Необучаемый. Часть 3
Предыдущая часть тут, а первая тут. Для лиги лени: я служил в радиоразведке и ко мне в часть прислали бойца с проблемами интеллектуального развития, пусть будет Серёжа. И так как до армии я учился в педагогическом институте, пусть и не на педагога, то он был отдан мне в учение.
К-сожалению, кодограммы — это половина дела. Или даже правильнее сказать, треть. Гораздо сложнее обычная микрофонная болтовня в эфире. Хотя бы тем фактом, что позывных там около 1000, часто используемых около сорока. Вдобавок, есть динамические позывные (когда в качестве позывного используется просто какое-то слово, реже два, взятые, судя по всему, совершенно с потолка, отличался такой позывной отсутствием номерного индекса).
С задачей обучения его самым частым позывным я справился где-то за неделю, применив тот же метод, что и с кодограммами, только там надо было вычленить два позывных из фразы типа: "<позывной 1> это <позывной 2> на частоте N <произвольное завершение реплики>". Поначалу были эксцессы, например циркулярный (т.е. для вызова любой наземной станции в сети) позывной "Главный парус" (main sail) он записал, как "Распродажа людей" (man sale).
В-общем, через пару недель он свободно узнавал самые частые позывные. С динамическими оказалось сложнее, пришлось немного пояснять ему про слово "это" (this is). И тут меня, по обыкновению, понесло. Я стал зачем-то углубляться в подробности и с примерами показывать варианты фраз, встречающихся в стандартном англоязычном радиообмене, не замечая, что выражение лица Серёжи, обычно флегматично-отрешённое всё больше стремится к О_О. Остановил меня сослуживец, подошедший с фразой:
— Нахуя ты ему это рассказываешь, он же хрен это всё поймёт.
Я решил идти до конца и спросил Серёжу:
— Всё понятно?
— Да.
Я без особой надежды на это "да" решил задать ему пару вопросов по рассказанному. И вот тут Серёжа меня удивил. Запоминаемость материала была где-то около половины. Сходу. Без долгих и мучительных "ступенек". Как итог, где-то с неделю мы утрясали такие варианты радиообмена и по результатам Серёжа смог воспринимать около 70% самых частых ситуаций. Не всегда правильно, но в нашей работе это было вообще необязательно, главное — позывные. Так что за 4 дня до моего дембеля он сдал дежурному офицеру все оставшиеся зачёты и под моим руководством заступил на боевое дежурство. А я мог расслабиться и последние 4 дня просто посидеть, "следя" за ним.
Каких-то плюшек по итогам я не получил, всё начальство благополучно забыло о том, кого и как мне подбросили, а я и не напоминал о себе лишний раз. На дембель я ушёл в срок, сменившись с боевого дежурства за 8 часов до поезда и успев ещё раз посидеть за постом "в работе", т.к. доблестные войска НАТО решили начать учения, а это непрерывная болтовня по радиочастотам, что для морально неподготовленных довольно сложно. После меня на посту осталась кипа учебных материалов, надеюсь, используется она и поныне. Как сложилась дальнейшая судьба Серёжи сказать не могу — после возвращения домой я особо и не думал налаживать контакты с бывшими сослуживцами, тем более из других призывов.
На этом всё, кто подписался ради необучаемого — можете отписываться. Может быть, когда-нибудь (не обещаю, но всё возможно) я сделаю пост по странным случаям радиообмена на радиочастотах НАТО. За объём сильно не пинайте — я не умею писать и говорить коротко, вечно пускаюсь в пространные объяснения.