1583

Наезд поезда на человека - что делать машинисту?

Поводом для написания этого поста явилась очередная несправедливость в комментариях по отношению к людям, которые пытаются объяснить обитателям Пикабу суть травмирования людей железнодорожным транспортом. Я в этом деле имею, так сказать, непосредственный опыт, сам наезжал, сам применял, поэтому за слова свои отвечаю.

Итак, как обычно, в комментариях к постам, где хоть как-то затрагивается тема наезда тут же появляется человек, которому друг-брат-сват-сосед по купе рассказывал, что локомотивные бригады экстренное торможение не применяют при определенной скорости. Отчасти это утверждение являлось верным. Не скажу точно дату, но где-то в период с 2008 по 2010 год было отменено отдельное распоряжение по Октябрьской железной дороге (каюсь, номер не вспомню), согласно которому, машинисту скоростного поезда разрешалось не применять экстренное торможение при угрозе наезда на человека, если скорость следования поезда в этот момент составляла более 140 км/ч. Дело в том, что долгое время ОКТ ЖД являлась монополистом на подобные скорости. Когда же в России появился Сапсан, для него была написана отдельная инструкция, введенная распоряжением 2528р "О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "Сапсан" по железнодорожным путям общего пользования ОАО "РЖД"". В этой инструкции уже было отдельно сказано о том, что машинистам Сапсана не нужно применять экстренное торможение при скорости свыше 140 км/ч:

Порядок действия локомотивной бригады электропоезда «Сапсан» при наезде на человека (группу людей).
Если при следовании электропоезда «Сапсан» происходит наезд на человека (группу людей), локомотивная бригада действует в соответствии с требованиями, установленными приказом Минтранса России от 08.07.2008 № 97 «Об утверждении положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте».
В случае, если наезд на человека (группу людей) происходит со скоростями движения ЭВС «САПСАН» 141 км/ч и выше, машинист, не останавливая поезд, немедленно сообщает о случившемся по поездной радиосвязи ДСП ближайшей станции и машинистам встречных поездов.
Однако тут же добавлялось:
В случае наезда на человека или группу людей при скорости до 140 км/ч включительно, машинист применяет экстренное торможение.

Слова о том, что Сапсан никогда не применяет экстренное, прозвучавшие однажды в комментариях, на поверку также оказались мифом. Для чего отдельно прописали в инструкции? Сапсаны закупили двух родов тока, с перспективой открытия скоростного движения на Казань, однако сначала решили пустить их на Нижний Новгород. О родах тока уже неоднократно писали, но небольшой ликбез для тех, кто не в теме - в России магистральные железные дороги электрифицированы по-разному. Московский узел и Ленинградский, к примеру, работает на постоянном токе, номинальным напряжением 3000В, поэтому на главном ходу без проблем можно ездить одним локомотивом/электричкой. На других направлениях всё не столь радужно - примерно в 200-250 км от Москвы начинаются линии, электрифицированные переменным током, номинальным напряжением 25000В промышленной частоты. Логично, что постояннотоковый подвижной состав не сможет работать на переменном токе. Тут мы имеем на станциях стыкования перецепки локомотивов. Однако были придуманы электровозы двойного питания, которые могут работать и там, и там. Такими же закупили и партию Сапсанов. Одни работают только на постоянном токе и имеют обозначение ЭВС1, другие - на постоянном и переменном и обозначаются ЭВС2. Но запустить движение Сапсанов со скоростями 120 км/ч - это как-то тухло, поэтому на Московской и Горьковской железных дорогах прошли масштабные работы по переустройству инфраструктуры. По итогу работ максимальные скорости на отдельных участках были подняты аж до 180 км/ч. Однако это уже конкретно скоростное движение по трём дорогам и приказ октябрьской дороги на двух других уже не действовал. Появилась вышеозначенная инструкция, которая стояла выше дорожных приказов.

Так и работали локомотивные бригады Сапсанов до 15 февраля 2012 года. Именно тогда были введены поправки, после которых процитированный пункт стал выглядеть так (почему-то больше цитирование не срабатывает, поэтому далее по тексту цитаты будут выделены жирным шрифтом):


При выявлении нахождения человека (группы людей) в габарите подвижного состава в пределах видимости по маршруту следования поезда машинист обязан применить экстренное торможение с одновременной подачей звуковых сигналов большой громкости.

В случае транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, машинист действует в соответствии с требованиями, установленными Положением о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Минтранса России от 8 июля 2008 г. N 97, немедленно сообщает о случившемся по поездной радиосвязи дежурному по ближайшей станции, машинистам встречных поездов и после зарядки тормозной магистрали поезда продолжает движение.


При этом инструкция действовала уже не только на Сапсаны, но ещё и на высокоскоростные поезда Аллегро, курсирующие между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
ОК, мы разобрали скоростные поезда, но что же делать с остальными? Усмотрел я великолепную цитату пользователя с ником @Lepestov , не могу не поделиться:


где то читал, на пикабу уже в комментах отписывались. Инструкция выглядит так (данные примерно пишу, не помню точно, но суть такая). Если скорость до 40 км/ч, экстренное торможение, первая помощь, вызов скорой, скорость 40-100, остановка, проверка, ели труп, вызов скорой/передать инфу и ехать дальше, скорость 100+, без торможения, передать информацию и ехать дальше.


Итак, чем же руководствуются машинисты, когда наступает угроза наезда на человека? Всё до банальности просто - существует распоряжение 2817р (да-да, на железной дороге на каждый чих, наверное, есть своё распоряжение), утверждающее "Регламент

взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО «РЖД», деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД»"

Согласно этому регламенту:


20. Порядок действий при наезде на человека или столкновении

с автотранспортным средством.

20.1. Если на железнодорожном пути, который входит в маршрут движения поезда, находится человек или автотранспортное средство локомотивная бригада обязана:

- подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону;

- применить экстренное торможение в случае возникновения угрозы наезда или столкновения (человек не реагирует на подаваемые звуковые сигналы, автотранспортное средство не покидает опасную зону).


20.3. При наезде на человека машинист обязан:

- о причинах остановки по радиосвязи сообщить поездному диспетчеру, дежурному по станции и машинистам встречных и попутных поездов, находящихся на перегоне, а в пассажирском поезде начальнику поезда;

- направить на место происшествия помощника машиниста, который обязан определить состояние пострадавшего и в случае, если пострадавший жив, оказать первую медицинскую помощь, а в случае смертельного исхода, тело пострадавшего вынести за габарит подвижного состава и доложить машинисту о принятых мерах;

- после получения информации от помощника машиниста о положении на месте происшествия, дальнейшие действия согласовать с ДНЦ (в случае остановки поезда на перегоне) или с начальником станции (ДСП), в случае остановки поезда в пределах станции;

- при необходимости через ДСП вызвать скорую помощь или, в зависимости от обстоятельств, доставить пострадавшего до станции в вагоне пассажирского поезда или на локомотиве грузового поезда.


Всё! Все рассказы машинистов, как они на своих грузовых сбивают и едут дальше, потому что за спиной шесть тысяч тонн, разбиваются об ту инструкцию. На данный момент ВСЕ поезда, колесящие по нашей необъятной Родине ОБЯЗАНЫ останавливаться при наезде на человека. И не служебным, а конкретно экстренным торможением.
Тут критик с недоумением воскликнет - а если с рельс поезд сойдёт от экстренного торможения? Сразу хочу успокоить всех - от обычного экстренного торможения на исправном пути ни один поезд сойти не может. Бывает, что журналисты про какую-то аварию пишут такую ересь - знайте, это неграмотные журналисты. Во всём подряд разбираться невозможно. Если я ни черта не смыслю в авиационных двигателях, я не возьмусь утверждать, что взрыв двигателя произойдёт из-за бедной топливной смеси или как-то так. Однако, если мне нужно какую-то информацию опубликовать, я её прежде всего проверю, не смогу сам - обращусь к специалистам. Многие журналисты себя такими телодвижениями не утруждают. Вполне вероятно, что в описываемом ими случае было-таки применено экстренное торможение, однако применил его машинист, когда увидел угрозу безопасности движения, и оно было следствием неисправности, повлекшей сход, но никак не причиной. На железной дороге в принципе при любой угрозе безопасности движения применяется экстренное торможение и никак иначе. И по сети дорог за день их применяются тысячи, ведь стоп-кран также инициирует экстренное торможение - выходит, террористу не нужно закладывать взрывчатку на путях, достаточно просто дёрнуть рукоятку в вагоне? Конечно же нет.

Давайте разберемся, побеседуем о тормозах - а что же из себя представляет пресловутое экстренное торможение?
В голове у многих сразу рисуется картинка, как поезд колом встаёт на месте со 120 км/ч, вагончики складываются следом за ним, крушение, крики, жертвы. Ничего этого конечно же не будет. Экстренное торможение фактически представляет собой полное служебное торможение. В чём суть? В полном наполнении тормозных цилиндров воздухом - это происходит и в том и в другом случае. Самое главное условие - колёса при торможении никогда не должны блокироваться. Блокировка колеса - это неисправность, которая грозит вылиться в ползун (об этом есть хороший пост: http://pikabu.ru/story/polzun_3714857 ). В пассажирском поезде служебные торможения происходят посредством ЭПТ - электропневматических тормозов. Можно было бы вдаться в подробности, но не стоит - очень грубо, электрический клапанок открывает доступ воздуха в тормозной цилиндр, когда машинист подаст управляющий сигнал на такие вот клапана каждого вагона. В грузовом поезде тормоза управляются только воздухом. Машинист посредством крана в кабине выпускает определенное количество воздуха из тормозной магистрали, и в цилиндры поступает также определенное количество воздуха из запасных резервуаров каждого вагона.

Наезд поезда на человека - что делать машинисту?

Не мог не вставить картинку - тонны текста утомляют читателей, хоть как-то разбавлю. Справа - тот самый кран машиниста.

Машинист пассажирского, при отказе ЭПТ, также может воспользоваться такими пневматическими тормозами. При экстренном торможении воздух выпускается из тормозной магистрали весь и повышенным темпом. Тормоза срабатывают несколько быстрее, чем от полного служебного торможения, однако и важный фактор - после применения полного служебного торможения машинист имеет возможность тормоза отпустить и поехать дальше. Экстренное торможение применяется исключительно до полной остановки. Тем самым мы выяснили, что экстренное торможение - это, фактически, служебное и от него 100% никаких последствий для состава и путей быть не должно.

ОК, с двумя проблемами мы разобрались. Теперь поработаем со свидетельскими показаниями.


"А вот я видел, как сбил и не остановился!", "А я видел, как труп не убрали!"


Безусловно, мы тут обсуждаем как должно быть и жизнь может отличаться от бумаг. Но при всём при этом надо тут же сделать ремарку - машинист или помощник был должен и обязан. Если же он не сделал - его ждёт наказание. Какое?


Машиниста электропоезда сообщением Орехово — Рыбное и его помощника, которые сбили двух пожилых женщин на железнодорожных путях, осудили в Подмосковье, оба члена локомотивной бригады получили сроки в колонии-поселении © https://riamo.ru/article/127570/mashinista-elektrichki-i-ego...


В Ростовской области осудили машиниста, насмерть сбившего мужчину © http://161.ru/text/newsline/79067537985536.html


Машинист электрички осужден за наезд на мужчину, переходившего пути © http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/06/06/989491.html


В Ивделе осудили машиниста тепловоза Эксплуатационного локомотивного депо Серов — Сортировочный © http://serovglobus.ru/v-ivdele-osudili-mashinista-teplovoza-...


И это, конечно же, далеко не всё. Машинист и помощник машиниста - это профессии, которые несут на себе большую ответственность, однако, к сожалению, далеко не все, кто приходит работать на эти должности, эту ответственность осознаёт.


Да, отдельно скажу за выходные, так как они часто упоминаются в подобных постах. В Московском Метрополитене есть, так называемая, "премия за сбитого", на данный момент, насколько я знаю от коллег, с которыми раньше работали на большой железной дороге, составляет эта сумма 12 тысяч. Приказ был подписан ещё предыдущим начальником Бесединым и на тот момент сумма составляла 10 тысяч. И конечно же три дня оплачиваемых выходных. Что же у нас? Машининист или помощник может попросить три дня выходных за свой счёт - это прописано в нашем коллективном договоре. И всё. Как правило, эти три дня никто не берёт, потому что потом придётся работать с утроенной силой, нагонять норму часов - кушать от наезда меньше не хочется. И ходит легенда о том, что взявший эти три дня машинист потом ездил к психологу, проходил стандартные тесты на скорость реакции. Подтвердить или опровергнуть не могу - сам эти три дня никогда не брал. Почему такая разница? Просто в Метрополитене человек на пути - это нечто из ряда вон выходящее, а на большой железке скорее норма.

Много текста, конечно, написал, но мне очень хочется (хотя я особо и не надеюсь), чтобы этот пост всё-таки был воспринят пикабушниками и ссылка на него появлялась во всех обсуждениях экстренных торможений, как аргумент. Ни в коем случае не ради плюсов, а исключительно в качестве повышения грамотности и восстановления справедливости, чтобы сказавшего "при наезде нужно применить экстренное торможение" больше не минусили. Я приложил к этому все усилия, привёл руководящие документы и надеюсь, что буду услышан.

Спасибо за внимание.

Железная дорога

4.2K постов6.7K подписчика

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

хотелось бы еще поговорить о взгляде на всю эту ситуацию, так сказать, по ту сторону локомотива... да, машинисты должны давать экстренное при ЧС, но к чему это сводится в реалиях РЖД?! Я буду говорить как человек работающий достаточно долго с людьми из ПЧ (простыми путейцами - теме ребятами в оранжевых жилетах, ходящих по путям), в большинстве своем - все наезды можно разделить на две категории - несоблюдение ТБ (отсутствие чувства самосохранения) и просто люди сами кидаются  под поезда (и такое было на моей практике). Машинисты не виноваты не в одном из этих случаев. Все что он может попытаться сделать - дать экстренное. Ладно пассажиры, товарняку на скорости в 100 км/ч нужно далеко не 50 м. на тормозной путь. так что в таких случаях машинист не должен вообще ничего испытывать - он всего лишь выполнял свою работу. Но есть совсем другая сторона этой медали - машинисты зачастую докладывают о том что на путях находятся путейцы (извините за тавтологию). И, собственно, машинисту (ну или поездной бригаде) за это премия, а путейцам, которые пытаются в кротчайшие сроки отремонтировать путь, сделать диагностику, ну или выполнить ряд работ, направленных на то, что бы состав прошел без всяких заминок - им штраф, лишение премии, которая итак невелика.... если кто то захочет со мной поспорит (а если он еще и работает в этой сфере) буду очень рад выслушать

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну грузовые со скоростями 100 не летают, да и пассажирскому далеко не 50 метров нужно.

Теперь по поводу больной темы - конфликта, на который "злые РЖД" толкнули локомотивщиков и людей на путях. У меня был случай, когда я чуть не сбил путейца, потому что он, благородный:
"пытаются в кротчайшие сроки отремонтировать путь, сделать диагностику, ну или выполнить ряд работ, направленных на то, что бы состав прошел без всяких заминок"

А я за эти 40 секунд с десяток лет жизни потерял, потому что вижу и осознаю, что экстренное уже применено, а остановиться я не успеваю и ждёт меня реальный срок, за наезд на работника в жилете. И остальные опездолы стоят рядом на откосе и в мою сторону смотрят, а этот рядом с ними в колее ломиком корячится и генератор рядом надрывается, никто ничего не слышит. Буквально в паре десятков метров у одного что-то щёлкнуло и он ломанулся, буквально выкинул из колеи его. Потом, конечно, приходили, просили не докладывать никуда. Но в данном случае принцип: не задавил я - та же ситуация произойдет с едущим следом моим коллегой и ему уже может не повезти. У вас жены - вдовы, да дети - сироты, у него тоже семья есть, которая с зоны ждать будет, наверное. И о премии, главное, уже никто не вспомнит. Правила безопасной работы на путях писаны кровью, ВАШЕЙ же кровью, кровью многочисленных ваших павших коллег, которым тоже не нравилось лишаться премий, и они старались всё сделать побыстрее, а теперь больше никуда не торопятся. И сколько смертей можно было бы избежать простым докладом машиниста о том, что при проходе его поезда работы по соседнему пути не прекратились. Как например тут: https://www.youtube.com/watch?v=L-GwhAB3nPI Но машинисты же сердобольные, жалеют вас, премию вам хотят сохранить, а в итоге вы жизни свои теряете, да чужие ломаете.  

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот!!! я всегда очень хотел пообщаться с человеком по ту сторону паровоза))). в большинстве своем если путеец не успел уйти, ил  даже не слышал состава - его вина!!!! ну а никак не машиниста, только это я и пытался сказать. а по поводу что машинисты "СЕРДОБОЛЬНЫЕ" - по крайней мере на СКЖД последние лет 5 это далеко не так. и еще раз повторюсь, я ни разу ни путеец, ни монтер пути, ни шчвец, эчвец и прочие, но на железной дороге бываю практически каждый день. А вечная война путейцы и движенцы - может стать просто легендарной. а вообще - очень интересная статья для тех кто не связан с этой сферой деятельности, но она ему (ей) интересна. ИМХО пост годный, но взгляд только с одной стороны. (не говоря о тех дебилах которые, грубо говоря, сами виноваты - много видел и пьяных на путях, и полных по***стов). просто у читающего складывается впечатление что машинист такой бедный и ранимый человек, которому очень  тяжело (и снова вспомним путейцев, которым иногда приходится убирать с путей "последствия" этих наездов)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как правило, последствия наездов убираются прибывающими на место происшествия сотрудниками полиции. Без них что-либо убирать никто не имеет права. Помощник - только выносит останки за габарит и оставляет там. Если остаются кровь и мелкие частицы тела, путейцам до них дела нет - животные растаскают, да дожди смоют, ничего страшного. Я не знаю, с какой стороны тут машинист нарисовался, как бедный человек, которому очень тяжело - я не пытался придать посту какую-либо психологическую окраску, всего лишь донёс, как локомотивная бригада должна действовать и как бывает на деле, в противовес неграмотным комментариям под каждым постом со схожей тематикой. Если в вашем воображении всплыла именно такая картинка - машинист бедный, а все остальные как сыр в масле, то это проблема вашего восприятия. Если на то пошло, то пользуясь вашими оценочными критериями, помощник "победнее" машиниста выйдет. Машинисту "бам!" и всё, а помощнику с этим возиться на путях.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку