Нерассказанная история ИИ: Чарльз Бэббидж и "Турок"

Нерассказанная история ИИ: Чарльз Бэббидж и "Турок" Искусственный интеллект, Турки, Чарльз Бэббидж, Вольфганг фон Кемпелен, Шахматы, Длиннопост

Знаменитый инженер 19-го века, возможно, был вдохновлен и ранним примером искусственного интеллекта и обмана.

Историю ИИ часто рассказывают, как историю о том, что машины со временем становятся умнее. Что теряется в этих историях, так это человеческий фактор в повествовании, то, как интеллектуальные машины конструируются, обучаются и приводятся в действие человеческим разумом и телом.

В этой серии из шести частей мы исследуем историю человеческого ИИ - как новаторы, мыслители, работники, а иногда и торгаши создавали алгоритмы, которые могут воспроизводить человеческое мышление и поведение (или, по крайней мере, казаться таковыми). Хотя идея суперинтеллектуальных компьютеров, которые не нуждаются в человеческом вмешательстве, может быть увлекательной, реальная история интеллектуальных машин показывает, что наш ИИ так же хорош, как и мы.

Часть 1. Чарльз Бэббидж и турок


В 1770 году при дворе австрийской императрицы Марии Терезии был изобретатель по имени Вольфганг фон Кемпелен который представил шахматную машину. «Турок», так называл свое изобретение Кемпелен, это был автомат в натуральную величину, вырезанным из кленового дерева, одетый в османскую мантию, сидящий за деревянным столом с шахматной доской перед собой.


Кемпелен утверждал, что машина может победить любого члена королевского двора, и один из советников Марии Терезии принял вызов. Кемпелен открыл двери шкафа, чтобы показать механизм, который был похож на часовой механизм, - состоящий из сложной сети рычагов и шестеренок, - а затем вставил ключ в машину и завел его. Автомат ожил, подняв деревянную руку, чтобы переместить первую шахматную фигуру. В течение 30 минут он смог победить советника.


Турок стал сенсацией. В течение следующего десятилетия Кемпелен совершил поездку со своей шахматной машиной по всей Европе, одерживая победы над самыми грозными умами того времени, включая Бенджамина Франклина и Фридриха Великого. После смерти фон Кемпелена в 1804 году турок был приобретен Иоганном Непомуком Майелзелем, немецким студентом и изготовителем инструментов, который продолжил кругосветное путешествие.


Одним человеком, которому была предоставлена возможность увидеть машину вблизи, был Чарльз Бэббидж, знаменитый британский инженер и математик. В 1819 году Бэббидж дважды сыграл с автоматом и проиграл оба матча. По словам Тома Стэндэджа, который написал обширную историю «Турка», Бэббидж подозревал, что автомат был не «умным», а просто вымышленным обманом, скрывающим человека, который каким-то образом контролировал движения «Турка» изнутри.

Нерассказанная история ИИ: Чарльз Бэббидж и "Турок" Искусственный интеллект, Турки, Чарльз Бэббидж, Вольфганг фон Кемпелен, Шахматы, Длиннопост

Бэббидж был прав. Реальность часового механизма «Турка» заключалась в следующем: Кемпелен и Мельзель наняли шахматных мастеров, чтобы они прятались в столе за часовым механизмом. Шахматный мастер мог наблюдать за тем, что происходило на шахматной доске выше, с помощью магнитов, которые обеспечивали зеркальное отображение доски под столом.


Чтобы двигать руку «Турка», скрытый игрок использовал пантограф - систему шкивов, которая синхронизировала движения его руки с деревянным «Турком. В камере, в которой сидел мастер по шахматам, было несколько скользящих панелей и кресло-качалка, которое двигалось по смазанным рельсам, позволяя ему скользить взад-вперед, когда Мельзель открывал «Турка» для демонстрации внутренних механизмом «Турка».


В то время как Бэббидж предполагал такую хитрость, он не нашел времени, чтобы написать разоблачение, как некоторые из его современников. Но его встреча с турком, проникла глубоко в его сознание в последующие годы.

Нерассказанная история ИИ: Чарльз Бэббидж и "Турок" Искусственный интеллект, Турки, Чарльз Бэббидж, Вольфганг фон Кемпелен, Шахматы, Длиннопост

Чарльз Бэббидж разработал «Разностный двигатель № 2» в период между 1847 и 1849 годами, но он не был построен при его жизни. Музей науки в Лондоне в 1999 году собрал версию «Механизма различий № 2» к двухсотлетию со дня рождения Бэббиджа.


Вскоре после этого он начал работу над проектом автоматического механического калькулятора под названием «Механизм различия», который он хотел использовать для создания безошибочных таблиц логарифмов. Его первая конструкция для этой машины, которая весила бы около 4 тонн, требовала около 25 000 металлических деталей. Но он отказался от проекта в 1830-х годах, чтобы начать работу над еще более сложным аппаратом, называемым аналитическим двигателем. Эта машина имела «хранилище» и «мельницу», которые функционировали как память и процессор, а также способность интерпретировать инструкции программирования с помощью перфокарт.


Бэббидж первоначально предполагал, что Аналитический Механизм будет функционировать как обновленная версия Механизма Различий. Но его сотрудник, Ада Лавлейс, понял, что программируемость движка дала ему универсальную функциональность. Она заявила, что машина породит совершенно новый тип «поэтической науки», посредством которого математики будут учить машину, как выполнять задачи, программируя их. Она даже предсказала, что таким образом машина сможет составлять «сложные и научные музыкальные произведения».

Нерассказанная история ИИ: Чарльз Бэббидж и "Турок" Искусственный интеллект, Турки, Чарльз Бэббидж, Вольфганг фон Кемпелен, Шахматы, Длиннопост

Ада Ловелас и Чарльз Бэббидж.


В конечном итоге Бэббидж разделял видение Лавлэса и представлял себе изменяющий мир, который бы предлагал потенциал универсальной машины, которая может сделать гораздо больше, чем просто провести вычисление. Что характерно, его разум вернулся к встрече с «Турком». В 1864 году он написал в своем дневнике о своем желании использовать «механическое записи» для решения совершенно нового рода задач. «После долгих размышлений я выбрал для своего теста устройство, способное успешно играть в игру с чисто интеллектуальными навыками, такими как… шахматы».


Хотя между «Турком» и двигателем Бэббиджа нет никакой технологической связи, возможность искусственного интеллекта, воплощенная в обмане фон Кемпелена, похоже, вдохновила Бэббиджа думать о машинах совершенно по-новому. Как позже сэр Дэвид Брюстер написал сотруднику Babbage: «Те автоматические игрушки, которые когда-то развлекали вульгарных людей, теперь используются для расширения власти и развития цивилизации нашего вида».


Встреча Бэббиджа с «Турком» в самом начале компьютерной истории служит напоминанием о том, что ажиотаж и инновации иногда идут рука об руку. Тем не менее, он также преподает еще один урок: интеллект, приписываемый машинам, почти всегда полагается на то, чтобы сделать умение человека незаметными.


Это первый выпуск серии из шести частей, рассказывающей о широко известной истории ИИ.


Источник