9

Низший пилотаж менеджмента, или что вас ждет, если согласитесь стать руководителем

Ура, меня повысили!
Ожидание:

Низший пилотаж менеджмента, или что вас ждет, если согласитесь стать руководителем Трудовые отношения, Начальство, Руководство, Длиннопост

Реальность:

Низший пилотаж менеджмента, или что вас ждет, если согласитесь стать руководителем Трудовые отношения, Начальство, Руководство, Длиннопост

Напишу про свойопыт работы руководителем низшего звена, он же бригадир, или руководитель группы. Многие вещи окажутся явно не такими, какими видятся с позиции специалиста, я и надеюсь мой опыт будет полезен тем, перед кем светит перспектива подобного повышения.

Лично моя сфера – созидательный умственный труд с применением высшего образования по назначению, но, подозреваю, организовано везде всё примерно одинаково.

Итак, в профессиональном развитии каждого специалиста наступает момент, когда вы явно перерастаете должность исполнителя, и, волею коммерческой целесообразности, вам предлагают взять под руководство небольшое число (2-4) менее опытных сотрудников. И вы конечно же соглашаетесь не думая, ведь это новая вершина, да и прибавка к зарплате вполне ощутимая, что тут думать? Но впереди вас ждет рабочий процесс, сильно отличающийся от прежнего.

Разнообразие процесса

При небольшом количестве подчиненных, или при их высокой квалификации, у вас будет возможность часть времени (30-50%) работать как специалист. И так как задачи нарезаете уже вы, самое интересное можно оставить лично себе :)) Но тут конечно надо знать меру, зачастую такие задачи есть смысл отдать подчиненному «на вырост», или просто чтоб не скучал.
С другой стороны, иногда упорядочивание хаоса входящих задач и всякие «случайные события» становятся основным занятием в течении дня, и не получается сосредоточиться на чем-то одном. К этому добавляется великоватый поток информации в единицу времени. Но, если раньше бывало скучновато от однообразия работы, то теперь всё точно изменится.

Человек – плохой компьютер, или всё подряд инструкциями не опишешь

Можно написать инструкцию буквально по шагам, как программу для компьютера, но человек может воспринимать ограниченное количество информации, да и то с «ошибками чтения».

Поэтому сотрудник должен понимать, что и зачем он делает. При наличии такого понимания цель достигнута с достаточным уровнем качества, даже если чтото будет сделано не так как изначально задумано.

Обратная ситуация – работник не вникает в смысл задачи, а работает чисто технически («обезьяна»). Порой, «технические» навыки бывают на приемлемом уровне, но человек не может (или не хочет) отличить ответственные этапы от второстепенных, в результате ошибается в совершенно неожиданных местах. Почему-то с такими кадрами магическим образом начинает работать закон Мерфи.

Наверное, подробными инструкциями можно только заставить человека камни таскать, или на конвейере гайки крутить, но добиться результата в какой-то более сложной деятельности без понимания сути процессов я не представляю как.

Так что, инструкции/регламенты – максимально простые и короткие, а разумная инициатива и понимание своего дела - наше всё.

Косячит подчиненный – виноват ты

На этом вроде бы несправедливом принципе и основана вся организация. Понятно дело, что если вы доверили человеку задачу явно несоответствующую его квалификации, и он ожидаемо её запорол, то виноват тут только тот, кто дал задачу. Но иногда люди лажают там, где вроде бы уже не должны лажать, причем совершенно случайным образом, а виноваты в этом будете всё равно будете вы. Помогает налаженная система проверок, но не всегда. Боюсь, с этим фактом можно только смириться.

Очереди за забором нет

Действительно нет. Толковый вчерашний студент с желанием учиться – ценный кадр, середнячок – можно искать месяцами, а самостоятельный ведущий специалист на свободном рынке труда уже почти не встречается, и появляется путем переманивания из других компаний или выращивания своими силами.

Следствие – работники начиная от среднего уровня имеют возможность диктовать свои условия даже не совсем соответствуя по квалификации, а у вас как у руководителя практически отсутствуют негативные механизмы воздействия на подчиненных. Кроме каких-то совсем дурных залетов, благо такое случается в единичных случаях.

Работники будут «щупать» границы дозволенного.

Так иногда будут делать даже вполне порядочные люди, или ваши хорошие знакомые. В моем случае это происходило в максимально мягкой форме, и хватило вежливо напомнить им, какое качество работы я от них ожидаю и что они вполне способы его обеспечить. Но мои сотрудники вполне адекватные и приличные люди. Попадись вместо них какие-то дерзкие баламуты или подлые карьеристы я, честно говоря, не знаю, как бы справился.

Иногда «правильного» решения просто не существует.

В отличии от специалиста, на должности руководителя вы запросто можете попасть в ситуацию, когда просто нет опции сделать всё «как надо», и вам предстоит выбор между «плохо» и «очень плохо». Увы, перфекционизм здесь приходится задвинуть подальше, а каждое решение нужно продумывать на максимальное число шагов вперед. Что занимает заметное количество времени и внимания.

Ваша хорошая работа воспринимаются как должное, а ошибки видны сразу и в полный рост.

Выглядит это так – если вы очень стараетесь, то получается просто «нормально». Всё работает, как будто так было всегда. Но цену вашей ошибки – смело умножайте на количество подчиненных.

От административной работы тупеешь

Заметное количество времени начинает занимать бумажная работа разной степени полезности (а к этому добавляйте дублирование бумажного и электронного документооборота), планирование, да и просто всякие переписки/совещания/написание заданий. И всё это никак не развивает вас как специалиста. А если вы стоите на месте – значит деградируете.

Лично я очень не хочу превратиться в персонажа анекдота «рот закрыл – рабочее место убрал», и поэтому беру дополнительную работу только ради поддержания навыков специалиста. Финансы здесь уже не так важны.

По итогу

Честно говоря, я никогда не испытывал потребности кем-то покомандовать, и скучаю по работе специалистом, когда отвечал только за себя. Но «порядок бьет класс», и организованная группа людей достигает большего результата, чем такое число гордых одиночек. В этом я и вижу положительный эффект от своей деятельности.

Буду рад увидеть взгляд со стороны или узнать ваш опыт.