Начало пути1
Для ЛЛ описание предыдущего поста: купили яхту в Питере за очень недорого зимой, собираемся перегнать своим ходом в Москву.
Давно ничего не публиковали, просто не хотелось описывать скучный этап подготовки себя и лодки к переходу, скупки «всего подряд» на Ozon и WB. Пока не дошло, что не реально всё-всё предусмотреть и чтоб всё-всё было на все-все случаи жизни. Да и сложно впихнуть невпихуемое в маленькую яхточку с шестью шкафчиками. Не стали мы заморачиваться с внешней отделкой яхты, типа покраски палубы, отделки салона и т.д. Даже купленную «автономку» не установили – лето же…)) Решили оставить как есть и сделать из нее конфетку дома по приходу. Из «допов» установили только музыку. Муж врезал колонки, подключил сабвуфер – получилось не «Bose» конечно, но нам и так сойдёт. Купили еще светодиодную ленту, чтобы подсветить мачту и контур яхты. Красиво и ночью нас будет видно хорошо. Но тоже оставили на потом. Ограничились необходимым: заменой кое-чего из такелажа (это веревочки, чтобы паруса ставить), обновили якорно-швартовые «причиндалы» (швартовка - парковка), ну и само-собой установка рангоута - мачты и гика («палки» для парусов).
И вот теперь, когда уже позади выход из яхт-клуба с мостом ниже нашей мачты; Нева с её встречным течением и Ивановскими порогами; крепость «Орешек» с разбросанными вокруг ещё видимо Петром-1 подводными камнями; позади невидимая узкая тропка Кошкинского фарватера и непредсказуемая огромная Ладога… Теперь уже есть чем поделится, сидя на отдыхе в тепле и уюте гостиничного номера «со всеми удобствами». Начнём по порядку:
Для установки мачты был приглашен наш общий друг (Лемяскин, привет) и с мужем они отправились ставить мачту, прихватив с собой грузовые ремни и купленную на Озоне ручную лебёдку.
На выходе из нашего яхт-клуба в Неву есть пешеходный мост – сделаю сразу оговорку по поводу высоты (это был самый распространённый вопрос): прочтя пост одного блогера (типа нас), который там был на парусной яхте и ставил мачту с этого моста, мы для себя уяснили, что ограничение по высоте на вход 10-11 метров, что от палубы до моста высота примерно 11 метров… К тому же, при спуске яхты на воду мы постоянно тыкались в мель (описание в первой части) и по словам местных вода в Ижоре в этом году существенно «ушла». В общем, вопрос «А пройдём ли мы под мостом» как-то даже не ставили перед собой.
Для установки мачты на носу яхты закрепили лебёдку. Сверлить под неё отверстия в корпусе было жалко, использовали имеющееся – носовая оковка закреплена к корпусу болтиками «на шесть», вот один такой болтик как раз совпадал с отверстием в лебёдке, на этот один болтик и закрепили. Спереди мачты выходят два фала (это канаты для поднятия парусов): спинакер-фал повыше и чуть ниже стаксель-фал. Крюк лебёдки зацепили за тот фал, что повыше – для спинакера (парус такой есть). С боков прихватили стяжными ремнями, чтобы мачта не валилась на бок, и порядок действий следующий: Лёха, стоя в корме (зад яхты), приподнимал мачту, а муж тянул лебёдкой с носа. Процесс пошёл. По ходу подъема постепенно ослабляли боковые ремни, удерживающие мачту по бокам, пока не «возьмут» ванты (это боковые тросы-растяжки мачты – часть стоячего такелажа парусника). И вот, когда уже «взяли» ванты, боковые ремни были сброшены за ненадобностью, то есть уже совсем почти-почти….. болтик «на шесть», державший лебёдку к корпусу, вылетел вместе с гайкой из пластиковой палубы яхты. Но, Лёха-то наш – богатырь! Удержал алюминиевую конструкцию и муж, со скоростью Молнии Маквин, закрепил бывший свободным стаксель-фал на носовой оковке палубы. Фух – не уронили…. Завершали процесс уже чисто богатырской силушкой, выбирая оба фала - стакселя и спинакера, дотянули мачту до вертикального положения, закрепили тальрепы, равномерно их обтянули и законтрили.









К слову о терминологии: отправив другу инструкцию по установке мачты из заводского руководства к яхте, тот ответил, что не понял там них…, что и нормально. Путём простого перевода с парусно-морского на общедоступный язык, легко донесли до Лёхи суть задачи и порядок действий. Например, если выражение «контрить тальрепа» для среднестатистического мужика звучит как некое мудрёное таинство, то простое слово «зашплинтовать» (что тоже самое) звучит уже как призыв к действию. Как-то так, ничего сложного.... :-)
Закончив с установкой рангоута, муж вернулся домой и через неделю, взяв на работе отпуск (у него «гибридный» график - что отпуск, что ни отпуск – одинаково, но хоть в офис не надо будет ездить).
Мы сняли квартиру в Питере и отправились уже без авто на поезде «с вещами» заканчивать подготовку и начинать переход. Я работаю на 100% удалёнке – решила, что обойдусь и без отпуска. Главное, чтобы был интернет и розетка (ох, как же я ошибалась...)
Четыре дня жили в Питере на посуточной квартире и готовились к отплытию. Докупили припасов и бытовых принадлежностей типа чайника, кофеварки, газовой походной плитки, пластиковой посуды и т.п. Купили дополнительный мотор «докатку» в 4 л.с., надувную лодку на веслах без транца под мотор. Решили, хватит и вёсел для рек и озёр. Почти все эти четыре дня лил дождь, ветер, холодно, лишь раз попался хороший погожий денёк. Мы люди не особо южные, долгое время живём в Подмосковье, я родом из Коми, муж из Курской области, но вот смысл выражения «дефицит погоды» мы поняли только пожив какое-то время в Питере.
Вернёмся к яхте. Приехав в яхт-клуб, посмотрели вначале на пешеходный мост, потом под мост, потом на стоявшую у причала нашу яхту…, и тут всплыл ранее отброшенный вопрос, в решении которого были абсолютно уверенны: «А пройдём ли мы под мостом???». Экспериментировать с яхтой и попыткой проверить «на деле» не стали – если не пройдём, места для разворота/манёвра скорее нет, чем есть. Спросили у рыбаков, стоявших на мосту: "сколько высота?". Те, хором, навскидку – «20 метров!» Это хорошо. «А пройдёт-ли вон та яхта под мостом?» - спрашиваем у них. Ответ, так же хором – «нееее, не пройдёте». Высота яхты от воды у нас 10.5 метров. Вот как оно - руководствоваться чужим мнением. :-)
В общем, решили добраться до истины самостоятельно, без советов и чужих мнений: взяли длинную 20-метровую верёвку, закрепили к ней груз – кранец для веса, разметили каждый метр длины и пошли на мост мерить. Результат – 8,5 от силы 9 метров, не больше. Очевидно – не проходим. Надо заваливать, по-другому никак. По той же технологии, с использованием стяжных ремней и лебёдки, закрепили ремни – по два с каждого борта.
К креплению лебёдки отнеслись уже основательно: рассверлили отверстие, что использовали в прошлый раз, под болт «на восемь» и уже не жалея яхту просверлили ещё одно такое же. Крепим лебёдку двумя болтами «на восемь» снизу под гайки подкладываем стальные пластины, сверху шайбы. Получилось надёжно – если вырвет, то только с куском палубы. Крюк лебёдки как и в прошлый раз за спинакер-фал, стаксель-фалом страхуем, закрепив его коренной конец к носовой утке.
Раздаём тальрепы, отсоединяем форштаг (носовой трос-растяжку) и начинаем «травить помалу». Мачта пошла наклоняться назад. В процессе подтягиваем боковые ремни и травим страховку – стаксель-фал. Так, потихоньку понемногу наклонили мачту назад на достаточную высоту для прохода под мостом. Подвязали провисшие снасти такелажа, обтянули боковые ремни, подставили с кормы подпорку (муж нашёл в яхт-клубе подходящую доску и подпилил её ножовкой «как надо». Вроде надёжно. Эту ночь ночевали на своей яхте. Впервые. В спальных мешках (тоже впервые). Под «скрип и стоны» спалось не особо спокойно: дул ветер, была волна, яхту с заваленной мачтой раскачивало, периодически выбегали проверить крепёж. Всё время казалось, что по яхте кто-то ходит :-)
Рано утром, часов в 5-6, проснулись, умылись, выпили кофе и в путь. Дул отжимной с носа в бок. Отходим «как учили», с учётом ветро-волновых. Сбрасываем кормовой швартовый, даём малый назад и «повисаем» на носовом. Ждём когда лодка встанет прямо, в этот момент отдаём носовой швартовый и выходим задом на середину Ижоры. Малый вперёд, и используя эффект заброса винта (винт у нас правого вращения) корма идёт вправо, нос соответственно влево, «нацеливаем» нос в пролёт моста, полный вперёд – пошли. Проходим мост с запасом по высоте – нормально завалили. Всё, свобода, мы в Неве!
Ранее, гуляя вдоль берега, приметили небольшой причальчик сразу за углом при выходе в Неву из Ижоры. Причальчик с виду был заброшенный, уточнили у охранника глубину у причала – 6 метров. Норм. Подходим к нему и швартуемся. Будем здесь возвращать мачту в вертикальное положение.
Закрепив швартовые, распределив кранцы хотели было приступить к снятию удерживающих мачту в положении полулёжа ремней и приспособ, как заметили приближающийся по Неве большой круизный лайнер. Торопится не стали, решили подождать, когда пройдёт. Прошёл. Волны кильватерного следа от него были такими, что нашу яхточку швыряло во всех плоскостях, швыряло так, что стало страшно – сейчас выскочит шпор мачты из степса (это основание – нижний упор мачты), и тогда она просто рухнет в воду, не помогут никакие ремни… Обошлось. Но вструхнули мы знатно.
Дальше ещё интереснее: вслед за круизным лайнером показался толкач толкающий баржу, а на обгон толкача шла огромная «калоша» Волго-Дона. Мы бросились как можно крепче закреплять мачту на палубе – увязывать ремнями, ставить подпорки. Муж сказал валить с палубы на хрен (на причал), но я от испуга укрылась в каюте и выходить отказалась – мне там казалось безопаснее. Муж свалил на причал и руками стал удерживать яхту за рейлинги. Замерли. Ждём волну сразу от двух огромных грузовых посудин. И волны пришли. Яхту подбрасывало вверх с амплитудой в полметра-метр. Муж, упершись руками в лодку ногами в причал изо всех сил пытался сдерживать боковые удары о причал. Кранцы, казалось, сейчас полопаются от нагрузки. Надежда поставить здесь мачту уходила с каждой волной.
Но, волны прошли, ветер стих, выглянуло солнышко, на Неве был полный штиль. Смелости прибавилось, испуг отступил. Принялись за дело. Решили так, поднимаем на сколько успеем, как только видим идущее судно – заканчиваем подъём максимально крепимся и удерживаем. Так и поступили. Пару раз проходили маломерные катера. Мы фиксировались, пережидали волну от них, потом продолжали подъём. Больших судов больше не было. Процесс шёл относительно спокойно и чётко. На всё про всё ушло пару часов.
Лишь рыбак с берега бухтел на нас, типа «если по башке грузилом прилетит – я вас предупредил. На х… встали там, куда я закидушку свою кидаю…». Ну это ладно – у него свои задачи и цели, у нас свои. Мачту подняли, закрепили, перекурили это дело и двинули по Неве в сторону Шлиссельбурга. Там забронировали предварительно место на какой-то стоянке катеров.
Долго мы ждали погодного «окошка» и с погодой нам повезло: солнышко, легкий ветерок, сидим в кокпите собственной яхты, пьем кофе, любуемся видами. Но идём мы против течения, а течение на Неве очень даже не слабое. Наш 5-сильный моторчик тарахтит изо всех сил, а «Навионикс» показывает скорость по GPS от силы 4 км/ч. Ползём, а не идём. Но всё равно – красиво ползём. А впереди нас ждут небезызвестные Ивановские пороги с их стремительным течением. Течением, против нашего хода.
Ранее, стоя в яхт-клубе, муж общался с соседом по стоянке – опытным яхтсменом и просто хорошим человеком. Спасибо ему. Узнав о нашем маршруте, он рассказал мужу, как правильно пройти этот сложный участок с порогами. Подробно на карте показал точки, где к какому берегу нужно прижиматься, то есть где течение послабее.
Сосед по стоянке уходил на своем катере в Сортавалу и уходил в ночь в этот же день. Посмотрев на наш 5-сильный мотор, прямо ничего не сказал, но сомнения опытного морехода в успешном прохождении Ивановских порогов с этим мотором были понятны без слов. Он предложил нам пойти вместе с ним и тогда бы он мог взять нас на буксир на этом участке. Но куда нам, в ночь, мы не готовы ещё… В общем, заверил он нас, что в случае чего, любой проходящий мимо нас водномоторник сможет взять нас на буксир, стоит только махнуть. Взаимовыручка на воде работает куда лучше, чем на автодорогах в наше время. Также опытный сосед предупредил, что на подходе к порогам следует поставить в известность диспетчера на 2-м канале. Позывной – «Ивановские-3». Это называется – «доложиться диспетчеру».



идем по Неве
Так, медленно но верно подошли к указанному месту доклада (какой-то завод). Справа по борту стоял на погрузке под кранами большой сухогруз. Услышали в рации запрос этого сухогруза диспетчеру - «добро на подъём якорей». Добро он получил. Мы прошли сухогруз и также запросили «добро на проход», предупредив диспетчера, что идём мы медленно и моторчик у нас слабенький.
Перед порогами широкий разлив. В разливе туда-сюда снуют катера, ПВХашки и т.п. На берегу появился поселок Ивановское. Скорость наша в разливе дошла до 5 км/ч, что было относительно не плохо. Через разлив идём по белым буям судового хода. Обернувшись назад, увидели тот сухогруз, что просил «добро» на подъём. Скорость его была явно выше нашей. Решили не мешаться ему и дав круг по разливу, зашли к нему в корму.
К слову, при развороте по течению, скорость наша подскочила с 5 до 11-13 км/ч. Не такие уж мы и тихоходные… :-)
Двинулись за сухогрузом. Шли, как советовал опытный сосед – по белым буям до мыса Святка. У этого мыса резко поперёк судового хода переходим на противоположный берег и двигаемся дальше вдоль него (ориентир там есть - затонувшая баржа). Скорость упала до 3 км/ч, сухогруз уже скрылся из вида, но мы двигались вперёд. Не назад.
Река перед нами постепенно выпрямилась, повороты закончились, а скорость всё не увеличивалась. Наоборот, упала до 1,5-2 км/ч. Временами «Навик» показывал вообще 0 км/ч. Только часа через 1,5-2, скорость стала постепенно расти и дошла до наших «законных» 4-5 км/ч. Как было до порогов. А впереди показался Кузьминский ж/д мост. Опять мост….
На пролёте моста многообещающая табличка с указанием высоты пролёта «12.5м», мы – 10,5м. Идём смело. На подходе я услышала, как муж убрал газ и сбавил ход. Поднялась на палубу. Раньше мы думали, что смысл выражения «играет очко» нам понятен, но когда едва не чиркнув якорным огнём на верхушке мачты за пролёт моста мы под ним прошли, поняли, что смысл выражения «играет очко» мы узнали только что. Интересно, меняет ли кто-то эти таблички на мостах, или она висит ещё со времён Брежнева? При том, что уровень воды в Неве меняется +/- 1-2 метра чуть ли ни каждый месяц.
Затем был Ладожский мост с пробкой на нём из автомашин, но там высота уже была с большим запасом – метров 15, и за этим мостом по берегам стал появляться Шлиссельбург, вдалеке прямо по курсу замаячила главная его достопримечательность - крепость Орешек.
Созвонились с хозяином забронированного накануне причала, он подсказал «дорогу», зашли и довольно мягонько пришвартовались на стоянке. Прямо у цепного моста. Без удобств, но с водой, электричеством и недорого.



Стоим в Шлиссельбурге
Сошли на берег, прогулялись в парке Гагарина, поужинали. Городок, если честно, «так себе…». Старинный – это да, крепость, начало Невы, выход в Ладогу, но старенькие давно не ремонтированные дома, подуставшие дороги, из кафе только «а-ля Шаверма», на улицах калдыри и подростки. Одним словом, нам город «не зашёл».
Вызвали такси и съездили на Газпром. Там без проблем наливают бензин в пластик. Хотели докупить бак 5 литров, но в наличии были только 20. Хранить негде. Думали, позже еще съездим, но были такие уставшие, что легли спать и совсем не переживали, потому что запаса хватает до базы, где планировали остановиться на следующий вечер.