О Бабе Яге, ее помощниках и избушке на курьих ножках

Образ Бабы-Яги принадлежит сразу двум мирам, миру мёртвых и миру живых. В древности прах умерших хоронили в домовинах(миниатюрная изба), расположенных на высоких пнях(столпах) у которых зачастую виднелись корни, напоминающие куриные ноги. Баркова А.Л. считала, что нахождение избушки на курьих ножках в лесу символизировало её нахождение в загробном мире. В.Я. Пропп говорил о лесе следующее : "Лес окружает иное царство, дорога в иной мир ведет сквозь лес". Более того данный факт зачастую фигурирует в народном фольклоре. Как отмечал в свое время Д.Д. Фрэзер, люди первобытной культуры верят, что "духи их предков живут в густом лесу".

Помощниками Бабы-яги выступают гуси-лебеди, которые в свою очередь символизируют ход времени, прилет и улет этих птиц совпадает со сменой сезонов. Считалось, что они приносят и уносят солнце из нашего мира в нижний. Привески в виде гуся и лебедя доживают в славянской традиции до XII в. А. В. Чернецов отмечает, что “образы двух птиц наряду с растительным декором (чаще всего по сторонам деревца) — это традиционная в древнерусском искусстве идеограмма рая (ирия). Это связано с дохристианским представлением о том, что ирий — место, куда улетают птицы”. Чарки, охлупни изб и т.д. в форме утки-лебедя, неся свою обрядовую и смысловую нагрузку сохранились на Русском Севере вплоть до рубежа XIX- XX веков.

Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора Проппу В.Я. выделяются три вида Бабы-яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; воительница.

По некоторым представлениям, Баба-яга хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства». По этой версии, Баба-яга — это проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых. Да и избушка ее поворачивается к лесу то задом то передом именно по этой же причине.

По текстам сказок можно усмотреть и обрядовый смысл действий героя, попадающего к Бабе-яге. В. Я. Пропп обращает внимание на очень важную, деталь. После узнавания героя по запаху она топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое» угощение, как бы становясь и живым и мертвым одновременно, а после всего этого герой получает всякого рода волшебных помощников и предметы, для одоления злодея от Бабы Яги.

В большинстве сказок Яга дарительницы чудесного предмета, либо дает мудрый совет-наставление, как вести себя в предстоящих тяжелых испытаниях, либо выступает одновременно и дарительницей и советчицей. В сказке «Василиса Прекрасная» дарение является уже не способом помочь, а наградой за выполнение трудных задач.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след метлой. В египетской «Книге мертвых» описывается суд Озириса, во время которого на одну чашу клали сердце умершего, «на другую – перо богини Маат» . Если сердце перевешивало перо, то покойный считался грешником. В этом случае ему выносили обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось «на съедение богине Амт(Аммат)», как и Баба яга съедала тех, кто не прошел испытание или чем то ее разгневал.

Баба-яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть» герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной натуры. В. Аникин в книге «Русская сказка» про негативное отношение к ней писал, "такое отношение к Яге появилось на стадии сокрушения патриархальных понятий, в эпоху утверждения патриархального строя" В результате прежде почтительное отношение к Яге сохранилось лишь в образе дарительницы.

О Бабе Яге, ее помощниках и избушке на курьих ножках Мифология, Культура, Традиции, История, Длиннопост

Славянская мифология и сказки

396 постов3.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.

2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.

3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.

4. Уважайте себя и окружающих.