Небесный соглядатай.Ч.2.

Начало :https://pikabu.ru/story/nebesnyiy_soglyadataych1_6885288

Замочная скважина



Параллельно с запусками аппаратов CORONA продолжал активно развиваться проект SAMOS. К лету 1960 года он обрёл три главных направления: фототелевизионные спутники Е-1 и Е-2, возвращаемый аппарат Е-5.


SAMOS Е-1 располагал камерой низкого разрешения, предназначенной для демонстрации возможностей выбранной технологии. SAMOS Е-2 имел камеру более высокого разрешения и претендовал на серийное производство. SAMOS Е-5 содержал увеличенный вариант базовой фотокамеры проекта CORONA, которая помещалась внутри большой герметичной возвращаемой капсулы.


Примечательно, что разработчики SAMOS E-5 собирались использовать эту капсулу в качестве прототипа пилотируемого космического корабля — в таком случае ВВС получали бы собственную орбитальную транспортную систему, независимую от NASA.

Спутник-шпион проекта SAMOS на орбите в представлении художника ВВС.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

В процессе работ над SAMOS выяснилось, что Е-2 сможет делать всего несколько десятков снимков в сутки, так как на передачу каждого изображения по радиоканалу требовалось несколько минут, а спутник при этом быстро уходил из зоны видимости наземной станции. В итоге проекты Е-1 и Е-2 закрыли после трёх испытательных запусков.


Вместо них были утверждены два аппарата, которые подобно CORONA использовали возвращаемые капсулы: SAMOS Е-6 и GAMBIT.


Первый из них в серию не пошёл после пяти провальных стартов в 1962 году. Что касается спутника SAMOS Е-5, то его трижды запускали в начале 60-х годов, но ни одно из этих испытаний не было признано успешным.


В то же время модифицированные спутники CORONA несли больше плёнки, а фотографии получались лучшего качества. Проект, который считался временной «уступкой во имя срочности», надолго обрёл статус постоянной разведывательной программы.


Модели новых спутников, продолживших линейку «Дискаверер», получили названия от KEYHOLE (замочная скважина): КН-4 (CORONA-M), KH-4A (CORONA J-1) и КН-4B (CORONA J-3) — в зависимости от формата плёнки и используемого оборудования. При этом предыдущим аппаратам ретроспективно присвоили обозначения KH-1 (запущенные с июня 1959 по сентябрь 1960 года), KH-2 (запущенные с октября 1960 по октябрь 1961 года) и KH-3 (запущенные с августа 1961 по январь 1962 года).


Каждый фотоснимок, сделанный спутником CORONA, имел 70 мм в ширину и 1 м в длину, покрывая площадь 19,6 x 267 км. Сначала самые малые объекты, которые можно было обнаружить на плёнке, имели размер 10 м, но к 1963 году показатель был улучшен до 4 м, а к 1968 году — до 2 м.

Спускаемый аппарат разведывательного спутника КН-4B (CORONA J-3), готовый к установке на ракету-носитель.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Схема пролёта разведывательного спутника проекта CORONA над объектами СССР.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Разведывательный спутник проекта CORONA со ступенью RM-81 Agena на орбите в представлении художника ВВС.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Невзирая на улучшения, CORONA оставалась поисковой системой, то есть её использовали лишь для обнаружения и идентификации объектов, а для получения их технических характеристик требовалась дополнительная информация. Проблему был призван решить спутник проекта GAMBIT, который нёс мощный телескоп, использовавший зеркало для фокусирования изображения на небольшую полоску фотоплёнки.


При этом другое зеркало смотрело с аппарата немного в сторону и отражало в камеру земную поверхность. По мере того как спутник двигался над Землёй, изображение поверхности двигалось сквозь камеру. Плёнка же протягивалась мимо небольшой щели с той же самой скоростью, с какой двигалось изображение.


Такая «стрип-камера» (strip camera) давала фотографии очень высокого качества, которые можно было использовать для получения технических данных найденных объектов.


Первые снимки спутников GAMBIT показывали объекты размером 1,1 м, а ещё через пару лет удавалось получать фотографии, на которых были различимы объекты 60 см в поперечнике! Зеркало, отражающее изображение, тоже слегка двигалось, чтобы изменить угол обзора и получить стереоснимки, а сам спутник можно было наклонить, чтобы навести на цели, находящиеся в стороне от траектории движения.


GAMBIT возглавляли полковники Квентин Рип и Уильям Кинг – наиболее опытные руководители космических программ ВВС. Камеру производила компания «Кодак» (Eastman Kodak Company), а космический аппарат — «Дженерал Электрик» (General Electric Company). Спутник запускался ракетой «Атлас» (Atlas), на которую сверху устанавливалась та же проверенная «Аджена», что и в случае проекта CORONA.

Запуск ракеты-носителя Atlas-Agena с разведывательным спутником КН-7 проекта GAMBIT

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Советский ракетный полигон Плесецк, заснятый разведывательным спутником КН-7 проекта GAMBIT 9 июня 1967 года.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Первый GAMBIT, известный как модель КН-7, успешно стартовал 12 июля 1963 года. Затем последовала серия испытаний с целью совершенствования нового аппарата. Понятно, что за более высокое разрешение приходится платить: камера КН-7 могла фотографировать лишь небольшие участки Земли.


Поэтому был принят определённый порядок запусков: спутник CORONA выявлял интересные объекты, а GAMBIT вслед за ним снимал наиболее важные из них — например, ракетные полигоны и шахты.


В середине 60-х годов США запускали в среднем по одному спутнику CORONA и одному спутнику GAMBIT в месяц. Каждый аппарат работал на орбите примерно четверо суток, а затем отстреливал возвращаемую капсулу, в которой плёнки доставлялись на Землю.


Последняя модель программы CORONA была известна как КН-4В, а последний запуск в её рамках состоялся 25 мая 1972 года.


Совершенствовались и спутники проекта GAMBIT. В середине 1966 года аппараты КН-7 заменила модель КН-8 (GAMBIT-3), запускаемая ракетами «Титан-3Б» (Titan IIIB). Спутник располагал двумя возвращаемыми капсулами и более мощной камерой, которая могла фотографировать объекты размером с детский мяч — от 6 до 9 см.


Спутники GAMBIT продолжали летать до 1984 года, получая снимки земной поверхности высочайшего качества, которое не сумел превзойти ни один из когда-либо летавших небесных «фотографов».

Принципиальная схема разведывательного спутника КН-8 проекта GAMBIT.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Секция полезной нагрузки разведывательного спутника КН-8 проекта «GAMBIT».

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Советская «лунная» ракета-носитель Н-1 на космодроме Байконур, заснятая разведывательным спутником КН-8 проекта «GAMBIT» 19 сентября 1968 года.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

В 1963 году, после того как новым начальником научно-технического директората ЦРУ стал опытный ракетчик с дипломом физика Альберт Уилон, управление инициировало сразу несколько независимых программ спутниковой разведки. Одна из них первоначально была названа «FULCRUM», а позднее её переименовали в КН-9 или «HEXAGON» (BYEMAN, Big Bird).


Аппарат КН-9 был массивным спутником размером с автобус, оснащённый двумя фотокамерами, четырьмя или пятью возвращаемыми аппаратами; для запуска его в космос требовалась мощная ракета-носитель «Титан-3Д» (Titan IIID) с грузоподъёмностью 12,3 т.


Несмотря на высокую техническую сложность, КН-9 достиг успеха уже в первом полёте в июне 1971 года. При этом спутник делал фотографии огромных площадей с разрешением около 20 см. До апреля 1986 года было запущено двадцать спутников проекта «HEXAGON» (последний из-за аварии на орбиту не вышел).


Каждый из KH-9, в отличие от спутников «CORONA» и «GAMBIT» с их коротким временем жизни, оставался на орбите несколько месяцев, и в итоге срок работы достиг 275 суток.


Интересно, что рассекреченные фотоснимки, полученные с помощью аппаратов «HEXAGON», сегодня используются учёными для изучения климатических изменений, которые происходили на планете в течение пятнадцати лет прошлого века.

Общий вид разведывательного спутника КН-9 проекта «HEXAGON».

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Ракета-носитель «Titan IIID» с разведывательным спутником КН-9 проекта «HEXAGON» на старте 15 июня 1971 года.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Разведывательный спутник КН-9 проекта «HEXAGON» в Национальном музее Военно-воздушных сил США на авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо).

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

Москва из космоса, снятая разведывательным спутником КН-9 проекта «HEXAGON» 6 апреля 1979 года.

Небесный соглядатай.Ч.2. США, СССР, Шпионаж, Спутник, Холодная война, Длиннопост

В конце 70-х годов на смену фоторазведчикам стали приходить спутники с электронно-оптическими системами типа КН-11, которые постепенно вытеснили предшественников, однако вклад вышеперечисленных проектов в геополитику трудно переоценить. Прежде всего, благодаря им американское правительство получило достоверные сведения о том, что СССР уступает США по ракетно-ядерному потенциалу.


Это помогло осадить наиболее агрессивных «ястребов» в военно-политическом руководстве, требовавших ускорить гонку вооружений или даже нанести превентивный ядерный удар по СССР. Истерию сменила дипломатия, что, без сомнения, способствовало «разрядке» в международных отношениях.

https://warspot.ru/15329-nebesnyy-soglyadatay