О домашних стадионах
Исключительно для любителей длиннобуквенных текстов и рукодельцев.
У моих детей всегда были домашние стадионы. Я их делал везде, куда бы мы не переезжали.
Делать их приходилось из того, что попадалось в поле зрения советского ракетного инженера: водопроводные трубы (каркас), черенки для лопат (шведские стенки и лесенки), бельевые веревки (канаты) и другие диковинные штуки. Старый стол, диван - все шло в дело.
За этими стадионами есть определенная философия - и в расположении, и самих аттракционах. Они действительно развивают, я мог проследить динамику по ровесникам своих детей, она была очень заметной. развивают не только физически, но, как ни удивительно, и творчески.
Основоположником идеи домашних стадионов считается Борис Николаевич Никитин, мне повезло быть на его лекции в Новосибирске в середине 80-х, он глубоко обосновывал эти стадионы. Он же - автор множества развивающих игрушек, в свое время феномен семьи Никитиных был очень известен.
На этом фото - моя дочь (около 4.5 лет на тот момент) поднимается по треугольной лестнице в гамак.
Борис Николаевич объяснял - треугольные лестницы обязательно должны быть первым элементом домашнего стадиона, это пропуск-экзамен к более сложным элементам. Двумя концами она должна быть закреплена наверху и одним - внизу. В нижней части лестница неустойчива, норовит скинуть ребёнка. Чтобы её одолеть, нужно научиться держать равновесие и натренировать руки - крепко держаться за перекладины.
С нижнего уровня падать небольно, зато с каждой освоенной перекладинкой лестница становица устойчивее, а окрепшие руки уже надёжно держатся за неё. Через несколько дней ребёнок уверенно долезает до верха и с восторгом смотрит на мир с новой точки.
Одна из главных идей - развитие одного из основных рефлексов ребенка - хватательного. Уже младенец 1-2 недель цепко хватает пальцы, если их подсунуть ему в ладошки. Это, очевидно, нам осталось от обезьяньих предков - мартышкочадо цеплялось за шерсть мартышкомамы, пока она скакала по пальмам.
Чтобы удержаться, младенец напрягает не только мышцы пальцев, но и рук, а если потянуть сильнее - то вы заметите, как будут напряжены все мышцы тела, отличная гимнастика, вместо того, чтобы лежать и таращиться в потолок!
И колоссальная работа мозга!
Борис Николаевич на той лекции говорил, запеленать младенцев - значит лишать их свободы. Подтягивая же младенцев на пальцах, мы даем им возможность реализовать желание трудиться, а значит - творить. Так оно и вышло, могу сказать по своему опыту и опыту своих детей (об этом позже!).
Кроме того, лазая по стадиону, мы даем им возможность принимать решения самостоятельно, а еще - они открывают для себя третье измерение, высоту - ведь "обычный" ребенок передвигается исключительно по полу.
Когда Борис Николаевич сам был молодой папа, он предположил - постоянное стимулирование хватательного рефлекса влечет развитие соседних нервных центров в мозге, и дальше - лавинообразно, всего мозга. На своих лекциях он показывал, слайды, как на каждой руке у него висели по ребенку - они держались за его пальцы.
Позже я так носил своих детей - например, с этажа на этаж в студенческом общежитии, где мы жили. Я не боялся, что они упадут - у них были веселые мордашки, а по опыту уже я знал, что если кто-то из них начнет уставать - хватка слегка ослабнет, личико будет напряжено, я это почувствую и обязательно увижу, и поставлю их на ноги.
И они, кстати, тоже это знали - поэтому смело повисали, как только я им подставлял пальцы.
На этом фото сын (на тот момент ему около 2.5 лет) перелезает на лестницу с двухярусной койки - на которую, к слову, они так же забирались сами.
Суть домашнего стадиона в том, чтобы с одного аттракциона можно было перелезть на 2-3 соседних, т.е., имитация дерева. Это развивает комбинаторное и пространственное мышление. Второй важный момент - надо все регулярно перевешивать, чтобы детям не наскучил один и тот же маршрут. Для этого конструкция должна изначатльно иметь возможность "перемены слагаемых".
Как это делалось.
Канаты я плел за один вечер из бельевых веревок, поглядывая телевизор; кольца - вырезал из многослойной фанеры (ее покупал в магазинах "Умелые руки", это были бракованные сиденья табуреточного производства), но сейчас их можно купить. Какие-то узлы выклеивал из эпоксидной смолы, что-то выпиливал из железок.
Гамак и горка - шьются из дешевых тканей, в советские времена неразбежаться было по выбору, помню, что покупали что-то совсем дрековое. шведскую стенку я делал из черенков для лопат. и т.д.;))
Был период, когда я делал стадионы по заказам - много. Всегда все зависело от родителей, от приоритета их внимания. Иногда, даже в очень маленьких комнатках удавалось сделать потрясающие джунгли. Мои стадионы были лучше тех, которые начали появляться в магазинах, кроме того, я их делал с учетом "географии" конкретной комнаты.
Сейчас любые все деревяшки-железки и, - особенно! - инструменты продаются на строительных рынках, и стоит вменяемых денег. При наличии рук это дело пары уикендов, а удовольствия - на все детство. Мои до сих пор вспоминают.
Если у вас ребенок один, то ему может быть скучно по ним лазить, элемент новизны может возникнуть если регулярно менять положение аттракционов. Самое главное, должен быть мотив лезть в верх. У меня для этого был гамак - они там с удовольствием сидели, читали книги, играли в свои игры. Еще на одном из шкафов я сделал домик - туда был переход из гамака. Самое главное - приглашайте соседских детей, они с удовольствием начинают лазить, а с ними и ваш ребенок непременно полезет.
Когда я приходил домой с работы, дома творилась заставка из передачи "В мире животных" - дети лазили, вертелись на кольцах, свисали во всех возможных позах отовсюду - их набивалось со всего двора иногда до 10 человечков. В нашу однушку, к слову сказать.
Чуть позже за тканевой горкой появилась шведская стенка, на ночь откидывалась к полу и превращалась в кровать. На шкафу слева - домик, сбоку видна лесница, справа от точки фотографа висят кольца, которые регулярно менялись на трапецию или качели.
Как это сказывалось на развитии детей.
Лучше всего это было заметно по сыну - в течении недели у нас в блоке (крыло студенческой общаги) родились 4 мальчика - все здоровые, с нормальным весом, ростом и всем, что полагается быть. Сын значительно опережал их - раньше стал ходить, говорить, фразы были заметно сложнее. Лазить он научился раньше, чем ходить, я пытался его оторвать от лестницы - он хохотал, но не "отрывался".
И, скорее всего, речь идет не об опережающем развитии, а, как раз, наоборот, нормальном. А общепринятое нормальное - это, как раз, опаздывающее к оптимальному графику.
Никто ни разу не падал, не помню каких-то серьезных ушибов.
Лазили они по стадиону лет до 7-10, потом интересы стали другие, да и в домиках-гамаках перестали помещаться.
Стадионы заменяют нашим детям исчезнувшие дворы и прочие джунгли. Мы-то лазили по всем деревьям, играли в войнушки, прятки и догонялки, у нынешних ничего этого нет, кроме айпадов и стерильных горок в некоторых особопродвинутых дворах.
До сих пор добрым словом вспоминаю Бориса Николаевича Никитина и его семью - и за его опыт, и за его книги, по которым я делал развивающие игрушки (отдельная большая тема - поищите в гуглах!) и, конечно же, за идею и идеологию домашних стадионов.
Так что, папы, берите инструмент, отложите боулинги, сделайте своим детям детство.
А мамам моя рекомендация - не бойтесь за ребенка. Ваш страх будет мешать ему сосредоточиться, пусть лезет, получает шишки - это наш важный детский опыт, который поможет нам во взрослой жизни.
У любой живности есть критические периоды в развитии, за которые они должны обрести необходимые навыки, позже они будут даваться ему значительно труднее или не будут освоены вовсе.
Навыки, которые получает ребенок - с младенческого возраста - на таких стадионах - важнейшие, они будут полезны всю его жизнь.
Если зайдёт - будет ещё продолжение.
Рукодельники
56.2K постов59.2K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.
0. Соблюдайте основные правила Пикабу.
1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).
Запрещены:
-ссылки рекламного характера/спам;
-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;
-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.
(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).
При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных) ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «услуга», «купить», «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.
3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).
4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом виде.
Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом» или «Рукоделие без процесса».
5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.
Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.
6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.
За неоднократные нарушения автор получает бан.
Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.