Немного о о том, как разыскивают черное золото.
Весь мир зависим от нефти. Каждый день скачет цена за баррель. В интернете миллион информации про новые технологии бурения, про объемы добычи, транспортировки и тд. Но мало кто задумывается, как же ищут эту самую нефть?
На самом деле поиск полезных ископаемых-не самая молодая отрасль науки. Геологоразведкой занимаются многие десятки лет. Применяются сотни технологий. Они постоянно модернизируются и совершенствуются. Но я бы хотел рассказать про один конкретный вид поиска нефти- сухопутная сейсморазведка. Ну то есть которая на земле, а не в море.
История применения сейсморазведки для поисков и разведки месторождений нефти и газа насчитывает не более 90 лет. Первые успешные опыты применения сейсморазведки для обнаружения залежей нефти были проведены в США еще в 1924 году. В последующие годы техника и технология ведения сейсморазведочных работ непрерывно изменялись и совершенствовались. В истории отечественной, впрочем, как и мировой сейсморазведки, можно условно выделить четыре крупных этапа, каждый длительностью примерно в 25-35 лет, имеющих свои характерные особенности и отличия. Но я не знаю что и как было конкретно сто лет назад. Но могу рассказать как обстоят дела сейчас.
Итак, начнем. В первую очередь нужно сказать, что существуют огромные организации и научные институты, которые готовят проектную часть проведения работ. В целом ситуация выглядит следующим образом. Есть нефтяная фирма и она захотела найти капельку нефти или же актуализировать старые запасы. Они проводят тендер, выигрывает какая-нибудь фирма, после этого определяется площадь проведения работ, способ, которым будет производиться и пишется конкретное тз. Десятки людей начинают все рассчитывать и просчитывать. Так же выбирается метод. Я знаю два основных. Называются они 2Д и 3Д. При проведения сейсморазведочных работ методом 2Д на площади выстраиваются линии. Называется эта линия профиль. Она может быть как прямой, так и ломанной. Она может как пересекаться с другими профилями, так и не иметь точек соприкосновения. Длина таких линий может достигать 70 км.
При проведении 3Д работ. Линии (профиля) разделяются на линию возбуждения и линию приема. Располагаются они строго под прямым углом. Значительные различия на этом заканчиваются. А, ну еще такие работы дороже.
На этих самых линиях бравым отрядом топографов выставляются специальные палки, называются они пикеты. Что бы не потеряться и понять куда конкретно нужно воткнуть пикет используются современные технологии в виде GNSS приемников. Ну по большому счету это такой же навигатор как в телефоне, только в сотни раз точнее и существенно дороже. Каждый пикет имеет свой порядковый номер. Точки, в которые ставятся пикеты, называются «Физические точки» или «Точки наблюдения». Расстояние и положение этих точек определено проектом проведения работ. Обычно между пикетами от 25 до 50 метров.
Далее, после топографов проходит сейсмоотряд. Это самая грязная и тяжелая работа. В их обязанности входит расставлять сейсмодатчики. В простонародии называющиеся морковками. Ну потому что похожи. Эти самые морковки подключаются к еще одному длиннющему проводу, который называется косой. Коса в свою очередь подключается к геофизической станции-будка на колесах, которая оборудована по последнему слову техники.
Дальше, после того как расставили морковки происходит, собственно, сама магия. К этим же самым пикетам, где расставлено оборудование, подъезжают большие специальные машины. Номады называются. А по научному-УВСС. Установка возбуждения сейсмических сигналов. Подъезжают, встают в специальный строй, опускают свои большие плиты и начинают, в прямом смысле слова, долбить землю. Ну то есть они создают импульс, который уходит в землю, проходит на глубину до 5-7 км и возвращается. И вот этот возвращенный сигнал ловится теми самыми морковками, которые за некоторое время до этого расставлял сейсмоотряд. Морковки все сигналы уловили и по косе данные передались на станцию. Там сидит оператор и следит за тем, что бы качество полученного материала удовлетворяло требованиям заказчика. Если что то идет не так, то установки стоят и долбят землю до тех пор, пока не достигнут желаемого результата. Дальше установки переезжают к следующему пикету и все по новой. После того, как все данные получены и обработаны оператором они передаются геофизику-интерпретатору. Это такой специально обученный очень умный человек, который сидит на базе и занимается тем, что каким то образом пытается структурировать все данные и понять, подходит ли это заказчику или нет. Если нет, то все начинается снова. На моей памяти случалось, что участок из 30 пикетов не могу отработать неделю. То ветер сильный, то материал хреновый и тд.
Но не всегда приходится работать в чистом поле. Очень часто бывает лес, реки, болота, овраги, населенные пункты. Вот тут самое веселье. Самые первые попадают топографы. Потому что в лесу связи нет нифига, а точность требуется большая. И лес обычно такой, что без чьей то там матери пройти невозможно. А есть еще всякие мошки-блошки и дикие звери. Итак, топограф идет по лесу, за ним двигается его помощник. Он несет пикеты и сигнальную ленту. И не просто несет, а вешает ее так, что бы было видно тем, что пойдет дальше. А дальше пойдет отряд лесорубов. Это такие кучки людей, которые ходят с пилами и делают так, что бы можно было самому пройти и протащить оборудование - уже знакомые нам морковки и косы, а еще автомобильные аккумуляторы и всякие мелочи, необходимые для правильного фукнционирования профиля. Пилят обычно на ширину до полутора метров. Но ведь установки не смогу проехать.
Значит в ход идет отряд бурильщик с мобильными бурильными установками. Эти ребята так же идут по пикетам и в определенных местах делают скважины. Глубиной до 5 метров. (знаю, на северах гораздо глубже, но там совсем другая техника). После буров идут взрывники. Самые отчаянные. Потому что взрывник в лес заходит сам и несет еще примерно 12-15 кило взрывчатки за спиной. В каждую пробуренную скважину они закладывают определённый проектом заряд. Подключают взрывмашинку и ждут указаний от оператора на подрыв. Ну а дальше вы уже знаете. Оператор-проверка качества материала-передача геофизику-передача в организацию для дальнейшей обработки.
В совокупности факторов-это адский труд. Реально пушт все. В этой заметке было рассказано про топографов, сейсмоотряд, бурильщиков, взрывников, машинистов УВСС. А помимо этого есть еще водители (очень отмороженные ребята, в хорошем смысле слова), слесаря (из говна и палок делают абсолютно все), повара (везде по разному, но в моей партии были отличные), уборщицы жилых помещений (без них никуда) и тд. Если будет интересно-дайте знать. Могу рассказать про быт людей, которые живут в партиях. Если есть матерые геофизики и вы хотите меня поправить-напишите об этом в комментариях). Я всегда за конструктивную критику.
P.s. Я не геофизик и рассказывают то, что видел своими глазами во время работы топографом, поэтому могут быть ошибки в технологии, но вряд ли они будут критичными.
Топографы за работой.
Те самые большие УВСС, в центре у них большая пластина, которая создает импульс.
Примерно так выглядит "коса" с "морковками".