Нехорошая квартира
Меня тут ВК нашёл один товарищ, спрашивал, как я уволился из агентства и начал работать на себя. Обещал ему длинную, но эпичную историю на эту тему.
Произошло это около 5-ти лет назад. Я тогда подрабатывал «специалистом по недвижимости» в довольно крупном агентстве. Как-то звонит мне мой непосредственный руководитель. Говорит, что мой коллега Валера не выдержал тягот риелторской жизни и уволился. Поэтому мне достаётся одна из его замечательных квартир на продажу. Покупатель уже найден, моя задача просто принять аванс и провести сделку.
Звоню Валере, спрашиваю, что и как. Тот очень нецензурно говорит, что там лютый треш, с которым он не будет работать ни за какие деньги. Да и вообще, вертел он всё это риелторство, квартиры и тупое начальство. В конце своей филиппики советует самому съездить и посмотреть, какой жестью мне предлагают заняться. Ок.
Уже на подходе, я понял, что это «нехорошая квартира»: на стенах и перекрытиях подъезда были жирные чёрные полосы, пахло гарью. На входной двери вместо глазка была 10-ти сантиметровая дыра, заткнутая какими-то пакетами. Я постучал, сквозь «амбразуру» на меня взглянул чей-то мутный глаз, и мне открыли.
Ну что сказать… В метро периодически встречаются опустившиеся маргиналы, которые пахнут на весь вагон. Так вот, я оказался в месте, где они обитают. В этой квартире таких постоянно существовало жило 5-7 человек. Добавьте к этому закопчённые потолки, кучи мусора с крысами (sic!) на полу, застарелую вонь от пожара и ВНЕЗАПНО запах керосина. И я типпо пришёл это продавать. Сорян за штамп, но к такому меня жизнь не готовила.
Взяв себя в руки, спрашиваю, кто собственно продавец? Из группы аборигенов с одинаково пропитыми серыми лицами дёрганой походкой выплывает пожилая тётька и сиплым голосом представляется хозяйкой. Я интересуюсь, что у них тут произошло, та что-то невнятно бормочет. Дескать, она тут живёт, а эти алкозаврики за ней присматривают. И про пожар ничего не знает. Я, борясь с желанием сжечь тут всё напалмом принять ванну из мирамистина, ретировался и пошёл к соседям. Мне попалась неравнодушная женщина, которая рассказала, что этим бухарикам отключили все коммуникации за неуплату, в том числе и газ. Поэтому они стали готовить на примусе (вот откуда запах керосина!). Месяц назад не уследили и случился небольшой пожар. Так что теперь весь подъезд пишет жалобы и собирает подписи, но всем плевать пока безрезультатно. Ясненько.
В офисе я посмотрел оригиналы документов, которые агентство забрало у продавца (не надо так!!! Сейчас посредники довольно редко требуют себе оригиналы, но всё равно, шлите их лесом). Нехорошую квартиру приватизировали два года назад, на ту самую алкогольную тётьку. Вместе с ней в квартире до сих пор прописана сестра, которая от приватизации отказалась. Сейчас квартиру продают на 2 млн. ниже рынка, с продавца комиссия агентства – 500 тысяч, с покупателя – 250 тысяч. Хозяйка после сделки получит на руки миллион и дешёвую однушку далеко за МКАДом. Очень интересно.
Звоню покупателям, прошу приехать в офис для обсуждения деталей сделки. Честно скажу, ожидал увидеть каких-нибудь прожжённых перекупов, которые привыкли решать проблемы силовыми методами. Но приехала довольно милая пожилая семейная пара. Дальше между нами происходит диалог:
Я: А вы в квартире были? Видели состояние?
Покупатели: Да, были. Конечно, состояние ужасное, но мы – деревенские, грязи не боимся. Отчистим, отмоем! Зато дешёвая.
Я: Кстати, о цене. Вас не смущает, что вычистить эту квартиру можно за 500-600 тысяч, а вам продают дешевле на 2 миллиона?
Покупатели: Так у собственницы же тяжёлые жизненные обстоятельства! А у нас наличные – деньги сразу, без всяких этих ипотек. Поэтому нам и дешевле.
Я: А про прописанную в квартире сестру хозяйки вы знаете?
Покупатели: Ну, нам в агентстве пообещали, что она выпишется после сделки! А если нет, то мы сами её выпишем. Мы же там будем хозяевами!
Мдям-с, святая простота. Потом я объяснял, что принудительно выписать сестру нельзя: из-за отказа от приватизации у неё пожизненное право пользования. Более того, и саму сделку несложно расторгнуть, лишив продавца дееспособности. К тому же покупателя скорее всего признают недобросовестным, так как и цена заниженная, и очень трудно не заметить некоторых «особенностей» собственницы. Есть большой риск остаться и без квартиры, и без денег. Вроде убедил. Мы попрощались, а я сообщил руководству, что покупатель передумал. До конца дня наслаждался чувством выполненного долга и думал, что со всем этим делать дальше.
На следующий день мне звонят несостоявшиеся покупатели и прям-таки кричат, что я подлый обманщик! Утречком они позвонили в офис и высказали всё, что думают об этом агентстве и левых квартирах. А руководство в ответ – так этот специалист вам лапши навешал, квартира-то из «нашей проверенной базы», она на самом деле «юридически абсолютно чистая». А агент просто хочет сам этот выгодный объект купить, перепродать и заработать. Но не переживайте, вы были первыми, поэтому квартирку для вас придержим.
Я, конечно, ожидал, что получу по шапке, но не от покупателей же! Пошёл к начальству, обрисовал все проблемы квартиры. Рассказал, что мы подводим покупателей за их же деньги. И это несмотря на то, что в базе агентства есть нормальные предложения. Да и зачем самим так подставляться с этой сделкой? Бегать потом по судам, пусть и как свидетель, лично мне совсем неохота. Выслушал, что я в бизнесе ничего не понимаю, реальные дела делаются именно так, на репутацию всем плевать, а лохи покупатели сами виноваты. «И вообще, общая комиссия 750 тысяч, твои 15%. Деньги не пахнут, так что закрой рот и не вякай.» В ответ сказал, что работать с ауешниками по таким стандартам не готов, до свидания. Как и большинство «специалистов по недвижимости» я не был трудоустроен официально, поэтому через час скрылся в тумане. В тумане войны.
В этот же день через соц.сети я нашёл ту самую прописанную сестру собственницы, Маргариту. Мы созвонились, я обрисовал ситуацию. Она в ответ рассказала, что два года назад сделала генеральную доверенность и специально приватизировала квартиру на сестру, чтобы та не оказалась на улице и сохранила московскую прописку. Но теперь что-то пошло не так. После этого разговора мы вместе составили план действий. Первым делом, Маргарита вооружилась доверенностью, поехала в агентство и, угрожая прокуратурой, вернула оригиналы документов. Потом отправила свою сестрицу на лечение. Там ей понаставили диагнозов и сказали, что требуется постоянный профессиональный уход. В итоге Маргарита решила вопрос радикально: разогнала всю алкошоблу, привела «нехорошую квартиру» в порядок и помогла её сдать. А на деньги c аренды устроила сестру в пансионат.
Несмотря на относительно счастливый конец, после этой истории у меня неслабо подгорело. Я понял, что не хочу впаривать квартиры, тем более по таким схемам. Ну а поскольку в агентствах желания и убеждения сотрудников никого не волнуют, пришлось что-то придумывать. Так я и решил начать работать на себя. Это оказалось хоть и сложнее, но гораздо интереснее) Всем добра и квадратных метров!
P.s.: Если кто-то нехороший себя узнал, то гори в аду это совпадение, а история – художественный вымысел. Валера, привет)