Непонятый гений Лукаса

Наверное, я не открою тайны для многих из вас, что сага Звездные войны - это антивоенное кино. История эта довольно известная, но забавная. Так как буквально описывается мемом про сойжека и гигачада: соевого режиссера Лукаса базированные зрители-гигачады поняли диаметрально противоположно. Как так вышло? А для этого нужно окунуться в атмосферу 70-х.

Непонятый гений Лукаса Обзор фильмов, Голливуд, Идея, Джордж Лукас, Star Wars, Длиннопост

В каждом произведении важно место и время. Автор, пишущий сценарий или снимающий фильм делает это в определенном месте, в определенное время и это закладывает определенный набор идей в его творчество.

Джордж Лукас, обучавшийся в 1960-е в киношколе Университета Южной Калифорнии попросту не мог не получить там инъекцию активной гражданской позиции и лево-либеральных взглядов. Все же Калифорния всегда была обителью “прогрессивных” взглядов. При всем при этом Лукас был патриотом. Он хотел служить в армии и даже пытался поступить на службу в 1967 году, но его не взяли из-за обнаруженных болезней. Возможно, пройди он военную службу и всей этой истории не было.

70-е для США это период тяжелого похмелья после бурного роста 50-х, угрозы ядерной войны 60-х и тягот войны во Вьетнаме начала 70-х. Общество в глубоком кризисе, преступность бьет рекорды, социальные проблемы лезут в лицо, а люди потеряли ориентиры. По крайней мере так считала значительная часть творческой интеллигенции США, исповедовавшей лево-либеральные взгляды. Лукас, очевидно, был из их числа.

Уже первые работы Лукаса демонстрируют нам режиссера, который хочет исследовать в своих фильмах социальные проблемы. В THX 1138 Лукас показывает борьбу человека с тоталитарной системой в декорациях фантастики. В следующем своем фильме “Американское граффити” подростковое кино поднимает не только проблему взросления, но и рассматривает американское общество на переломе 60-х. С 1967 года Лукас со своим другом Джоном Милиусом будут работать по наводке Фрэнсиса Копполы над сценарием экранизации повести “Сердце тьмы”, действие которой из малопонятных американцам джунглей Бельгийского Конго времен короля-отрубателя рук Леопольда перенесут в куда более актуальный Вьетнам, где США как раз по полной втянулись в войну.

На фоне постоянного потока похоронок, все менее ясных целей конфликта для среднестатистического американца (если южные вьетнамцы не хотят воевать с коммунистами, то почему за них это делать должен я?), расследований журналистов о военных преступлениях и коррупции, американцы стали все чаще задаваться вопросом “Джонни, мы что, злодеи?”. Фильм о том, как война побуждает в людях все самое худшее, бил бы точно в больной нерв общества и послужил бы предостережением о том, куда война может завести. В 1969 году кино дали зеленый свет, но его производство постоянно тормозилось и Лукас был вынужден начать работу над другими проектами. Позже этот сценарий выкупит Коппола и переработав его снимет “Апокалипсис сегодня”.

Параллельно с работой над “Апокалипсисом” Лукас начнет писать сценарий, который позже станет “Звездными войнами” и естественно, что волнующие его темы не могли не отразиться в сценарии этого кино. Но, Джордж все же талантливый режиссер и сценарист, он хотел снять свое кино для подростков и поэтому “повесточку” он вставил не в текст произведения, а в подтекст. А теперь следите за руками: Империя имеющая тотальное превосходство над противником - это США, повстанцы обитающие в джунглях - вьетконговцы, убийство джав и семьи Люка - убийства в Сонгми, Звезда смерти - дефолиант и ядерная бомба в одной флаконе (обсуждения правомерности использования ядерного оружия во Вьетнаме активно шли во время войны), уничтожение Звезды смерти - взятие Сайгона и победа в войне. Посыл вполне очевиден: США сейчас являются вот этой самой империей и это плохо. 5 и 6 эпизод в целом продолжали посыл Лукаса, показывая, как все новые агрессии будут порождать все больше сопротивления и в конце концов приведут к краху.

Естественно, так как это все параллели в подтексте произведения, то увидеть их могли только люди, обладающие схожим с Лукасовским бэкграундом и мировоззрением. И вот тут вышла засада. Ведь кроме детишек, которые увидели в кино простой и незамысловатый космический вестерн, фильм смотрели и взрослые далеко не соевых лево-либеральных взглядов, а настоящие гигачады, базированные антикоммунистической пропагандой. И фильм Лукаса отлично ложился в нарратив этой самой пропаганды: Империя - это СССР, повстанцы - диссиденты и борцы за свободу, убийства и насилие - суть советского тоталитаризма, Звезда смерти - советское ядерное оружие, ну а уничтожение Звезды смерти - то, что неминуемо ждем коммунистов. Иронично, что фильм-предупреждение о том, что США, если и дальше будут вести себя так же, как во Вьетнаме, то станут литералли “Третьим Рейхом”, было воспринято базированной общественностью, как гимн борьбы с коммунистическим тоталитаризмом, доказательство того, что США все делает правильно. А многие фанаты Звездных войн потом будут радостно голосовать за ненавидимого Лукасом за милитаризм Рейгана.

Фанаты фильмов были настолько уверены в такой трактовке, что и их, и Лукаса, сильно ошеломило, когда они узнали о взглядах друг друга. Джордж позже в интервью пытался объяснить о чем он снимал и о чем не снимал Звездные войны, но фанатам было так-то пофиг, они уже для себя все определили. Поэтому Лукас, когда начал задумываться над трилогией приквелов, построил сюжет уже совсем иначе, выведя подтекст в текст истории. Вся трилогия приквелов это не только история падения Энакина, но и падение Республики под влиянием коррупции и войны.

И опять Лукас попал прямо в точку. Между выходом первого и второго эпизода происходит теракт 11 сентября, вторжение в Афганистан, введение полицейского законодательства (Патриотический Акт), а в 2003 вторжение в Ирак. Тогда далеко не все либералы в США соглашались с таким курсом и видели в нем угрозу для демократии. Трилогия приквелов, показывающая, как легко политики могут извратить суть государства с помощью войн, показывала на экране эти самые страхи. Но, фильм опять не поняла его аудитория. На этот раз не из-за того, что соевый Лукас недооценил базированность зрителей, а потому что выросшие дети шли на попкорновый космовестерн с пиу-пиу и вжух-вжух, а им тут гонят какую-то политику.

Зритель, который не мог, да и не хотел пока что отрефлексировать актуальные события шел в кино не за авторским высказыванием об актуалочке, а чтобы отвлечься и забыться. Поэтому к синдрому утенка в оценке фильмов примешалось и вот это вот нежелание ковыряния в не зажившей пока ране. Изменится отношение к этим фильмам в США только после того, как Дисней сиквелами продемонстрирует, что такое кино вообще без какой-либо внутренней идеи.

Конечно, из дня сегодняшнего, оригинальная трилогия не выглядит уже никаким антивоенным фильмом, так как не только лишь все могут правильно считать подтекст фильма. А вот приквелы актуальность свою не потеряли и не потеряют - все же иногда нужно говорить не намеками, а в лоб. Да, это не столь эстетично и красиво, зато понятно.

@ Владимир Герасименко