292

Накатной башмак

Продолжаем тему "обуви" на железной дороге.)

Тормозной башмак.

Понятно, что сход магистрального поезда на скорости по различным причинам–это всегда чрезвычайное происшествие, иногда катастрофа.

К счастью, это случается достаточно редко.

Тут нужна работа восстановительного поезда, с мощными кранами и другой специальной техникой.

Однако, на некоторых промышленных железных дорогах или допустим малодеятельных полузаброшенных участках качество путей бывает настолько низкое, что сходы возникают довольно часто и являются практически обычным делом.

Скорости, тут обычно невысокие, повреждения путей и тележек минимальные.

Тут и вступают в дело переносные накатные башмаки.

Накатной башмак–переносное устройство для подъёма подвижного состава сошедшего с рельсов обратно на путь, так сказать "своими силами".

Существует в основном двух видов: «лягушка» и «горбушка» («ракушка»).

Лягушка применяется при более сложных сходах, чем горбушка.

Это "лягушка".

Принцип действия башмаков основан на накатывании сошедшей тележки на основание и скатывание уже на рельсы с помощью направляющих.

Кстати, лягушка это не местечковое прозвище, как я думал, на английском тоже–Rerailing Frog.

Применяется во всём мире, есть просто некоторая разница в конструкции.

Судя по патентам, первыми были немцы (впрочем, как и тормозной башмак), кто именно–не нашёл информации.

Есть специальное место для крепления на локомотиве в северной Америке.

Очевидна разница – в геометрии: у «горбушки» округлые формы, отсюда и название, тогда как силуэт «лягушки» более приближен к V-образному, который уже более универсальный и подходит для разных рельс ( Р-50 и Р-65, и для Р-43), а также не только для деревянных, но и для железобетонных шпал.

"Лягушка" тяжелее, вес обычно чуть больше 200 кг. за пару.

Бывает и литой и сварной.

«Горбушка» тянет всего на 56 кг–пара 113 кг. (при ДхШхВ–820 х 290 х 280 мм), но пусть вас не привлекает её легкость, ведь она используется только на деревянных шпалах и не для всех профилей жд рельсов.

Изготавливается серийно методом литья из стали СТ 20Л-1 по ГОСТ 977-78.

Возможно изготовление "лягушки" из титана марки ТЛ5.

Преимущества:

повышенная коррозионная стойкость;

надежность накатывания вне зависимости от климатических условий;

и самое главное–уменьшение массы комплекта до 154 кг (по сравнению с 213 кг стальной «лягушки»).

Более современные исполнения башмаков.

Башмак стальной сварной накаточный типа "Рыбка".

Комплект башмаков Рыбка 512СС изготовлен из стального листового проката марки 10ХСНД и круглого проката марки 09Г2С методом сварки в среде защитных газов.

Масса 210 кг.

Размер (д/ш/в) 1020х540х270 мм.

В титановом исполнении–масса 138 кг.

Американская "горбушка".

Процесс поднятия лягушкой, причём не с первого раза.

Процесс поднятия горбушкой.

Источник.

Источник.

Источник.

Железная дорога

4.2K постов6.7K подписчиков