Не сыпь мне соль на рану
Художественный фильм должен развлекать посредством обращения к эмоциям зрителя. Страх, сочувствие, радость, агрессия, жалость – вот цели авторов кино.
Для того, чтобы донести свою мысль до аудитории, нужно воспроизвести ее три раза: в начале текста, в его середине и в конце.
Первый раз: «От большого ума трупы детей не показывают». Если негодяй подойдет к вам на улице и плюнет в лицо, это вызовет у вас праведный гнев? Конечно! Много ума для этого поступка надо?
Так же и в кино. Смерть детей, грубое насилие, очевидная несправедливость, унижение – это картинки, которые, безусловно, вызывают у зрителя сильные эмоции. Способ, проверенный веками, и посему банальный. Используется, когда менее очевидных путей автор найти не может.
Могу легкой рукой накидать сюжетов, которые однозначно взбудоражат зрителя:
1) Женщина любит своего мужа, а он, пользуясь этим, заставляет ее заниматься проституцией и пропивает заработанные ей деньги
2) Мальчик много месяцев конструирует очень сложную модель самолета, чтобы выиграть конкурс. Хулигану по дороге отнимают эту модель и на глазах героя ломают ее.
3) Инвалид ДЦПшник влюбляется в соседку, но не может с ней быть из-за болезни. Подсматривает в дверную скважину, как девушка целуется со своим парнем и горько плачет.
4) Бомж приютил котенка, делится с ним последним куском, но его сбивает насмерть машина. Кого его? Бомжа или котенка? Это неважно, можно обоих – кашу маслом не испортишь.
5) Женщина возвращается домой по подземному переходу и ее пятнадцать минут насилуют. Ой, пардон, этот оригинальный сюжет уже экранизирован в бессмертном творении «Необратимость». Зрители массово уходили из кинозалов, и сей факт поклонниками фильма воспринимался как его заслуга: «Эвон, какой фильмец-то! Не для слабаков! Пробирает!»
Продолжать?
Все эти приёмы – обращение к инстинктам, а не к разуму. Они в той или иной степени используются многими, но есть безусловные лидеры.
Краткое содержание фильма «Нелюбовь» Звягинцева.
1) Родители разводятся и планируют отказаться от сына («Какие сволочи!»)
2) Мальчик, вроде как, уходит из дома и всем миров его ищут («Довели, твари!»)
3) Ребенка находят в морге , мать орет и ползает по полу. ( «Сама виновата, гнида! Будешь теперь знать, как думать о разводе!»)
Отчего умер мальчик? От «нелюбви»? Но труп изуродован, на теле явные следы насильственной смерти, его или сбила машина или он стал жертвой убийства. Причем тут любовь-нелюбовь? Ответов нет, одни эмоции.
«Фильм обладает гипнотической силой и невыносимой неоднозначностью, которая сохраняется до самого финала» The Guardian. Кадр из к/ф "Нелюбовь" Звягинцева
Второй раз. «Обращение к чувствам через интеллект - путь правильный»
Задача. Семидесятые года прошлого века. Нужно показать эмоциональную связь двух боевых товарищей со своим погибшим на войне другом и тем самым вызвать сочувствие зрителей.
Решение 1. Сослуживцы рыдают на его могиле - «На кого ж ты нас покинул!?». Мы добились эмоций, но путь к ним очевиден: «Могила, человек умер, они поэтому плачут». Скучно.
Решение 2. Один из сослуживцев встречает в аэропорту человека, похожего на погибшего друга и предполагает, что это его сын, в чем убеждается, так как у них совпадают фамилии. Сын находится в тяжелом положении, без работы и денег. Он, пользуясь внезапным знакомством, просит помощи у друга погибшего отца, и тот через их второго фронтового друга, ныне секретаря обкома, решительно берётся помогать. Однако скоро все трое понимают, что произошло недоразумение, погибший отец и погибший товарищ – это просто однофамильцы.
Несмотря на это, секретарь, пользуясь своей властью, помогает «сыну товарища» получить работу и решить свои проблемы.
Это эпизод из фильма «Мимино» с Волоховым-Леоновым. Наш мозг выстраивает эту логическую схему: «Волохов и секретарь даже через 30 лет после смерти друга постоянно о нем вспоминают, его память настолько им дорога, что они помогают чужому, просто похожему на друга человеку. Этой помощью они отдают ему дань»
Сцена не трагическая, даже с некой долей комизма. В ней никто не орёт, не плачет, по стенам не ползает, но он через наш интеллект вызывает у нас эмоцию - сострадание . Это виртуозная работа автора. Такое придумать гораздо сложнее, чем тыкать зрителей в трупы детей, собак-инвалидов и изнасилованных бомжей. Но, может, и не надо тогда кино снимать, раз это так сложно?
Вот и пришло время третьего раза «Чем сложнее путь к эмоции, тем картина интереснее. Чем нагляднее, тем тупее»
«Я его сразу узнал. Смотрю,стоит, чай пьет. Живой Васо. Живой…»