На волне постов про школы
Санкт-Петербург. Школа вроде обычная, но почему-то считалась "крутой" в районе, т.к. был компьютерный класс. Надо сказать, что с 97 по 2007 год этот класс работал суммарно года полтора, ибо не было преподавателя. Никогда. Приходили новые, работали месяц-два и уходили в закат. Почему не знаю, да и суть не в этом.
Ежемесячно с каждого ученика собирали деньги "на нужды школы". В 97-99 годах суммы были около 100 рублей (мы с братом и мамой на эти же деньги неделю жили), потом росла по-тихоньку, вплоть до 300, вроде, рублей году в 2005. Не помню точно, т.к. после 3-го класса мама просто отказалась давать деньги. Она просто не видела смысла, т.к. ничего не менялось. Все рабочие тетради покупали родители сами. С 5-6 класса также сами стали покупать почти все учебники. До этого таких было 2-3 учебника в год, а с 6 класса и вовсе начали выдавать только учебники по русскому языку, алгебре и истории. Книжки, кстати, были недешевые, иной раз комплект учебник + комплект рабочих тетрадей на полгода стоил 1500-2500 рублей, что было просто баснословными деньгами для большинства. И это только один предмет.
Все экскурсии, которых было довольно мало, а в 6-7 классе и вовсе перестали существовать, оплачивали родители. Концерты в школе иной раз тоже были платными. Даже душная дискотека в малом спортивном зале была платной. В общем, от школы никаких вложений не наблюдалось.
Ремонт в школе делали один раз за эти 10 лет - году так в 2004-2005, вроде. Отремонтировали вестибюль, коридор на первом этаже, актовый зал и кабинет директора. На 2-3 этажах краска как слезала со стен, так и осталась не тронутой.
Качество образования хромало. Изрядно. 70% педагогов требовали одного - ничего не ломать и громко не орать на уроках. До знаний детей им дела не было. Из моих педагогов отличались настоящим талантом и отдачей к своей работе только учительница истории Анна Михайловна и кл. рук., учитель русского и литературы Нина Ивановна. Только эти два учителя из моих действительно общались с детьми и пытались вложить что-то в наши пустые деревянные головы. Отношение к ним всегда было соответствующее - мы никогда не косячили на их уроках, вели себя достойно, пытались учиться в полную силу. Учитель физики наш и вовсе ставил оценку за год за пузырь. Правда. Я и еще двое парней за 2 литра водки купили себе тройки в году.
Что-то я отвлекся. В общем, возьмем среднюю цифру в 200 рублей. Среднее кол-во учеников в школе плавало от 800 до 1000 человек. Среднее 900 человек. Несложными математическими вычислениями приходим к сумме в 180 000 рублей ежемесячно. Для начала 2000-х эта сумма была значительно весомее, нежели сейчас. Но так никто никогда и не мог понять, на что же уходили деньги. Нужды школы, далее - ничего. Возможно, кто-то пытался разобраться в этом, но мне и моей маме было, мягко говоря, не до этого. С 5 класса начались и вовсе лютые сборы. На все подряд - на окна, которые так и не поменяли (рамы покрасили, хотя собирали на стеклопакеты), на полы, которые скорее всего до сих пор те же, на ремонты конкретных классов, которые не делались от слова совсем. Однажды собрали немалые суммы со всех родителей в мае на ремонт. В сентябре увидели, что класс и правда посвежел. Через месяц уже всем было известно, что родители сами делали его, да еще и со своим материалом - например, мама моего друга красила рамы и стены сама, краской, которую купила сама.
Самое интересное в следующем. Отношение к детям было всегда оригинальным. Например, в начальных классах у нас была одна учительница на почти все предметы, как у всех, впрочем. С 1 по 3 класс. Не все в моем классе имели возможность принести 100-120 рублей за месяц. Когда проходили сроки сдачи денег, дети, чьи родители не сдали деньги, выводились перед доской и наша любимая Ирина Евгеньевна чморила этих детей перед остальным классом. Вообще унижать детей у неё был одним из излюбленных методов. Можно было быть облитым дерьмом за многое: не знание темы, неумение писать букву так, как показывала она (первый класс, ребята), несделанное домашнее задание и многое другое. Однажды, классе в третьем, нас толпой отпустили в туалет на уроке, потому что отменили одну перемену. Один мой одноклассник как-то пахабно пошутил, сморозил что-то вроде "пропустите мою стройную попу", пытаясь протиснуться через толпу к толчку. За это он был удостоен таким же позором перед всем классом. От училки в его сторону летели разные эпитеты, в том числе слова "тупой", "жирный", "дрянь" и т.д. Но самое главное - это "наказание", которое ей уготовила классрук. Она выдала ему ведерко и на протяжении недели заставляла писать в него, прямо в классе, на глазах у всех детей. Через день-два он научился не проситься больше в туалет на уроках и старался "выссаться" на переменах.
Если вы подумали, что она одна такая "паршивая овца" была в школе, то ошибаетесь. Например, свободу в воспитательных процессах регулярно позволяла себе и социальный педагог. Мой брат всегда был "с шилом в жопе" и постоянно что-нибудь творил, за что летели двойки в дневник за поведение и регулярные выговоры матери. Но этого ей казалось мало и как-то она просто отметелила моего брата дневником по лицу, пока никто не видел. Брат мой этого не стерпел и выдал все маме. Мама пошла разбираться в школу, мы с братом начали рассказывать об этом друзьям и выяснилось, что такая мера наказания у нее довольно-таки распространена. Другие родители, чьи дети отхватывали по щщам, примкнули к нам и в результате ее подвинули с должности. Был забавный случай как-то даже. Наш соц пед жила в соседнем доме от нас и как-то, лет 5 спустя, мы уже окончили школу, я ее на улице встретил. Здороваться не стал, но она сама подошла и начала диалог. После вопроса "брат-то твой жив еще?" была послана на известные буквы, на чем и расстались.
Кстати, стоит отметить, что во втором или третьем классе наша директор погибла при пожаре и на ее замену вскоре встала другая. Мама потом рассказывала, что как-раз с ее приходом в школе начались дикие поборы и различный беспредел.
В те годы я даже не думал о многих вещах и не понимал того, что реально происходило в школе. Только годам к 20, вспоминая многие вещи, я тихо ужасался. Мы очень мало рассказывали родителям, т.к. у половины из нас были только мамы, время было конец 90-х - начало 2000-х и родители до ночи пропадали на работах. Ну а мы всегда решали свои проблемы сами. В этом не было какого-то стремления казаться крутыми или взрослыми, просто где-то в глубине души мы понимали, что родителям и так тяжело и старались не добавлять проблем. Да и иной раз стыдно было рассказывать вещи, вроде истории с ведерком и подобные. Но были и ребята, которые за каждой мелочью бегали к предкам и выкладывали всё, отчего в школе регулярно рождались скандалы. Но больше всего я жалею, что многого не понимал и не придавал значения.
Хотя, если вспомнить, дети всегда были еще теми скотами. Жестокости нам было не занимать, это факт. И вот тут возникает двоякое чувство: с одной стороны, большинство из нас выросли нормальными, адекватными, трезвомыслящими людьми. С другой стороны, меры воспитания, иной раз всплывающие в воспоминаниях, мягко говоря не педагогичны и волосы дыбом встают от одной мысли, что такое допускалось.
Как-то сумбурно, просто начитавшись вспомнилась и моя школа)