Не сыпь мне соль на рану

Художественный фильм должен развлекать посредством обращения к эмоциям зрителя. Страх, сочувствие, радость, агрессия, жалость – вот цели авторов кино.


Для того, чтобы донести свою мысль до аудитории, нужно воспроизвести ее три раза: в начале текста, в его середине и в конце.


Первый раз: «От большого ума трупы детей не показывают».  Если негодяй подойдет к вам на улице и плюнет в лицо, это вызовет у вас праведный гнев? Конечно! Много ума для этого поступка надо?


Так же и в кино. Смерть детей, грубое насилие, очевидная несправедливость, унижение – это картинки, которые, безусловно, вызывают у зрителя сильные эмоции. Способ, проверенный веками, и посему банальный. Используется, когда менее очевидных путей автор найти не может.


Могу легкой рукой накидать сюжетов, которые однозначно взбудоражат зрителя:


1) Женщина любит своего мужа, а он, пользуясь этим, заставляет ее заниматься проституцией и пропивает заработанные ей деньги

2) Мальчик много месяцев конструирует очень сложную модель самолета, чтобы выиграть конкурс. Хулигану по дороге отнимают эту модель и на глазах героя ломают ее.

3) Инвалид ДЦПшник влюбляется в соседку, но не может с ней быть из-за болезни. Подсматривает в дверную скважину, как девушка целуется со своим парнем и горько плачет.

4) Бомж приютил котенка, делится с ним последним куском, но его сбивает насмерть машина. Кого его? Бомжа или котенка? Это неважно, можно обоих – кашу маслом не испортишь.

5) Женщина возвращается домой по подземному переходу и ее пятнадцать минут насилуют. Ой, пардон, этот оригинальный сюжет уже экранизирован в бессмертном творении «Необратимость». Зрители массово уходили из кинозалов, и сей факт поклонниками фильма воспринимался как его заслуга: «Эвон, какой фильмец-то! Не для слабаков! Пробирает!»

Не сыпь мне соль на рану Российское кино, Мимино, Фильмы, Советское кино, Обзор фильмов, Нелюбовь, Негатив, Длиннопост

Продолжать?


Все эти приёмы –  обращение к инстинктам, а не к разуму. Они в той или иной степени используются многими, но есть безусловные лидеры.


Краткое содержание фильма «Нелюбовь» Звягинцева.


1) Родители разводятся и планируют отказаться от сына («Какие сволочи!»)

2) Мальчик, вроде как, уходит из дома и всем миров его ищут («Довели, твари!»)

3) Ребенка находят в морге , мать орет и ползает по полу. ( «Сама виновата, гнида! Будешь теперь знать, как думать о разводе!»)


Отчего умер мальчик? От «нелюбви»? Но труп изуродован, на теле явные следы насильственной смерти, его или сбила машина или он стал жертвой убийства. Причем тут любовь-нелюбовь? Ответов нет, одни эмоции.

Не сыпь мне соль на рану Российское кино, Мимино, Фильмы, Советское кино, Обзор фильмов, Нелюбовь, Негатив, Длиннопост

«Фильм обладает гипнотической силой и невыносимой неоднозначностью, которая сохраняется до самого финала» The Guardian. Кадр из к/ф "Нелюбовь" Звягинцева

Второй раз. «Обращение к чувствам через интеллект - путь правильный»


Задача. Семидесятые года прошлого века. Нужно показать эмоциональную связь двух боевых товарищей со своим погибшим на войне другом и тем самым вызвать сочувствие зрителей.


Решение 1. Сослуживцы рыдают на его могиле - «На кого ж ты нас покинул!?». Мы добились эмоций, но путь к ним очевиден: «Могила, человек умер, они поэтому плачут». Скучно.


Решение 2. Один из сослуживцев встречает в аэропорту человека, похожего на погибшего друга и предполагает, что это его сын, в чем убеждается, так как у них совпадают фамилии. Сын находится в тяжелом положении, без работы и денег. Он, пользуясь внезапным знакомством, просит помощи у друга погибшего отца, и тот через их второго фронтового друга, ныне секретаря обкома, решительно берётся помогать. Однако скоро все трое понимают, что произошло недоразумение, погибший отец и погибший товарищ – это просто однофамильцы.

Несмотря на это, секретарь, пользуясь своей властью, помогает «сыну товарища» получить работу и решить свои проблемы.


Это эпизод из фильма «Мимино» с Волоховым-Леоновым. Наш мозг выстраивает эту логическую схему: «Волохов и секретарь даже через 30 лет после смерти друга постоянно о нем вспоминают, его память настолько им дорога, что они помогают чужому, просто похожему на друга человеку. Этой помощью они отдают ему дань»


Сцена не трагическая, даже с некой долей комизма. В ней никто не орёт, не плачет, по стенам не ползает, но он через наш интеллект вызывает у нас эмоцию - сострадание . Это виртуозная работа автора. Такое придумать гораздо сложнее, чем тыкать зрителей в трупы детей, собак-инвалидов и изнасилованных бомжей. Но, может, и не надо тогда кино снимать, раз это так сложно?


Вот и пришло время третьего раза «Чем сложнее путь к эмоции, тем картина интереснее. Чем нагляднее, тем тупее»

Не сыпь мне соль на рану Российское кино, Мимино, Фильмы, Советское кино, Обзор фильмов, Нелюбовь, Негатив, Длиннопост

«Я его сразу узнал. Смотрю,стоит, чай пьет. Живой Васо. Живой…»