50

Немного беспилотной терминологии

Немного беспилотной терминологии Работа, Истории из жизни, Беспилотник, Оператор бпла, Серии постов, Длиннопост

Борт собран, предполётные проверки выполнены, катапульта заряжена, сейчас будет команда "Старт!"

Поскольку в следующих постах я буду употреблять разные сокращения и аббревиатуры, вот очень маленький список принятых в отрасли сокращений.

Сразу скажу, что такие слова, как "БПЛА" и "беспилотник", по крайней мере, в гражданском беспилотье, официальной терминологией не являются, но широко употребляются в быту и в СМИ, в том числе и внутри компании (ну, как моряки часто между собой называют своё судно пароходом). Ну а сами мы БВС самолётного типа называем самолётами или самолётиками.

По слову "оператор" потребуются некоторые пояснения, см. ниже.

Итак, основное:

АКБ – Аккумуляторная батарея

АФС – Аэрофотосъёмка

АФУ – Антенно-фидерное устройство (сама антенна, внешний аккумулятор для неё, если антенна активная, плюс тренога или мачта, плюс кабель к НСУ)

БАНО – Бортовые аэронавигационные огни

БАС – Беспилотная авиационная система (включает в себя БВС, НСУ, АФУ, автомобиль, на котором всё это возят, и разное вспомогательное оборудование)

БВС – Беспилотное воздушное судно (собственно беспилотный летательный аппарат: самолёт, вертолёт, VTOL или коптер)

ГНСС – Глобальная навигационная спутниковая система

ЕС ОрВД – Единая система организации воздушного движения

ЗУ – Зарядное устройство

ИНС – Инерциальная навигационная система

МДП - Местный диспетчерский пункт

НСУ – Наземная станция управления (ноутбук с установленным в него специализированным ПО для управления БВС)

ОЭС – Оптико-электронная система

ПДУ – Пульт дистанционного управления

ПН – Полезная нагрузка (фотоаппарат, видеокамера, тепловизор, лидар и т.д. и т.п.)

ПЗ – Полётное задание

ПО – Программное обеспечение

РЦ – Региональный центр ЕсОРВД

СППИ – Система представления планов полётов по сети Интернет http://sppi.ivprf.ru

Теперь по поводу словосочетания "Оператор БПЛА". Официальным термином является словосочетание "внешний пилот БАС". Но здесь терминология пока окончательно не устоялась, поэтому при поиске работе на хедхантере в строку поиска лучше вбивать БПЛА.

В любом случае, в Свидетельстве, Удостоверении, Сертификате о повышении квалификации, переподготовке, прохождении дополнительного профессионального обучения и т.д., смотря какой тип документа вам выдадут после окончания курсов, будет написано именно слово "Оператор" (Точнее, "Оператор беспилотных авиационных систем с максимальной взлётной массой 30 кг и менее").

На практике же, экипаж БАС обычно состоит из двух человек: техника и собственно оператора. Эти двое взаимозаменяемы и в каждом рейсе каждый может работать и за техника, и за оператора. Оператор сидит в машине, уткнувшись лицом в НСУ и контролирует полёт. А техник собирает БВС, готовит его к старту, устанавливает и заряжает катапульту и собственно запускает беспилотник в воздух, встречает его в поле при заходе на посадку, даёт команду на выпуск парашюта, выполняет все предполётные и послеполётные проверки, а также мелкий ремонт БВС, если требуется. Оператор же в это время общается со всеми заинтересованными сторонами: диспетчерами, заказчиком, органами Росгвардии, ПВО, ФСБ и т.д., а также принимает отснятый фотоматериал и работает с ним в части касающейся.

Если полёты выполняются не на воздушный мониторинг и не на АФС, а, например, на доставку грузов, то там своя небольшая специфика, но в целом работа примерно такая же.

Про работу на агродронах ничего пока рассказать не могу, сам на них не работал и работать не буду. Деньги там неплохие, но это авиахимия со всеми вытекающими для здоровья последствиями.

Немного беспилотной терминологии Работа, Истории из жизни, Беспилотник, Оператор бпла, Серии постов, Длиннопост

Борт улетел, оператор пялится в НСУ, следит за самолётиком.