Немного истории - 18. Шустовы. Что надо знать.

В 1913 году, в год своего 50-ти летия, товарищество "Н.Л. Шустовъ съ Сыновьями" занимала:
4 место в мире по производству коньяков
1 место в мире по производству настоек и наливок

В 1910-х годах компания официально стала поставщиком двора Его Императорского Величества и ряда королевских дворов Европы. Филиалы товарищества были в Лондоне и Париже.

Коньяки "Шустовъ", настойки "Зубровка", "Рябина на коньяке", "Спотыкач" и даже "Рижский бальзам" - все это их торговые марки, с оригинальными, запатентованными рецептами.

Для закрепления успеха марки Николай Шустов в 1900 году послал образцы для участия в слепой дегустации на Всемирную выставку в Париж, где напитку по результатам голосования дегустаторов было присвоено Гран-при. Жюри, состоявшее из знаменитых французских дегустаторов, единодушно решило что это именно первосортный коньяк, а не какой-то там бренди. Затем последовали высшие награды выставок в Глазго (1901 г.), Турине (1902 г.), Лондоне (1903 г.), Париже (1904 г.)

Для разработки новых напитков, экспериментов с виноградом и вином, Николай Шустов в 1905 году основал первую в Российской империи станцию виноградарей и виноделов, при которой работали опытные специалисты и ученые. Разработанные ее специалистами напитки и работа станции в целом были удостоены высших наград почти десятка престижных выставок в Льеже (1905 г.), Милане (1905 г.), Бордо (1907 г.), Лондоне и Париже (1909 г.), Неаполе (1910 г.), Турине (1911 г.).

Шустовы - пионеры как тонкой, так и агрессивной рекламы, по заказам Шустовых работают самые известные художники России, разрабатывая бутылки и этикетки. Реклама их продукции не сходит со страниц модных журналов и украшает крыши трамваев. Для рекламы своей продукции в пивных заведениях и ресторанах они придумали следующие акции:

- Рекламная акция, рассчитанная на низкодоходные слои населения. Наняли студентов, положил им хорошую плату и дали задание ходить по кабакам и везде требовать подать именно шустовскую водку. В случае отказа студентам разрешалось подебоширить, но немного. Таким образом, в короткое время все кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки.

- Акция, рассчитанная на европейского потребителя и на высокодоходные слои населения. Отобрали десятка два юношей из хороших семей, положил им хорошую зарплату и на свои деньги послал в Европу и Америку. В обязанности этих секретных шустовских агентов входило не менее чем два раза в день заходить с дамой в какой-нибудь шикарный ресторан, заказывать великолепный стол, а, когда сервировка подходила к концу, обязательно требовать "бутылочку шустовкого коньяка". В ответ на заявление о том, что про такую марку здесь никто и не слышал, молодой человек удивленно поднимал брови и, делая вид, что не верит своим ушам, переспрашивал: "Как? У вас нет шустовского коньяка? Самого лучшего коньяка в мире и нет?" Получив утвердительный ответ, он поднимался, извинялся перед дамой за то, что привел ее в "эту забегаловку", полностью расплачивался по счету и, не притронувшись ни к чему, обещая, что впредь ноги его здесь не будет, покидал заведение.

Их разорение началось с введения в Российской империи сухого закона в 1914 году, затем добила её революция. Переработав даже неприкосновенный запас коньячных спиртов более чем столетней выдержки, фирма прекратила существование.