступное образование завоевало право на жизнь и в России, когда в Германии начальное обучение уже стало бесплатным. Тотальным образование в России стало после великой социалистической октябрьской заварушки, когда коммунистическое правительство поняло, что крестьяне с вилами Россию от врага защитить не смогут.


Как только правительство обнаруживало, что есть нужда в массовом технологическом развитии, прорыве, оказывалось выгодным бесплатно выдать народу высокую ценность обучения. Состав знаний, соответственно, формировался текущими потребностями. В последние века потребности были технологическими – надо было строить заводы, мосты, корабли, паровозы, самолеты, ракеты… Познание себя, умение быть счастливым, в расчет не принималось и не принимается. Государство этих капризов не оплачивает. Древние греки различали семь видов любви, в большинстве же современных языков эти виды смешались в одно слово, отчего многие путают любовь к жене с любовью к Родине или к пиву, в лучшем случае – к Пушкину или игре на гитаре.


Россия начала образовательный прорыв позже других стран, так как позже них смогла избавиться от тормозящего влияния религии, всегда конфликтовавшей с наукой. И, как водится, опираясь на плечи гигантов, в короткие сроки создала технологически развитый Советский Союз. Сейчас примерно тот же процесс мы можем наблюдать в Китае.


Однако в эпоху застоя случилось перепроизводство инженеров, ученых и вообще образованных людей. Преподаватели продолжали по инерции учить, ученики и студенты продолжали по инерции учиться, но девать свои знания им было уже некуда – государство перестало нуждаться в развитии науки и техники. Образование перестало быть ценностью, а успехи в труде определялись способностью угодить начальству.


Система образования закономерно рухнула вместе с системой политической. Те, кто сейчас кричит о кризисе образования, опоздали примерно так лет на 25 и уподобляются паникерам, бегающим по руинам с воплями, что все обветшало и вот-вот сломается.


Хотя, с другой стороны, принципиально ничего не изменилось – народ по-прежнему получает то образование, которое оплачивается правительством. Правительству же больше не нужны инженеры и творцы, ему нужны потребители (почему я не пишу «государство» – отдельный вопрос). А для способности потреблять достаточно умения читать и немножко считать, писать же совсем не обязательно.


Не поленюсь привести опрос из одной социальной сети:


Какое написание корректно?


Выберите вариант


Врятли  594  3.3%

Вообщем  864  4.8%

День Рождение  533  3%

Одеть куртку  1 295  7.2%

Придти  2 072  11.5%

Извени  210  1.2%

Симпотичный  1 579  8.8%

Кетцалькоатль  10 833  60.3%


Проголосовало 17 980 человек.


То есть как минимум 40% людей не умеют грамотно писать на родном языке. На самом-то деле неграмотных куда больше, здесь не проверяется пунктуация, к примеру, и опрос проводился в интернете, то есть среди людей, активно пользующихся компьютером. Но и так результат показателен.


Всеобщее образование больше не является тем образованием, которое ведет к успеху в индивидуальном понимании. Оно дает навыки, необходимые (но не достаточные) для успеха в понимании массовом – способности усердно потреблять. В головы народа старательно вбивается иллюзия, что усердное потребление – это и есть успех.


Разумеется, ценность знаний никуда не делась, они всего лишь перестали быть доступны всем и каждому. С одной стороны, это пусть не формально, но фактически противоречит конституционному праву на образование, ибо можно ли имеющееся в России на сегодня образование называть этим гордым словом? Впрочем, право-то тоже никуда не делось, любой человек теоретически имеет возможность отправить своего ребенка обучаться в цивилизованную страну, или, по крайней мере, в дорогую элитную школу (у отечественного высшего образования – свои проблемы). Но фактически хорошее образование стало привилегией обеспеченного класса, которого, как известно, в России мало, и к которому, понятно, относятся правители. Это логично: зачем же давать черни возможность конкуренции со своими отпрысками в способности контролировать ситуацию?


Ситуация усугубляется еще и законодательным прессингом интернета, где любознательный и усердный человек может (пока еще) получить знания частным порядком.


С одной стороны, все это грустно. С другой стороны – совершенно справедливо. Знания – ценность, образование – привилегия. Хочешь иметь – приложи усилия. Если у человека есть ресурсы, либо в виде родительских денег, либо в виде собственных любознательности и настойчивости – все пути ему открыты. Если же он беден, глуп и ленив, то к чему заставлять его насиловать свой мозг?


Известно высказывание преподавательницы права, поставившей положительную отметку ничего не знающему студенту:


«Чем хуже вы учитесь, тем меньше у меня конкурентов».


Вам нужны конкуренты вам и вашим детям?


И, конечно, очень удобно по первым словам или строкам понимать уровень собеседника.


Две иллюстрации:


Олжас Сулейманов:


"Я пролистал два тома "Истории Казахстана XIX века в документах, и не нашлось в архивах иных документов, кроме тысячи жалоб, доносов, кляуз, клеветнических заявлений больших и малых правителей степи".


Не могу удержаться от намека на миллионы доносов, написанных приобщенным к грамотности населением СССР.


И, в заключение, высказывание венского министра внутренних дел графа Пергена от 1793 года:


«Социальным классам, нуждающимся в элементарном образовании, прививают такие понятия о человеческих правах, которые эти классы воспринять не в состоянии, в результате чего в людских головах воцаряется сумбур и ничего больше. Образованность социальных низов должна соответствовать социальному положению. Простому человеку знаний следует давать ровно столько, сколько необходимо ему для работы, и тогда для своей сферы он будет достаточно просвещен. Это будет приятно ему и выгодно государству. Если дать ему больше, то ум его охватит расстройство, он предастся бессмысленным рассуждениям, захочет в сферы повыше, чем и обречет себя на несчастье и станет опасным для государства. Возвышенные познания пригодны лишь тем, кто в силу своего социального положения призван руководить другими".


Так что с образованием у нас все в порядке – так, как и должно быть.