Небесный покровитель Жюля Верна.Ч.1

«Море и корабли – моя страсть и лучшее лекарство от всех бед и болезней»

Небесный покровитель Жюля Верна.Ч.1 Жюль Верн, Яхта, История, Длиннопост

Кто-то говорил, что Жюль Верн сам пережил все приключения, которые описал в своих романах.


Кто-то возражал: он никогда не поднимал паруса, так что все — выдумка. Истина, как водится, посередине.



Долгое прощание



Нет, не о таком корабле он мечтал!


Жюль Верн нахмурился.


Капитан Олив недоуменно взглянул на хозяина «Сен-Мишеля». Капитан знал: если месье Верн сводит к переносице густые брови — это значит, что-то его беспокоит, что-то гнетет. Капитан едва удержался, чтобы не пожать плечами.


Море спокойное, ветер ровный, паруса настроены. Что еще нужно? Впечатлений?


Впереди их масса. И все приятные. Месье Верна встречают в портах как дорого гостя, в его честь устраиваются приемы, гремят фейерверки, а восхищенная толпа норовит на руках пронести автора «Необыкновенных путешествий» от порта до… да куда угодно, сил и любви хватит! Капитан Олив все-таки повел плечами.


Жюль Верн заметил это движение, но ни словом, ни жестом не успокоил Олива. 


Лгать он не хотел и не умел. Придумывать – в этом он действительно добился немалых успехов, и его романы тому подтверждение, но не лгать!


Говорить же капитану Оливу правду было преждевременно. Капитан Олив любит «Сен-Мишель» и ему будет трудно принять известие, что хозяин судна решил с ним расстаться.


Интересно, какое объяснение найдет Олив такому решению владельца яхты?


Спрашивать напрямую не будет, это не по-бретонски. Должно быть, сочтет, что дальнейшее содержание яхты месье Верну не по карману.


И отчасти будет прав: расходы велики – на команду, на уголь, на новые паруса…


Но не это главное!


А какое объяснение предложат журналисты? Ну, эти пройдохи наверняка приплетут Мишеля. И отчасти тоже будут правы: сын мало ведет беспутную жизнь, он регулярно пускается в безумные авантюры, прикрываясь при этом честным именем отца.


Когда-то он написал для сына роман «Пятнадцатилетний капитан», надеясь, что Мишель возьмет пример с юного Дика Сэнда.


А что получилось? Мишелю не исполнилось и 16-ти, когда он был помещен в исправительный дом.


Потом он отправил сына в плавание на 18 месяцев, но и это не исправило Мишеля. Тогда сыну было отказано от дома, а тот в отместку женился на актрисе Дюгазон из Муниципального театра.


Потом Мишель развелся, женился вторично и вроде бы остепенился, занялся изобретательством, однако страсть к авантюрам в себе не изжил. Вот и сейчас он ввязался в какое-то темное дело, и ему грозит долговая тюрьма. Надо выручать, нужны деньги… «Поэтому был продан «Сен-Мишель III», — скажут журналисты. И ошибутся: не это главное…


- Месье, может быть, разведем пары?- сказал Олив. — Под парусами мы не успеем прийти в Катанию до вечера.


- Поступайте, как сочтете нужным, капитан, — сухо сказал Верн.


Он и сам понимал, что с таким ходом ночь опустится на море раньше, чем «Сен-Мишель-III» достигнет порта.


Потому что его яхта, увы, не слишком хороший ходок. Она слишком тяжела, на острых курсах норовит увалиться в сторону от курса, а на полных выматывает душу продольной качкой.


Ей явно не хватает парусности, а паровой машине – при ее немалых размерах – мощности. Это судно вчерашнего дня, вот в чем дело.


Жюль Верн сжал пальцы в кулаки. Да, можно нарастить высоту мачт, а значит и парусность, но это сделает «Сен-Мишель» еще более валким. Придется увеличить вес балласта, корпус осядет и… и никакого прироста скорости не будет.


Замкнутый круг. Вот если бы паруса можно было изготовить не из парусины, а из какого-нибудь легкого, прочного, упругого материала. Возможно, это должна быть вообще не ткань. Что? Вероятно, ответ на этот вопрос должны дать не ткачи, а химики.


Писатель следил, как матросы убирают паруса.


Что и говорить, со стороны «Сен-Мишель III» смотрится импозантно, но ее гафельное вооружение далеко не идеально.


А что, если вместо парусов установить гигантские птичьи крылья? Они совершенны — благодаря прославленному Дарвином естественному отбору.

Жюль Верн представил, как будет выглядеть яхта с вертикальными парусами-крыльями.


За образец можно взять крыло альбатроса. Или чайки. Правда, повысится центр парусности…


Тогда придется изменить форму киля. Его роль может выполнить тяжелая железная пластина, которая при необходимости может выдвигаться из корпуса.


Логика и опыт моряка ставили задачи, воображение подсказывало пути их решения. Жюль Верн в возбуждении принялся мерить шагами капитанский мостик.


И вдруг остановился. Похоже, он опять «пишет» роман, тогда как ему надо ответить на один вопрос – и более не возвращаться к нему.


Что ж, все за то, чтобы расстаться с «Сен-Мишелем»: и непомерные расходы, и долги сына, и нездоровье жены, которая не может более сопровождать его в плаваниях, уговаривая мужа подумать о здоровье и тоже отказаться от них.


И последнее – самое главное: «Сен-Мишель» ему больше не нравится, пребывание на борту яхты уже не приносит ее хозяину прежнего удовольствия.


Она в прошлом, эта радость....


«Сен-Мишель-I» - рисунок Жюля Верна

Небесный покровитель Жюля Верна.Ч.1 Жюль Верн, Яхта, История, Длиннопост

Королевская роскошь



Лето 1877 года Жюль Верн по обыкновению проводил далеко от Парижа. Писатель готовился к новому плаванию на яхте «Сен-Мишель II». До отплытия оставались считанные дни, когда все полетело кувырком.


Виной тому был капитан Олив.


- Месье, — сказал Олив. – Я только что из Нанта. Волей обстоятельств, я оказался на тамошней верфи, где увидел подлинное чудо.


Далее последовал восторженный рассказ о паровой яхте «Сен-Жозеф», которую выставил на продажу маркиз де Прео.


- Наверное, вам хочется еще раз взглянуть на это судно, а, капитан? — Жюль Верн улыбнулсяю — Я составлю вам компанию.


В Нант они отправились втроем: капитан Олив, Жюль Верн и его брат Поль, опытный моряк, ходивший как на парусных, так и на паровых судах.


Увиденное превзошло все ожидания. Поистине, то был корабль, достойный императора.


Причем в буквальном смысле слова. Яхта было построена по заказу бельгийского короля Леопольда I и лишь после его смерти перешла в другие руки.


Сменив несколько владельцев, она оказалась в собственности маркиза де Прео, который, как вскоре выяснилось, переоценил свои финансовые возможности.


Однако сей дворянин не просто хотел продать судно, он готов был продать его лишь человеку равному — если не титулом, то благородством души.


- К вам месье Жюль Верн!


Маркиз, отстранив дворецкого, лично вышел навстречу именитому гостю.


- Польщен знакомством, месье Верн. Должен сказать, я являюсь поклонником вашего таланта.


- Благодарю. — Жюль Верн склонил голову и после нескольких обязательных в разговоре приличных людей фраз, обозначил цель своего визита: — Я посетил вас, маркиз, имея цель купить «Сен-Жозеф».


Переговоры заняли всего двадцать минут. Оформление надлежащих документов — несколько дней.


И вот уже Жюль Верн пишет другу и издателю его романов Жюлю Этцелю: «Наконец я закончил крупное дело – покупку новой яхты… Я должен отдать за нее 55000 франков. Маркиз согласился принять половину наличными, а остальную сумму в течение года. Вы скажете: какое сумасбродство! Но, Этцель, зато какое это судно и какие перспективы для дальних путешествий. Средиземное море, Балтика, Константинополь, Петербург… Для меня это будет источником новых идей».


Закончив письмо, Жюль Верн вышел из каюты на палубу. Настроение было прекрасное.


У него были все основания для гордости: вот, посмотрите, это его яхта, его «Сен-Мишель III».


«Сен-Мишель-II»

Небесный покровитель Жюля Верна.Ч.1 Жюль Верн, Яхта, История, Длиннопост

Номер третий



Он был очень красив, «Сен-Мишель III». Знаменитые французские судостроители Жолле и Бабэн, казалось, превзошли себя в стремлении к гармонии линий и изяществу форм.


Длина его составляла 28 метров, с бушпритом – 32. Ширина – 4.6 метра. Осадка – 3 метра.


Корпус был изготовлен из железа и снабжен пятью водонепроницаемыми переборками, разделявшими его на форпик, носовые жилые помещения, кочегарку, машинное отделение, кормовые каюты и ахтерпик.


Паровая двухцилиндровая машина «Компаунд» мощностью в 25 сил позволяла развивать скорость в 9–11 узлов.


Кормовая часть была отведена под салон, облицованный красным деревом, и спальню, отделанную светлым дубом.


Носовая часть разделялась на каюту капитана, кают-компанию и камбуз.


Все помещения имели спальные места – либо диваны, либо откидывающиеся койки. Всего спальных мест было на 12–14 человек.


Выбирая парусное вооружение, Жолле и Бабэн остановились на двухмачтовой шхуне. Грот-мачта со стеньгой была высотой 15 метров, и ее гик выходил за корму. Фок-мачта была немного короче, а пятиметровый гик приходилось подбирать на топенанте, чтобы не задеть за дымовую трубу.


Впереди яхта несла стаксель и кливер. Общая площадь парусности составляла свыше 300 кв. м. Под парусами яхта развивала скорость 7–8 узлов.


И мачты, и труба были сильно наклонены назад, чтобы придать, наряду с клиперским носом, стремительность облику судна. Корпус был покрыт черным лаком с золотой отделкой по корме и носу, а выкрашенная белой краской труба была не слишком заметна при поставленным парусах.


Капитаном «Сен-Мишеля III» стал все тот же Олив. У него под началом были боцман, механик, два кочегара, парусный мастер, два матроса, юнга и кок. Но главным на корабле был Жюль Верн. От него зависело, куда направится «Сен-Мишель III».


- Ты помнишь, Поль, — как-то сказал Жюль брату, – я говорил, что на «Сен-Мишеле II» мы можем плыть хоть в Африку, хоть в Америку. А ведь на «Сен-Мишеле III» мы можем совершить и путешествие вокруг света. Как ты на это смотришь?


- Я согласен. Но сначала давай испытаем его у берегов Европы.



Первые дальние


Всю зиму Жюль Верн напряженно работал, а весной 1878 года отправился в Нант, где поднялся на борт «Сен-Мишеля III». Испытательный переход в Брест прошел без особых сложностей, и уже летом яхта отправилась в дальнее плавание.


Компанию Жюлю Верну в этом путешествии составили брат Поль, его сын Морис, Жюль Этцель-младший, а также Рауль Дюваль, добрый знакомый семьи Вернов.

Яхта продвигалась вдоль западного побережья Европы и североафриканского берега, делая остановки в больших портах.


И вот позади Виго, Лиссабон, Танжер, Малага, Тетуан… Все напоминало сладкий сон – из тех, когда не хочется просыпаться.


В следующем году Жюль Верн и «Сен-Мишель III» побывали у восточных берегов Англии и Шотландии. Яхта вела себя превосходно. Впрочем, особых испытаний на ее долю не выпало.


Но так не могло продолжаться бесконечно, какая-нибудь неприятность – на то и море! — обязательно должна была произойти.


И она произошла осенью 1879 года.


Темной ночью, когда «Сен-Мишель III» стоял на рейде Сен-Назара, во время бури на него навалилось трехмачтовое судно.


На яхте был разбит форштевень, сломан бушприт.


«Что за ночь! – записал в судовом джурнале Жюль Верн. – Если бы купец ударил нас в борт, мы бы точно пошли бы ко дну».


Прошел год, и «Сен-Мишель III» вновь поднял паруса. На этот раз впереди была Балтика и конечная цель плавания – Санкт-Петербург.

«Сен-Мишель-II» - реплика яхты Жюля Верна (2003 г.)

Небесный покровитель Жюля Верна.Ч.1 Жюль Верн, Яхта, История, Длиннопост

Плавание, однако, не задалось с самого начала. В июне похолодало, море терзали такие штормы, что корабли не в пример крупнее «Сен-Мишеля III» подолгу простаивали в гаванях.


Пришлось отказаться от намеченного маршрута: слишком рискованно было идти через Северное море, вокруг Ютландского полуострова, через проливы Скагеррак и Каттегат.


Под штормовыми парусами «Сен-Мишель III» сначала зашел в Роттердам, а затем по внутренним каналам, соединяющим Маас и Шельду, двинулся к Зирикзе.


После этого из порта Теннинг, что в устье реки Эйдер, яхта направилась к шлюзу в городе Рендсбурге. Тут оказалось, что шлюз не рассчитан на суда длиной более 100 футов, тогда как «Сен-Мишель III» с бушпритом был длиной более 105 футов.


- Возвращаемся, месье? – спросил капитан Олив.


- Ни в коем случае! – воскликнул Верн. – Мы отпилим бушприт и сорвем гербовый щит у форштевня. Никто не скажет, что бретонцев могут остановить препятствия.


Но нашлось другое решение. Яхту просто поставили в шлюзе наискосок…


Со следующими шестью шлюзами проблем не возникло, и «Сен-Мишель III» вышел в Кильскую бухту. Затем яхта направилась в Копенгаген, откуда после 8-дневной стоянки через канал Эйдер вернулась в Северное море и направилась к родному Нанту.


Об этом не слишком удачном рейсе оставил свои заметки Поль Верн. В своей книге «От Роттердама до Копенгагена на борту яхты «Сен-Мишель» он описывает все перипетии плавания, противопоставляя им безмятежность того, первого, средиземноморского.


«Может быть, мой брат когда-нибудь напишет мемуары «Сен-Мишеля», — писал Поль Верн. – Уверен, своей занимательностью они не уступят его романам».


Но такая книга не была написана…