Немного о сходстве прошлого с настоящим и об исторической иронии

Война, которая никогда не меняется. (с)


Одна из самых любопытных деталей развернувшегося у нас на глазах противостояния Трампа с Твиттером и Фейсбуком состоит в том, что подобная война - президент США против масс-медиа - уже случалась в Америке почти век назад. Знающие историю люди, конечно же, сразу могут сказать, что речь идет о столкновении президента Франклина Делано Рузвельта и газетного магната Уильяма Рендольфа Херста в середине 30-х годов.


Вот они, два героя тех дел:

Немного о сходстве прошлого с настоящим и об исторической иронии История, Франклин Рузвельт, Газеты, СМИ и пресса, Facebook, Twitter, США, Длиннопост
Немного о сходстве прошлого с настоящим и об исторической иронии История, Франклин Рузвельт, Газеты, СМИ и пресса, Facebook, Twitter, США, Длиннопост

Пусть технологический уровень участников был несравним с сегодняшним, суть заключалась ровно в том же: административная власть противостояла медийному влиянию, идеи консерваторов боролись с идеями либералов, а в конечном счете речь шла о победе того или иного проекта дальнейшего развития страны. Да, уже тогда пресса во всех ее формах была столь сильна, что считала себя в силах бросить вызов центральной власти: как и сегодня, президента ограничивали в площадках для выступлений, разгоняли против него информационные волны и без стеснения вбрасывали публике непроверенные сенсации . Не зря Херста по сей день зовут "отцом желтой прессы", он пользовался всеми теми же грязными приемами, что можно наблюдать сейчас.


Своеобразный юмор сравнения этих двух противостояний, правда, состоит в том, что тогдашний президент представлял Демократическую партию США, а его оппонент от СМИ в целом поддерживал консерваторов и изоляционистов. Вишенкой же на торте иронии является тот факт, что Херст без стеснения демонстрировал свои симпатии фашизму, в чем сегодня любят обвинять друг друга все политические силы.


В прошлый раз дело закончилось тем, что весной 1937 года издательство Hearst Publishing объявило о неспособности выполнять обязательства по своим ценным бумагам. Для реструктуризации долгов была создана внешняя администрация, а сам Херст был помещен под домашний арест. Спикеры Белого дома тогда официально заявляли, что причиной дефолта явилась «рискованная и довольно безответственная финансовая политика Херста», а также «значительная потеря читательского интереса к его газетам», но сторонний наблюдатель легко мог резюмировать произошедшее: газетный магнат воевал с президентом США и газетный магнат проиграл эту войну. Масс-медиа потерпели поражение в борьбе с бюрократией, дипломатией и юриспруденцией.


История любит повторяться. Приходят новые времена, формируются новые фронты противостояния, появляются новые методы - а за ними видны старые идеи и старые конфликты. Кровавая расправа над Херстом надолго отбила у американской "четвертой власти" желание воевать с Белым Домом, однако отгремели уже и Уотергейтский скандал, и Моника Левински, и еще немало баталий, окончившихся в пользу СМИ... Быть может, все то, что мы видим сегодня - это их своеобразный реванш? Но будет ли по итогам этого реванша кому снять нового "Гражданина Кейна"?


(с) отсюда