Музыкант из Гамельна

«Можно! Можно! Можно! — поёт дудка. — Сегодня всё можно! Я поведу вас в зелёные рощи! На медовые заливные луга! Босиком по лужам! Зарыться в сено! Можно! Можно! Можно!»
Топот маленьких башмаков по деревянным лестницам, по каменным ступеням...
Из всех дверей выбегают дети. Бросив игру, бросив прялку, на бегу подтягивая чулок, дети бегут за крысоловом, жадно ловя звуки дудки.
Из каждого дома — дети. На каждой улице — дети.
Падают, разбивают коленки, потрут, подуют и бегут дальше. Весёлые, с липкими пальцами, за щекой сласти, в кулаке горсть орехов — дети, сокровище Гамельна.
По улице бежит дочь бургомистра Марта. Розовое платье раздувает ветер. А одна нога не обута, только один башмачок натянула в спешке.
Вот уже городские ворота. Дети с топотом пробежали по подъёмному мосту. А крысолов уводит их по дороге, мимо вересковых холмов всё дальше, дальше..
Музыкант из Гамельна Познавательно, История, Легенда, Гамельнский крысолов, Википедия, Длиннопост, Текст

Легенда о крысолове в самом известном варианте гласит: однажды город подвергся крысиному нашествию. Никакие ухищрения не помогали избавиться от грызунов, наглевших с каждым днём вплоть до того, что стали сами нападать на кошек и собак, а также кусать младенцев в люльках. Отчаявшийся магистрат объявил о награде любому, кто поможет избавить город от крыс. «В день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня», появился «одетый в пестрые покровы флейтист». Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда появился. Получив от магистрата обещание выплатить ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», он вынул из кармана волшебную флейту, под звуки которой все городские крысы сбежались к нему, он же вывел околдованных животных прочь из города и утопил их всех в реке.

Магистрат, однако же, успел пожалеть о данном им обещании, и когда флейтист вернулся за наградой, отказал ему наотрез. Музыкант через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Так же, как ранее крыс, флейтист вывел их из города — и утопил.


Данная легенда, предположительно возникшая в XIII веке, является одной из разновидностей историй о загадочном музыканте, уводящем за собой околдованных людей или скот. Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что именно гамельнский вариант является единственным, где c точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду c совершенно подлинными событиями. Так около 1375 года в хронике города Гамельна кратко было отмечено:


В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.

В той же хронике, в записи о 1384 годе, Исследователи обнаружили краткую запись: «Сто лет тому назад пропали наши дети».


Самое же раннее упоминание о Крысолове, как полагают, восходит к витражу церкви на Рыночной площади (Маркткирхе) в Гамельне, выполненному около 1300 года. Сам витраж был уничтожен около 1660 года, но остались его описание, сделанное в XIV—XVII веках, а также рисунок, выполненный путешественником — бароном Августином фон Мёрспергом. Если верить ему, на стекле был изображён пёстрый дудочник и вокруг него дети в белых платьях.

Музыкант из Гамельна Познавательно, История, Легенда, Гамельнский крысолов, Википедия, Длиннопост, Текст

Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки, однако не существует единой точки зрения, что это были за события или даже когда они произошли. Среди исследователей нет единства, о чём именно может идти речь, но основные предположения выглядят так:


Детский крестовый поход - религиозное движение, в 1212 году охватившее одновременно Францию и Германию, состоявшее в том, что Христос не желает, чтобы Иерусалим освободили взрослые, отягчённые грехами, но позволит это сделать невинным детям, причём мирным путём.


Сторонники этой версии предполагают, что некий монах-проповедник сумел увлечь гамельнских детей, уговорив их примкнуть к армии Николая.


Однако принять эту теорию мешает то, что между детским крестовым походом и исчезновением гамельнских детей, как это событие описывают хроники, прошло 72 года, при том что память о крестовом походе продолжала существовать совершенно отдельно от гамельнской легенды. Противоречит предположению о монахе также мотив пёстрой одежды, известный уже в самых ранних версиях легенды.


Ещё одним «милитаристским» объяснением легенды следует полагать попытку возвести её к битве при Зедемунде (1259г), когда гамельнское ополчение вышло на бой против армии епископа Минденского в попытке с помощью военной силы закрепить за собой спорное земельное владение.


Так же некоторые историки предполагают, что  Чума ( она же Черная смерть),  послужила причиной гибели огромного количества молодёжи и детей, что и легло в основу легенды о пёстром дудочнике — то есть демоне смерти, уведшем их за собой. Однако и эта версия, кажущаяся убедительной, приходит в противоречие с легендой, так как описанные в хронике события произошли более чем за полвека до эпидемии Чёрной смерти, в то время как в конце XIII века крупных эпидемий не зафиксировано.


Также к причинам гибели относят: горный оползень или вспышку хореомании (Дьявольские пляски. Заболевание сопровождающиеся конвульсиями похожими на танец. (реально загуглите - есть такая фигня)). И это даже не принимая во внимание теории о похищении детей НЛО, цыганами, нападении средневекового маньяка педофила и т.д.


Пока ученые спорят, Гамельн вовсю эксплуатирует знаменитую легенду, давно переведя ее на коммерческую основу. Легенда о Крысолове прославила безвестный городок на весь мир и позволило ему извлекать из этого немалые выгоды. Напоминания о Крысолове тут буквально на каждом шагу. Фигура Крысолова изображена на церковном витраже рядом с гербом города. В центре Гамельна - скульптура Крысолова. Даже на стене Дворца бракосочетаний изображена сцена из знаменитой сказки.

Музыкант из Гамельна Познавательно, История, Легенда, Гамельнский крысолов, Википедия, Длиннопост, Текст
На центральных улицах города можно даже увидеть живых Крысоловов, облаченных в полосатые трико, сапожки с загнутыми носами и шляпы с перьями. Они без устали играют на флейтах. И звуки музыки то и дело перемежаются нежным шелестом купюр и позвякиванием монет.